Диссертация (1173940), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Полагаем, на законодательном уровне следуетзакрепить требование об обязательном заключении договора об участии висследовании в виде единого документа, определить его понятие исущественные условия.Решение данного вопроса будет способствоватьконкретизации прав и обязанностей сторон и позволит избежать возможныхзлоупотреблений и правонарушений.158§2. Договор страхования жизни и здоровья участников клиническогоисследования лекарственного препарата для медицинского примененияВ соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об обращениилекарственных средств» жизнь и здоровье лиц, принимающих участие вклиническом исследовании лекарственного препарата для медицинскогоприменения,должныбытьзастрахованы.Страхованиеучастниковисследования осуществляется на основании договора, сторонами котороговыступают страхователь, в лице организации, имеющей разрешение напроведениеклиническогоисследованиялекарственногопрепарата, истраховщик, обладающий необходимой лицензией в соответствии сзаконодательством.
Согласно положению п. 2 ст. 927 ГК РФ, котороеконкретизируется в п. 3 Типовых правил обязательного страхования жизни издоровьяпациента,участвующеговклиническихисследованияхлекарственного препарата, договор заключается в пользу застрахованных лиц– участников клинических испытаний. Каждому из них присваиваетсяиндивидуальный идентификационный код, который вносится в специальныйреестр, являющийся приложением к договору страхования. Застрахованныелица выступают выгодоприобретателями в случае причинения вреда ихздоровью в ходе клинических испытании. В свою очередь, при причинениивреда их жизни согласно п.
9 ст. 44 Федерального закона «Об обращениилекарственныхсредств»выгодоприобретателямипризнаютсялица,утратившие кормильца в соответствии со ст. 1088 ГК РФ. В случае еслитаковых нет, то родители, супруг, дети умершего участника клиническогоисследования лекарственного препарата, затем лица, на иждивении которыхоннаходился,илица,возместившиерасходынапогребениевсоответствующем порядке.Договор страхования жизни и здоровья участников исследованияявляется договором в пользу третьего лица, в связи с чем пп «а» п. 23 Типовыхправил страхования наделяет непосредственно застрахованное лицо правомтребовать осуществления страховщиком страховой выплаты. Механизм159реализации указанного права предусматривается в п.
25 акта. Некоторыеученые относятстраховыесоглашенияв пользутретьеголица кмногосторонним договорам, указывая, что их сторонами выступаютстрахователь, страховщик, застрахованное лицо и выгодоприобретатель1.Полагаем,чтодоговорстрахованияжизнииздоровьяучастниковклинического исследования все-таки является двусторонним, так как иныелица не участвуют в заключении договора2.Договор страхования по общему правилу является реальным3 исчитается заключенным с момента уплаты страховой премии или страховоговзноса (п.
1 ст. 957 ГК РФ). Иначе обстоят дела с квалификацией договорастрахования жизни и здоровья участников исследования. П. 15 Типовыхправил страхования разграничивает момент заключения договора страхованияжизни и здоровья участников исследования и момент вступления его в силу.Согласно данному пункту, с одной стороны, договор считается заключеннымс момента подписания сторонами. С другой стороны, он вступает в силу послеполучениястраховщикомотстрахователяреестраиндивидуальныхидентификационных кодов пациентов, при условии выплаты страховойпремии. При этом, указанные реестры направляются заказчиком уже послеподписания договора, что прямо указано в п.
13 (6), 13 (7) Типовых правилстрахования. Исходя из формулировки данных пунктов можно предположить,что договор страхования после подписания приобретает силу юридическогофакта, но никаких правовых последствий для сторон не порождает. Полагаем,что причиной установления такого положения законодателем является то, чтодоговорстрахованияжизнииздоровьяучастниковисследованияпредоставляется в Минздрав РФ для получения разрешения на проведениеклинического исследования.
В связи с тем, что только после выдачи1См.: Венедиктов А.С. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органоввнутренних дел: Дисс… к..ю.н. СПб., 2005. С. 77.2См.: Кулаков В.В. Обязательство и осложнения его структуры в гражданском праве России // СПС «Гарант».3См.: Советское гражданское право: Учебник. Т.2. / Отв. ред. В.А. Рясенцев. М., 1965 С.
560; Лаасик Э.Я.Советское гражданское право. Часть особенная. Таллин, 1980. С. 297; Советское гражданское право / Подобщ. ред. В.Ф. Маслова, А.А. Пушкина. Т. 2. Киев, 1983. С. 282 и др.160разрешения ведется набор участников исследования, возникает разрыв вовремени между подписанием договора и фактическим возникновением понему прав и обязанностей.Представляется, что договор страхования жизни и здоровья участниковисследования является сделкой под отлагательным условием.
При этом неясным остается какое именно событие следует квалифицировать как условие,с наступлением которого у сторон возникают права и обязанности. Можнопредположить, что таковым является передача организатором исследованияреестра идентификационных кодов страховщику. Однако, тогда подобноедействие,необладаетпризнакомвероятности,характернымдляотлагательного условия.По нашему мнению, условием возникновения прав и обязанностей подоговору страхования данного вида следует считать выдачу Минздравом РФразрешения на проведение конкретного клинического исследования.
Именнос этого момента у страховщика будут возникать такие обязанности, какпредоставление реестра идентификационных кодов и выплата страховойпремии. В свою очередь, исполнение им указанных действий будет являтьсяоснованием для возникновения полного комплекса прав и обязанностей усторон по договору страхования жизни и здоровья участников исследования.При этом, исходя из того, что в условной сделке существование договоразависит от наступления или не наступления самого условия1, следует говоритьо том, что, наоборот, при неполучении разрешения на проведениеисследования права и обязанности у сторон по договору страхования невозникнут вовсе.П. 14 Типовых правил страхования предусматривает лишь один способзаключения договора страхования жизни и здоровья участников исследования-подписаниедокументасторонами.Послезаключениядоговоразастрахованному в рамках договора о проведении исследования лицу выдается1C o l i n e t C a p i t a n t Cours de droit civil.
II. 1924. p. 659. См. Также: R o s t a i n g Manuel des assurances. 1924.p. 18; W a h l «Précis de droit commercial». 1922. p. 483.161полис обязательного страхования жизни и здоровья пациента, участвующегов клинических исследованиях. В литературе выделяются различные функциистрахового полиса. В.И. Серебровский высказывал мнение, что полисстрахования является односторонним документом, а именно обещаниемстраховщика уплатить обусловленную договором сумму при наступлениистрахового случая, функцией которого является удостоверение договорастрахования1.
М.Я. Шиминова полагает, что страховой полис носитмногофункциональный характер: придает договору письменную форму,выражаетсогласиестраховщиказаключитьдоговориявляетсядоказательством заключения договора2. Что касается страхового полисаучастника клинического исследования, то в соответствии с п. 17 Типовыхправилстрахованияонвыполняетособуюфункцию,посколькуисключительно подтверждает статус застрахованного лица. Аналогичнаяпозиция выражается и в судебной практике3.Ст.
927 ГК РФ предусматривает два вида страхования: добровольное иобязательное.закономОбязательноеобязанностьстрахованиезастраховатьпредполагаетжизнь,здоровьеустановленнуюигражданскуюответственность лиц, в отличие от добровольного, осуществляемого пожеланию лиц, заинтересованных в нем4. В литературе выделяются следующиепризнаки обязательного страхования: оно, как правило, устанавливается наоснованиифедеральныхзаконов;условиявозникающихотношенийопределяются не договором, а нормативными актами; страхование носитпринудительный характер5.Страхование жизни и здоровья лиц, участвующих в клиническомисследовании лекарственного препарата для медицинского применения,1См.: Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву.