Диссертация (1335917), страница 38
Текст из файла (страница 38)
Согласноконцепции Министерства образования и науки Российской Федерации, создание федеральныхуниверситетовдолжносодействоватьформированиюэффективныхрегиональныхобразовательных структур и укреплению связей учреждений высшего образования со сферами133бизнеса и индустрии, а также с социальной сферой федеральных округов73. Два университета сособым правовым статусом «уникальных научно-образовательных комплексов, старейшихвузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества» – МГУ иСПбГУ. Эти вузы учреждаются правительством Российской Федерации и подотчетныправительству, а не Министерству образования и науки, как все остальные вузы 74.
МГУ иСПбГУ обладают правом выдавать выпускникам дипломы собственного образца с гербовойпечатью Российской Федерации. Ректоры обоих университетов назначаются на должность иосвобождаются от нее президентом Российской Федерации. Национальные исследовательскиеуниверситеты представляют собой высшие учебные заведения, функционирующие на основепринципа интеграции науки и образования, т.е. одинаково эффективно осуществляющиеобразовательную и научную деятельность. Звание НИУ присуждается Министерствомобразования и науки Российской Федерации на конкурсной основе на десятилетний срок.Решение о присуждении данного звания принимается на основе учета ряда факторов, вчастности проводится оценка текущего состояния и динамики развития вуза, кадровогопотенциала, инфраструктуры, эффективности образовательной и научной деятельности и т.д.
В2010 году статус НИУ был присвоен 15 вузам. Академии являются вузами, осуществляющимиподготовкуширокогокругаспециалистовкакого-либоопределенногонаправлениядеятельности, в частности специалистов в области сельского хозяйства, экономики, финансов,здравоохранения и другие. Институты представляют собой вузы, осуществляющиеподготовку специалистов для работы в определенной сфере профессиональной деятельности,чаще всего по одной специальности.Респондент [2], являющийся научно-педагогическим работником двух российскихуниверситетов, имеющих разный статус (СПбГУ и Сыктывкарский государственныйуниверситет имени Питирима Сорокина), поделился своим видением того, как статусуниверситета влияет на объемы его финансирования: «Где-то года три назад было приняторешение о наделении нашего вуза [СПбГУ] и московского особым статусом. Это было связанос выделением средств на финансирование университета из федерального бюджета.
В частности,часть этого финансирования идет на поддержку зарубежных стажировок ученых. Эти средства73В настоящее время в России существует 10 федеральных университетов: Балтийский федеральный университетимени Иммануила Канта (БФУ), Дальневосточный федеральный университет, Казанский (Приволжский)федеральный университет, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Северный (Арктический)федеральный университет имени М.В.
Ломоносова, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова (СВФУ), Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), Сибирский федеральный университет,Южный федеральный университет (ЮФУ), Уральский федеральный университет имени первого ПрезидентаРоссии Б.Н. Ельцина (УрФУ).74Во времена СССР особым статусом был наделен только МГУ, который уже в те времена не состоял приМинистерстве образования и науки Российской Федерации.134не связаны с доходами университета от платы за обучение, которую вносят студенты. Это привилегия, которой, по-моему, в других российских вузах не наблюдается.
В других вузахсистема финансирования становится все более и более жесткой. У меня довольно близкиеотношения с ректором Сыктывкарского университета. […] и он стонет от того, что работатьстановится невозможно. Денег становится все меньше, регулирования – все больше. Онговорит, что вспоминает 90-е гг. как лучший период – он уже тогда был ректором. Не былоденег, зато была полная свобода зарабатывания денег.
Он говорит: «Если я за пару недель однуинструкцию необязательную тогда из Москвы получал, это было хорошо. Сейчас же каждыйдень по 10-20 инструкций, и все контролируются на исполнение». Т.е. денег в Москве попрежнему нет, зато для каждого шага куча инструкций, работать становится практическиневозможно, сплошная бюрократизация, каждый шаг контролируют, приходится урезатьрасходы и т.д.
Хотя тех денег, которые свалились на нас [СПбГУ], на них не сваливается».Сходство образовательного процесса в университете с образовательным процессом вшколе. Большое отличие российских университетов от немецких университетов состоит в том,что образовательный процесс в университете схож с образовательным процессом в школе.
Какправило, образовательный процесс опирается на стандартный учебный план, утвержденный вкачестве плана подготовки по определенной специальности. При этом право студентовсамостоятельно определять дисциплины, которые они хотели бы изучать в рамках выбраннойими специальности, является существенно ограниченным. Другая черта, в которой проявляетсясходство со школьной системой, - большое количество аудиторных часов, оставляющих маловремени для самостоятельной работы. Таким образом, существенным отличием междуроссийским и немецким университетом является то, что в немецкой системе студентавоспринимают как взрослого человека, который способен и имеет право брать на себяответственностьзаразвитиесвоейпрофессиональнойкарьерыисамостоятельноеформирование своего индивидуального плана.
В российской же системе, напротив, студентчасто предстает скорее немного повзрослевшим школьником, который, тем не менее, нуждаетсяв постоянном наставничестве и руководстве.Акцентнапреподавательскойдеятельности.Другимсущественнымотличиемроссийского и немецкого университета является то, что традиционно российский университетпредставляет собой, в первую очередь, образовательное учреждение, в то время как немецкаяакадемическая система, провозглашающая принцип единства преподавания и исследования,делает акцент не на преподавании, а на исследовании.
Как отмечалось ранее, в силуисторических причин в России на протяжении длительного времени существовало разделениепреподавания и исследования. Этот факт и по настоящее время играет большую роль. В товремя как в университетах Германии среди академического персонала давно сформировалась135традиция, культура высокой публикационной активности, т.к. именно число и качествопубликаций определяют шансы ученого на успешную карьеру, в российском университетеподобная культура начинает формироваться только сейчас.
Респондент [19]: «Всю жизнь от настребовали, чтобы мы учили студентов. А несколько лет назад стали требовать, чтобы мы еще истатьи писали. Где-то в 2010 г. появилось требование, что научно-педагогические работникидолжны не только преподавать, но также писать статьи, да еще и на английском и в большомколичестве. И народ, который до этого работал в университете 20 лет, и университет от негоничего такого не требовал, а теперь вынь да подай на следующий год.
Это, конечно, был шокдля многих. Мы не могли понять, почему мы именно на английском должны писать, почему унас русские статьи не ценятся».Опроцессеизмененияприоритетностиисследовательскойипреподавательскойдеятельности в российских университетах, в частности в СПбГУ, говорит респондент [3]: «[…]наш университет официально получил статус научного центра, и основное внимание теперьдолжно уделяться науке, конечно, наряду с преподаванием.
Но, определенно, большуюважность получает именно развитие науки в университете. С этим, к примеру, меняется статусмагистерских программ и аспирантуры, которые будут, наверное, получать большуюподдержку, и на них будет делаться акцент. […] Я думаю, что это - следование примеруевропейских стран и, может быть, Америки, т.к. от преподавателя в американских вузахтребуется постоянное проведение исследований и доказывание своей ценности для вуза именноиндексом цитирования, количеством публикаций и выпущенных книг.
Я думаю, что такой жепроцесс происходит у нас, особенно при разделении вузов на те, где в основном ведетсяпреподавание и обучение, и те, более престижные, может быть, которые объявлены ещенаучными центрами».Безусловно, некоторые российские ученые уже сейчас очень активно издают свои научныетруды, имеют публикации в высокорейтинговых журналах. Тем не менее, очевидным остаетсятот факт, что во многих университетах и во многих дисциплинах, особенно в гуманитарных исоциальных науках, где слишком долго от академического персонала ожидалось лишьосуществление преподавательской функции, требование проводить научные исследования ипубликовать их результаты в высокорейтинговых международных журналах - от которыхтеперь зависят занятость и академическая карьера, заработная плата и возможность получениягрантов - является новым, вызывает крушение прежней картины мира и, в целом, проходитвесьма болезненно.
Нельзя в одночасье новым распоряжением ректора университета заменитьстарую, формировавшуюся в течение длительного времени академическую культуру, старуюкартину мира на новую, которая отвечает новым тенденциям в науке и высшем образовании иимперативам конкурентной борьбы университетов. Очевидно, что потребуется значительное136время, чтобы в российских университетах сформировалась новая академическая культура,которая бы позволила российским научно-педагогическим работникам составить конкуренциюзарубежным коллегам в области публикационной активности.Относительно слабая связь с международным научным сообществом и достаточнонизкая степень включенности в него. В силу исторических причин, в частности в силудлительной закрытости России для остального мира, отстраненности от него, что связано спрежним политическим режимом, степень включенности России в международное научноесообщество долгое время оставалась очень низкой75. Четкий курс на усиление включенностиРоссии в мировое сообщество был взят лишь после распада СССР.
На текущий моментроссийская академическая система не может похвастаться столь солидной репутацией научногои образовательного центра на международном уровне, как, например, академическая системаГермании. Доля иностранных студентов и научно-педагогических сотрудников в российскихуниверситетах существенно ниже, чем в Германии.
В плане участия ученых в международныхнаучных конференциях и публикационной активности в международных научных журналахРоссия также находится далеко позади Германии. Тем не менее, следует отметить, чтопостепенно это отставание наверстывается, чему способствует высокая степень адаптивностироссийских ученых к меняющимся условиям, а также проводимая правительством РоссийскойФедерации и руководством российских университетов политика.Универсализм знания. Как и немецкие университеты, российские университетыпредставляютсобойуниверситетывполномсмыслеэтогослова,т.е.являютсямногопрофильными учреждениями высшего образования, предлагающими большой выборучебных программ в самых разных областях знания.Статус профессора университета в обществе. Статус профессора университета вимперской России и в СССР был очень высоким.