Диссертация (1173747), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Любое несоответствие в этихсоотношениях в большинстве своем оценивается как несправедливость» (Бозров В.М. О проблемесправедливости в уголовном судопроизводстве//Российский судья. 2005. N 4.//СПС «Консультант Плюс»).99Москалькова Т.Н. Нравственные основы уголовного процесса: Стадия предварительного расследования:автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 1997.
С.19.100Cahn E. Justice. Jn. International encyclopedia of Social sciences. 1968. Vol. 8. P. 346. Цит.по: Бозров В.М.Указ.соч.101См.: Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879. С. 154 – 155.47не расходимся друг с другом и сами с собой?»102 Адам Смит писал:«Существует, впрочем, добродетель, соблюдение которой не предоставлено нанаш произвол, которая, напротив, может быть истребована насильственно,забвение которой побуждает к негодованию и вызывает, стало быть, наказание.Добродетель эта – справедливость.
Нарушение справедливости представляетсяоскорблением».103Критерий же субъективной справедливости сформулирован давно – этозолотое правило нравственности, согласно которому «не поступай с другим так,как не хочешь, чтобы поступали с тобой, а поступай так, как хочешь, чтобыпоступали с тобой».Можно было бы и дальше приводить множество высказываний,соображений и мнений о справедливости, но, по всей видимости, они тожебудутукладыватьсявпредложеннуюклассификациюпроявленийсправедливости104. Однако целесообразно попытаться использовать, помимоисследования высказываний ученых, еще один методологический подход визучении понятия справедливости – это обращение к подсознательному,глубоко национальному, к архетипу, историко-мировоззренческой основе. Какизвестно, наука является таковой лишь в том случае, если свидетельствует обобъективно действующих закономерностях бытия.
«Теория, как бы она ни былаэлегантна и экономна, должна быть отвергнута или подвергнута ревизии, еслиона не истинна», – писал Дж.Ролз и с этой мыслью трудно спорить105, хотя сам102См.: Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 173.Адам Смит. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. С.95.104Н.В.Васильев и А.В.Бажанов пишут: «Когда мы говорим о справедливости, мы редко предполагаемконкретный юридический институт или же конкретную совокупность нормативных требований.
Чаще всего этопонятие является квинтесенцией неких абстрактных, универсальных, общечеловеческих ценностей и отражаетнаши ожидания от действия законов морали и права, видения должного соотношения составляющих порядка,представление о достижении всеобщего блага и гармонии». (Васильев Н.В., Бажанов А.В. О соотношениипонятий «материальная» и «формальная» справедливость в уголовном судопроизводстве // Современныепроблемы законности и справедливости в уголовном процессе: материалы международной научнопрактической конференции, посвященной 80-летию заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук,профессора Анатолия Петровича Гуляева.
Негосударственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования «Московская академия экономики и права». М., 2014. С.150).105Ролз. Дж. Указ.соч. С. 19.10348же он представлял концепцию справедливости, «которая обобщает до болеевысокого уровня абстракции знакомую теорию общественного договора»106.Основой, которая формировала и формирует культуру,а то имировоззрение целых народов и даже цивилизаций является христианство. Задоказательством далеко ходить не надо – по календарю сейчас 2018 год отРождества Христова.
И в основе Кантовских суждений о справедливости107лежит библейский завет: возлюби ближнего своего, как самого себя.Представления Прудона по этому поводу тоже основаны на христианскомпринципе о любви к ближнему.108ДлятысячелетнейжеисториирусскогоПравославиятакаяметодологическая основа исследования более чем действительна и актуальна.Как известно, первоисточником христианства в целом и, Православия вчастности, является Священное Писание, а потому, если обратиться к Библии,можно найти содержательные догматы и методологическую основу познаниянашей истории, культуры и права.
Во многих местах Библии есть упоминание106Ролз. Дж.Указ.соч. С. 25.«Ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость; все другие виды зла, которые нам приходитсятерпеть, ничто по сравнению с ней» (Кант И. Приложение к Наблюдениям над чувством прекрасного ивозвышенного(изпосмертноизданныхрукописей1764г.).В6т.Т.2.С.200.(http://krotov.info/lib_sec/11_k/kan/t_2_125.htm). Широко известно и другое изречение И.Канта: «Когдасправедливость исчезнет, то не останется ничего, что могло бы придать ценность жизни людей» (см., напр.:aphorism-portal.info›2007/09/06/immanuil_kant.html)108См.: Прудон.
Что такое собственность или исследование о принципе права и власти. М., 1919. С. 23.Г.В.Мальцев писал: «Консервативные теоретики выводят моральные основания права не из гипотетическихконструкций отношения народа к государственной власти (теории демократии, в сущности, все гипотетичны),но из некоторых «абсолютных» источников – воли Бога, законов разума, объективного духа и т.д., и потому ихзащита моральных оснований права более последовательна, принципиальна, их позиции в отличие отлиберально-демократических менее подвержены релятивизму, размыванию, противоречиям». (Мальцев Г.В.Указ.соч.
С.С.6-7). Излагая вопросы нравственности, Мушников опирался на различные классическиеисточники – от Платона (учение о добродетелях) до Канта (учение о нравственных обязанностях человека). Онписал: «Христианство раскрыло человечеству, что источник нравственного добра есть сама Божественная воляи что нравственный закон есть внутренний закон Божий, “написанный в сердцах” людей (Римл. 2, 15): если самБог, создав человека, подчинил духовную его природу нравственному закону, то и соблюдение человеком этогозакона есть требование Божественной воли, а нарушение его есть грех против Бога» (Русская философия права.Антология/ сост.: Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников М.В. Санкт-Петербург, 1999.
С.112). Вторит емуи П.И.Новгородцев, отмечая, что «земная человеческая жизнь никогда не может притязать на совершенство иправду, но «всегда нужно стремиться и тяготеть к правде высшей» (Новгородцев П.И. Существо русскогоправославного сознания. http://student.lnpu.edu.ua/ua/znatu/yurk/book1/pravosl.htm). Б.Я.Осипян пишет:«Юриспруденция (jurisprudence), означающая в буквальном переводе с латинского «богоразумность»,«правоблагоразумие», или «божественный навык мыслить и совершать благоразумные поступки», подобнодругим наукам, развивается кумулятивно, объединяя в себе результаты исследований многих правоведов во всевремена, даже если они придерживаются различных взглядов на понятие права и по-разному решают одни и теже правовые проблемы» (Осипян Б.Я.
Понятие правометрии или межерологии права // Государство и право.2005. №8. С.14).10749слова «справедливость». Это означает, что для тех, кто соизмерял и соизмеряетсвое мировоззрение со Священным Писанием (речь не только о конкретномчеловеке, но и о целых народах), справедливость может пониматься только так,как об этом говорится в Священном Писании, поскольку именно так«справедливость» определил Сам Бог. Чтобы выявить, какое значение, какойсмысл имеет это слово в Библии, можно сравнить церковно-славянский текст ирусский синодальный перевод.
В результате сравнения, которое для экономии«научного пространства диссертации» здесь не приводится, можно увидеть, что«справедливость» несет в себе следующие смыслы: «праведность», «правда»,«угодность», «удобство», «достойность», «истина», «месть», «судебный», а«несправедливый», еще и как «злой», «ничтожный». Здесь и эмоциональнаяоценка категории, и объективная ее ценность, и практицизм, т.е. те же триипостасипроявлениясправедливости(справедливостьматериальная,справедливость формальная и справедливость субъективная). Однако при всёмэтом многообразии явно преобладающим является смысловой оттеноксправедливости как правды, истины.Таким образом доказывается правильность предложенного пониманияпринципа справедливости – единство трех ипостасий. Поэтому такоепонимание сущности справедливости будет использоваться в исследованиипринципа справедливости, но уже применительно к уголовному процессу вцелом, и к досудебному производству в частности.Именно эта основа русского правосознания и права, сознательно илинеумышленно была заложена в преамбуле Конституции РФ в словах «чтяпамять предков, передавших нам веру в добро и справедливость», а через нееКонституционный суд РФ разъясняет принцип справедливости для уголовногопроцесса109.109О.И.
Рабцевич пишет: «В отличие от всех остальных прав человека, закрепленных в декларации,применительно к праву на справедливое судебное разбирательство, можно утверждать, что это право являетсяобычно-правовой нормой международного права. Об этом свидетельствует довольно обширная практикагосударств (причем не только современного периода, требования к справедливой судебной процедуревстречаются и в очень древних документах, например в Ветхом Завете. Вообще можно утверждать, что право насправедливый суд имеет библейские корни.