Диссертация (1173747), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Многие же положения, перечисленные вкачестве принципов, имеют исключения. Значит, они не есть принципы. Так вст.10 УПК РФ, названной «Неприкосновенность личности», речь идет именно оправилахограничениянеприкосновенностиличности,вернее,свободычеловека. То же самое и в ст.12 «Неприкосновенность жилища», в ст.13 «Тайнапереписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иныхсообщений», в действительности говорится не о неприкосновенности этих прав,а о правилах ограничения этих самых конституционных прав. Поэтому данные33Е.В.Марковичева, например, по этому поводу пишет: «Полагаем, что как раз ускорение уголовногосудопроизводства в значительной степени способно обеспечить охранительную направленность современнойуголовной юстиции.
Сокращение длительности уголовного судопроизводства в ряде случаев способствуетохране интересов как обвиняемого или подсудимого, так и потерпевшего. Более того, сокращение времени отмомента совершения преступления до наказания виновного в полной мере отвечает столь популярной всовременной России модели контроля над преступностью. В то же время за счет ускорения судопроизводствасокращается тот период, в течение которого лицо подвергается уголовному преследованию, к немуприменяются меры процессуального принуждения… Кроме того, при медленном правосудии плохо работаеттак называемый механизм вторичной превенции, то есть снижается предупредительная и воспитательнаянаправленность уголовного судопроизводства» (Марковичева Е.В. Ускорение уголовного судопроизводства какгарантия обеспечения прав лиц, вовлеченных в сферу уголовной юстиции // Российская юстиция.
2009. N 9. С.65 – 66/СПС «Консультант Плюс»).34См., напр.: Хрестоматия по уголовному процессу России: Учебное пособие/ автор-сост. Э.Ф.Куцова. М.:Городец. 1999. С.68-93.30статьи, содержащие исключения из «неприкосновенностей» прав, никак немогут быть отнесены к статьям, содержащим принципы, поскольку принципы –есть начала, от которых не отступают, у них не может быть исключений.Следовательно, это не принципы, а правила ограничения конституционных правграждан – так сказано и в самой Конституции РФ (ст.55). Гарантии жесоблюденияправисоблюденияпорядкаограниченияэтихправпродекларированы в УПК РФ, в ст.
11 «Охрана прав и свобод человека игражданина в уголовном судопроизводстве», что также, судя по признакампринципов,имеетмалообщегоспоследними.Принцип,которыйдействительно можно вывести из приведенных норм таков: при ограниченииконституционных прав человека нужно не забывать о самом человеке и уважатьего человеческую сущность – богоподобие. Почти вплотную к этому началуподошла ст.9, но она называется «уважение чести и достоинства личности», аправильнее было бы ей называться «уважение личности».35При этом высказывается мнение, что принцип уголовного процесса, этота идея, которая характеризует уголовный процесс в целом, т.е. «не можетотноситься к одной стадии процесса, институту, норме».36 Однако это мнениедалеко не является всеобщим. Например, Н.И.Газетдинов, поддерживаявысказанную точку зрения37, принципиально не соглашается с Ч.С.Касумовым,который писал, что принцип может реализовываться в одной или несколькихпроцессуальныхстадиях,нонепременно--встадиисудебногоразбирательства».38 Однако нельзя отказываться от наличия особенных,стадийных начал.39 Так, если принцип состязательности ярко проявляется в35М.В.Духовской, раскрывая этот принцип, цитировал Н.В.Муравьева: «Нельзя не отметить высокой черты вдеятельности нового суда – это уважение к личности, попадающей под суд… Суд признает в каждомчеловеческие права и гражданскую личность.
Даже карая и взыскивая, суд бережет человека, а не угнетает и неунижает его». (Духовской М.В. Русский уголовный процесс. М., 1905. Цит по: Хрестоматия по уголовномупроцессу России: Учебное пособие/ автор-сост. Э.Ф.Куцова. М.: Городец. С.90).36См.: Ванеева Л.А. К вопросу о теоретических и методологических основах исследования принциповуголовного судопроизводства// Право и политика. 2007. N 6; Проценко В. Критерий систематизации принциповуголовного судопроизводства // Российская юстиция. 2005. N 1-2. С.
88.37Газетдинов Н.И. Понятие, сущность и социальная ценность принципов уголовного судопроизводства//Российский судья. 2007. N 10.38Касумов Ч.С. Презумпция невиновности в советском праве. Баку: Элш, 1984. С. 24.39“Содержанию принципов уголовного процесса свойствен общий характер. Это означает, что их действие пообщему правилу должно распространяться на все стадии уголовного процесса (с учетом, разумеется, специфики31стадии судебного разбирательства, то на стадиях досудебных состязательность,даже по действующему законодательству, крайне своеобразна, если на стадиирасследования действует принцип тайности процесса, то в стадии судебной –действует его противоположность, т.е.
гласность и т.д. И эти примеры не естьисключения из принципа состязательности или принципа гласности, поскольку,безусловно, у принципов не должно быть исключений40 -- это просто другиеначала.Внаукевысказывалисьиболеесмелыеутверждения:«…методологически правомерно говорить о принципах не только уголовногопроцесса в целом, но и о принципах досудебного и принципах судебногопроизводства, о принципах той или иной стадии, о принципах обвинения,защиты, допроса, обыска и т.д.»41.В-четвертых,неотъемлемымпризнакомуголовно-процессуальногопринципа является его нормативное закрепление. Однако речь здесь идет непросто об очередном признаке принципа, а о втором важнейшем дискуссионномвопросе в определении уголовно-процессуального принципа, о дискуссионныхвопросах упоминалось выше.
По этой проблеме существуют различные точкизрения, которые можно объединить в несколько групп. Первая группа требует отпринципа обязательной закрепленности (поименованности) в законе. Так, Т.Н.Добровольская дает определение принципов уголовного процесса, указывая,что это -- "закрепленные в законе исходные положения…»42. В.Н. Карташовпишет, что «разнообразные юридические идеи и идеалы только тогдастановятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выраженыв нормативно-правовых актах или иных формах права»43. Ч.С. Касумов считает,что «принцип должен быть закреплен в уголовно-процессуальном законе».44конкретных стадий).
Тем не менее в доктрине названный признак не считается первостепенным, зачастуюуступая место критерию значимости вопроса, регулируемого принципом, в конкретно-исторической ситуации»(Курс уголовного процесса/под ред.Л.В.Головко. М., 2016. С.261).40См.: Ванеева Л.А. К вопросу о теоретических и методологических основах исследования принциповуголовного судопроизводства // Право и политика. 2007. N 6; Проценко В. Критерий систематизации принциповуголовного судопроизводства // Российская юстиция.
2005. N 1-2. С. 88.41Давлетов А.А. Принципы уголовно-процессуальной деятельности //Известия вузов. Правоведение. 2008. N 2.42Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса. М.: Юрид. лит., 1971. С. 16.43Карташов В.Н. Принципы права. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М., 2001. С. 222 -223.44Касумов Ч.С.
Презумпция невиновности в светском праве. Баку: Элш, 1984. С. 24.32М.Л. Якуб считал, что "принципы уголовного процесса или права -- этозакрепленные в законе… положения».45Вторая группа мнений противоположна первой – согласно этой точкезрения закрепление в законе не есть неотъемлемый признак уголовнопроцессуального принципа. Так, Л.А.Ванеева со ссылкой на авторитетА.М.Ларина46 и А.С.Александрова47 отмечает, что «принципы уголовногосудопроизводства коренятся в правовом сознании народа. Как основные,исходныеположенияоборганизациисудопроизводстваониявляютсяэлементом достаточно высокой правовой культуры. Но законы принимаютсязаконодателем (человеком). Поэтому не все основные идеи могут оказатьсявоспринятыми законодателем»48.
В.Т. Томин по этому поводу писал: «принципыуголовного процесса появляются еще до того, как они формируютсязаконодателем, что принцип…остается принципом уголовного процесса даже втом случае, если он прямо еще не сформулирован ни в каком нормативномакте»49. О.В.Качалова, не соглашаясь с позицией, что принципами уголовнопроцессуального права являются лишь нормы-принципы, закрепленныеУголовно-процессуальнымкодексом50,основанной«преждевсегоналегистском правопонимании, ограничении российского права по существутолько нормативными правовыми актами, принимаемыми управомоченнымиорганами и лицами», со ссылкой на В.В.Ершова51 пишет, что «принципыроссийского права, в том числе и права уголовно-процессуального, должнызависеть не от субъективного усмотрения законодателя, а от объективносуществующих и изменяющихся общественных отношений».52 С.С.
Алексеев45Якуб М.Л. Процессуальная форма в советском уголовном судопроизводстве. М., 1981. С. 43.См.: Ларин А.М. Уголовный процесс: структура права и структура законодательства. М.: Наука, 1985. С. 23.47См.: Александров А.С. Принципы уголовного процесса // Правоведение. 2003. N 3. С. 165 и след.48Ванеева Л.А. К вопросу о теоретических и методологических основах исследования принципов уголовногосудопроизводства// Право и политика.
2007. N 6.49Томин В.Т. О понятии принципа советского уголовного процесса // Труды высшей школы МООП РСФСР.Вып. 12. М., 1965. С. 193 - 195.50См.: Уголовный процесс: учебник / под ред. П.А. Лупинской. М., 1995; Уголовный процесс: учебник / под ред.А.В. Смирнова. М., 2008 и др.51Ершов В.В. Российское право с позиций легизма и интегративного понимания права // Российскоеправосудие. 2011. N 10.52Качалова О.В. Обеспечение права на справедливое судебное разбирательство как принцип современногороссийского уголовно-процессуального права // Российский судья. 2014. N 6. С. 11 - 15.4633пишет:«принципыреальнозаложенывправенезависимооттого,сформулированы ли они в научном познании или нет».53 С такой же точкойзрения выступает А.А.