Диссертация (1174002), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Он есть глава церковной иерархии и судья по отношению к83Цит по: Холмогоров Е. Третий Рим: Очерк происхождения идеологии Правда.2004.80поведениюдуховенства,онявляетсяарбитромвспорахмеждумитрополитами, епископами и священниками, также обладает правомизбирать архиереев на вакантные епископские кафедры, а его постановленияимеют силу канонов»84.Общепринятый взгляд, господствующий в современной правовой наукена взаимодействие церкви и государства в Византии, где монарх считалсяглавой церкви, а в империи торжествовал цезарепапистский принцип.Данное мировоззрение оформилось в результате повсеместного господствазападноевропейскойлиберальнойидеологиивотношенииВизантии.Основой византийской политической системы, сформировавшейся еще вовремя императора Константина Великого, является взгляд на церковногосударственные отношения как на два автономных вида служения,имеющих единый источник и преследующих одну и ту же цель.
Даннаяидеология помимо отцов церкви была развита императорами КонстантиномВеликим, Феодосием, Юстинианом, Маркианом, а закреплена была вДигестах Юстиниана и полностью принята христианской церковью.В случае же, если во главе империи становился император,придерживающийся и насаждавший ереси, христиане всегда проявлялинеповиновение такому правителю, вплоть до свой смерти. Именно мученики,особенно занимающие высокое социальное положение, возглавляли борьбупротив императорской деспотии.
Большое количество жизнеописаний святыхначинаются словами «В царствование нечестивого царя…», что показываетхристианское сопротивление политической мощи государства, которуювозглавляет еретик, тиран или узурпатор.Французский византолог Жильбер Дагрон пишет: «Власть сама по себенелегитимна, а тот, кто обладает ею, способен стать таким, всяческипроявляя уважение к праву. Этой простой идее античная правовая мысльпридала форму парадокса, в котором первое высказывание заимствовано издревнегреческой литературы, а вторая часть цитаты вносила коррективы:84Там же.81император не подчиняется законам, так как он сам есть “живой закон”, нозаконный император должен стараться соответствовать законам. Корочеговоря, правитель обретает легальность только через обращение кзаконности»85.Отечественный историк М.
В. Зызыкин озвучивает достаточнолиберальную позицию по отношению к ошибкам императоров: «не нужнозабывать, что даже когда монарх защищал еретическое учение, он непротивопоставлял его христианской вере, а считал, хотя и ошибочно, себялишь верным выразителем церковного учения, еще не нашедшего своеговыражения в соборном решении церкви. Необходимо понимать, что Божийпромысел допустил правителю насаждать еретическое вероучение какистинное христианство»86.Подводя некоторые итоги, необходимо отметить, что право в Византиизанимало важное место. Конечно, на право в Византии огромное влияниеоказало христианство, но отождествлять византийскую правовую систему схристианским правом нет причин. Но в то же время византийская правоваясистема была очень далека и от западноевропейских правовых семей.Таким образом, необходимо отметить, что византийское правоформировалосьвважнойгосударственно-церковныхсфережизниотношений.Новсейприимперии,огромномвсферевлияниихристианства внешняя форма права в Византии с юридической точки зренияесть продолжение и эволюция римского права.Вместе с тем хотелось бы особенно подчеркнуть, что в периодВизантийскойимперииримскоеправоподверглосьзначительнойпереработке.
Именно византийские юристы придали римскому праву болееменее законченный вид. По сути, греко-римское право легло в основуполитико-правового8586развитияпреимущественнозападноевропейскихДагрона Ж. Император и священник. — СПб.: Алетейя, 2002.Зызыкин М. В. Царская власть и закон о престолонаследии в России. — София, 1924.82государств. При этом стоит отметить, что правовая система Византийскойимперии формировалась в тесном союзе церкви и государства.83Глава 2. Государственно-правовая мысль в творениях отцов церквиIII-VIII веков2.1. Идеи отцов церкви о царской власти и законеНадо понимать, что христианство по своей сути менее всего былоучением политическим.
Никаких законов и теорий политического свойстваСпаситель не привносил. В его миссию не входило переустройствоустановившегося исторически гражданского порядка человеческой жизниили провозглашение каких-либо новых политических целей.С точки зрения христианского учения церковь, основанная ИисусомХристом, приходит в мир, порабощенный грехом и смертью, чтобы изменитьего и привести к спасению всех стремящихся к этому. Именно поэтомуцерковь с христианской точки зрения является спасительным ковчегом,который спасает Господь и выводит из погибающего и гибнущего мира.Народ в своем историческом развитии объединяется естественным путем вопределенную политическую организацию, называющуюся государством(политией), которое состоит из людей.Императорское,государственноеначалоВизантиибылооченьсильным.
И всё-таки вряд ли государственная власть, как принято считать,пусть даже и Богом установленная, могла иметь серьезные позиции безобщественной поддержки. Именно Византийская империя стала наследницейРимской империи — ведь императорский титул после падения Римасохранился как раз в Константинополе.ВнешнеВизантияпредставляласобойогромноеколичествонародностей, входивших в ее состав, которые жили на своих территориях.Империя представляла собой очень пестрое и колоритное образование, гдеразличные области были совершенно друг на друга не похожи. Единствоэтой огромной территории придавали монархическая форма правления ицерковь. Немецкий юрист Карл Шмитт пишет: «Императорская власть в84средние века трактуется как наиболее правильная форма правлениячеловеческой общности, как communitas perfectissima, она понимается приэтом не как родственная царской власти, но как более всеобъемлющееединство,совершенноеединствоособогорода,способствующееустановлению мира и справедливости между разными народностями»87.Церковь, гонимая государством, всегда стремилась сотрудничать сним, и когда к власти пришел император Константин, церковь сразуапеллировала к нему как к единственному и легитимному судье сразрешением донатистского раскола88.
Император принял участие в этомпроцессе, по аналогии с полномочиями императора, как верховного жрецаpontifex maximus, арбитра в вопросах культа (jura circa sacra)89. И церковнаявласть использовала авторитет и политическую мощь императора дляположительного решения вопроса. Хотя есть и другая точка зрения на этотэпизод истории Византии: когда донатисты обратились к императорскомуправосудию, дабы решить их спор, то император Константин отказал им,ссылаясь на то, что он не имеет полномочий решать догматичные ирелигиозные споры. Ему приписывают такой ответ: «Какое безумство! Онидела небесные хотят решать как земные, — апеллируют ко мне, как будто этокасается моей компетенции»90.В языческом мире Pontifex Мaximus являлся главой всех религиозныхкультов и течений, при этом сохраняя свою независимость от них.
А теперь,в силу с бескомпромиссной позиции христианства по отношению к инымрелигиям, император становится защитником и покровителем церкви вборьбе с инакомыслящими и еретиками внутри церкви.87Шмитт К. Новый Номос. — М., 2008. — С. 69.Донатистский раскол — церковный раскол в Карфагенской церкви, начавшийся впервом десятилетии IV века. Донатисты настаивали на том, что Церковь являетсяобществом святых, а не смешанным сообществом праведников и грешников.89Карташёв А. В. Церковь и государство». — Варшава: Синод. Типогр., 1937.
— С. 154.90Костогрызова Л. Ю. Дисс. Эволюция церковно-государственных отношений в Византиив законодательстве императоров.8885В Византийской империи не существовало обожествления монаршейвласти, и можно предположить, что сохранились лишь отголоски в видеобщепринятой формы и терминов, в которые было привнесено новоесодержание, не противоречащее христианству. Религиозный характеримператорской власти выражался только в признании, что императорполучает свой сан от Бога, и в постоянном участии, какое императорпринимал в делах церкви.Император Константин провел четкую грань между гражданским ицерковным судопроизводством, и последнее он не подчинял светскомузаконодательству.
Епископам, отсутствовавшим на первом Вселенскомсоборе, император письменно сообщал об утвержденных на соборепостановлениях: «Устроенное по Боговдохновенному решению стольких итаких святых епископов с радостью примите, как Божественную заповедь,ибо всё, что постановлено на Святых Соборах епископов, должно бытьприписано Божественной воле»91. Император Константин считал Вселенскийсоборвысшейцерковно-политическойинстанцией,передкоторойподотчетен сам император. Константин Великий не стремился влиять навнутреннюю политику церкви, а всё государственное законодательство онпреобразовывал по аналогии с христианскими догматами.