Диссертация (1173940), страница 19
Текст из файла (страница 19)
2013.N 253.2Существует несколько точек зрения относительно влияния получения лицензии на правоспособностьюридического лица. Одни авторы полагают, что наличие лицензии ограничивает правоспособностьорганизаций, так как при принудительном лишении их лицензии у них сохраняется право осуществлятьнелицензируемые виды деятельности (См.: Кашковский О.П. Правоспособность организаций в сфере выборавидов деятельности // Юрист. 2001. N 10. С. 39; Брагинский М., Ярошенко К. Граждане (физические лица).Юридические лица: Комментарий к ГК РФ // Хозяйство и право.
1995. N 2. С. 10 – 13; Курбатов А.Я.,Пирогова Е.С. Ограничение правоспособности и дееспособности юридических лиц - должников в рамках дело несостоятельности (банкротстве) // СПС «КонсультантПлюс» и др.). Высказывалось мнение, что получениелицензии превращает общую правоспособность в специальную (См.: Постановление Пленума Верховногосуда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных сприменением части первой Гражданского кодекса РФ» // Вестник ВАС РФ. 1996.
N 9; Спектор Е.И.Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. // СПС «КонсультантПлюс» и др.) Другиеюристы связывают получение лицензии с возникновением дополнительной правоспособности юридическоголица или же с ее расширением. Объясняется это тем, что, приобретая лицензию, юридическое лицо получаетновые возможности для осуществления определенной деятельности (См.: Лихотникова Е.П.
Некоммерческиеорганизации: правосубъектность и право собственности: Автореф. дисс... к.ю.н. М., 2004. С. 9, 17; Тотьев К. Ю.Лицензирование по новым правилам: необходимость и перспективы реформ // Хозяйство и право. 2001. N12. С. 7 и др.). А.В. Коровайко, в свою очередь, считает, что лицензирование лишь определяет границыправосубъектности юридического лица (См.: Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ.
Теория,87выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске копределенному виду работ. В соответствии с Федеральным законом от04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»1деятельность по организации и проведению клинического исследованиялекарственного препарата для медицинского применения не относится к числулицензируемых (лицензия требуется лишь на производство лекарственныхсредств, в случае если оно осуществляется заказчиком на территории РФ2) .Однако п. 4 ст. 38 Федерального закона «Об обращении лекарственныхсредств» предусматривает, что клинические исследования лекарственногопрепаратадлямедицинскогопримененияпроводятсянаоснованииразрешения на проведение клинического исследования лекарственногопрепарата,выданногоуполномоченнымфедеральныморганомисполнительной власти.
Этот орган ведет реестр выданных разрешений,содержащих указание на цель или цели клинических исследований. Внастоящее время соответствующими полномочиями наделено Минздрав РФ.На октябрь 2019 года им было выдано 5881 разрешения на проведениеклинических исследований3. Правовая природа указанного разрешения четконе определена.законодательство, практика: учебное пособие. М., 2001. С. 34). С.Е.
Якушева указывает на то, чтолицензирование является дополнительным требованием, предъявляемым законом для веденияопределенных видов деятельности, не оказывающим влияние на правоспособность лица. В подтверждениесвоих выводов автор отмечает, что даже при наличии лицензии законом юридическим лицампредоставляется возможность осуществлять и иные не запрещённые виды деятельности (См.: Якушева С.Е.Соотношение лицензирования и специальной правоспособности // Российская юстиция. 2003. N 11. С.16-17).Полагаем, стоит согласиться с точной зрения, высказанной Н.В. Козловой и А.В.
Габовым. Предоставлениелицензии, по их мнению, является наделением лица субъективным правом на осуществление определеннойдеятельности и никак не влияет на объем правоспособности юридического лица (См.: Козлова Н.В. Указ. соч.С. 27; Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). М., 2014. С. 741).1Собрание законодательства РФ. 2011.
N 19. ст. 2716.2Требование необходимости лицензии на производство лекарственных средств при проведенииклинических исследований, закреплено в ст. 39 Федерального закона «Об обращении лекарственныхсредств». Необходимость получения данной лицензии, связана с тем, что создание пробных лекарственногопрепарата, подлежащих клиническому исследованию, также подчиняются требованиям закона, касательнопроизводства лекарственного препарата, являющегося объектом клинических исследований.3ОфициальныйсайтМинздраваРФ:URL.:http://www.grls.rosminzdrav.ru/CiPermitionReg.aspx?PermYear=0&DateBeg=&DateEnd=&DateInc=&NumInc=&RegNm=&Statement=&Protocol=&Qualifier=&ProtoNum=&idCIStatementCh=&CiPhase=&RangeOfApp=&Torg=&LFDos=&Producer=&Recearcher=&sponsorCountry=&MedBaseCount=&CiType=&PatientCount=&OrgDocOut=2&Status=&NotInReg=0&All=0&PageSize=99&order=DATE_PERM&orderType=asc&pageNum=1.88В литературе неоднократно обращалось внимание на проблемуразграничения таких терминов как «разрешение» и «лицензирование»,поскольку как было отмечено ранее, ГК РФ не предусматривает получениеюридическими лицами разрешений на занятие определенной деятельностью,отличных от лицензии.Различие между лицензией и разрешением не очевидно, так как«анализируя нормативные правовые акты, иногда сложно сказать, чемотличаются лицензии от разрешений и почему законодатель использует то илииное название для обозначения конкретного разрешительного метода»1.Наиболее распространенной является точка зрения о выделении понятияразрешения в широком смысле, как санкционирования государством, котороевключает в себя не только лицензирование, но и выдачу разрешения в узкомсмысле для занятия определенной деятельностью2.По мнению Е.И.
Спектор разрешение «подтверждает законноевхождение субъектов предпринимательской деятельности в хозяйственныйоборот, и служит основанием для осуществления соответствующего действияили деятельности», в отличие от лицензии, которая лишь подтверждаетправосубъектность предпринимателя, то есть способность осуществлять видыдеятельности, предусмотренные законом. Она также обращает внимание нанеобходимость в ряде случаев, предусмотренных законом, иметь какразрешение, так и лицензию для осуществления определенных видовдеятельности.
При таких обстоятельствах разрешение является продолжениемлицензии3.А.Б. Багандов полагает, что отличие разрешения и лицензии сводится косуществлению контроля со стороны государственных органов: в первомслучаеэторазовыйконтрользасоблюдениемтребованийзакона1Валяев Ю.К. Метод разрешения в административном праве России: Монография. М., 2009. С. 183.См.: Мильшин Ю.Н., Юрьева Ю.С.
Разрешение и лицензия в Российском законодательстве: теоретикоправовой аспект // Вестник Евразийской академии административных наук. 2007. N 1. С. 108 – 114;Лицензионное право РФ. Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. Дмитриев Ю.А. М., 2004. С. 75.3См.: Спектор Е.И. Соотношение понятий «лицензия» и «специальное разрешение» в контексте статьи 171 УКРФ и статьи 14.1 КОАП РФ // Адвокат. 2006. № 11. С.
12–16.289(предварительный), а во втором – постоянный (последующий)1. Однакоконтрольные мероприятия со стороны государства проводятся и после выдачиразрешения на осуществление определенного вида деятельности, что,фактически, сводит указанную особенность к нулю2.Предпринимались также попытки разграничения лицензирования ивыдачи разрешений по субъектному составу, направленности и т.д.
Однако кожидаемым практическим результатам они так и не привели3.При этом большинство авторов рассматривают «лицензию» и«специальное разрешение» в узком смысле как синонимы4, посколькуаналогичная позиция помимо ст. 49 ГК РФ отражена и в иных правовыхдокументах, в частности, в Федеральном законе «О лицензированииотдельных видов деятельности».Полагаем, что лицензия и разрешение не тождественные понятия.Выдача разрешения - один из видов разрешительной деятельности государства(разрешения в широком смысле слова) наравне с лицензированием и незаменяет его в полном объеме.
Получение разрешения является юридическимфактом, предоставляющим заказчику возможность организовать проведениеконкретного исследования конкретного лекарственного препарата, в отличиеот лицензии, предоставляющей право и возможность осуществленияопределенной деятельности, предусмотренной в лицензии, на постояннойоснове. По нашему мнению, отношения, возникающие при полученииразрешения призваны создать условия для проведения клиническогоисследования и являются организационными по своей правовой природе.Организационныеотношенияпредставляютсобойпредпосылки1См.: Багандов А.Б. Лицензирование как административно-правовой режим // «Черные дыры» в российскомзаконодательстве.
2005. N 1. С. 354 - 367.2См.: Субанова Н.В. Разрешительные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации.М., 2012. С. 153.3См. напр.: Червякова Т.А. Понятие и элементы разрешительной системы // Административное право ипроцесс. 2011. № 6. С. 44 и др.4См.: Игнатюк Н.А., Терещенко Л.К. Предпринимателю о разрешительных процедурах: регистрация,лицензирование, аккредитация, таможенный контроль, судебная практика. М., 2004.
С. 62; Валяев Ю.К. Указ.Соч. С. 26; Шохин Д.В. Административно-правовой институт разрешительной системы в механизмегосударственного управления: Автореф. дис. … к.ю.н. М., 2012. С. 14).90возникновения имущественных отношений1. В литературе указывается, чтообъектом организационного отношения является деятельность его субъектов,направленная не на прямой экономический результат, а на создание условийдля его скорейшего и более эффективного достижения2. Чаще всего к нимотносят отношения, складывающиеся при получении лицензии, разрешения,регистрацииюридическогогосударственнойлица,регистрацииликвидацииииндивидуальногореорганизации,предпринимателя,банкротстве лиц и др.3Согласно п.