Диссертация (1173721), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Тем неменее, введение такого термина в законодательство о недрах с нормативнымзакреплением определения его понятия, позволило бы установить особыйправовой режим участков недр с акцентом на их общественную значимость.70Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: МГУ. 2003. С. 55Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. №2.
1996. С. 56-57, 59; ВасильеваМ.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: МГУ. 2003. С. 54.72Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: МГУ. 2003. С. 62.73Там же.7145Такой режим позволил бы учесть специфические особенности публичногоинтереса в горном праве. Роль государства была бы сведена не только и нестолько как собственника, сколько к защите общественного достояния мерамигосударственного принуждения. Поэтому, по мнению диссертанта, понятие«общественное достояние» должно быть, скорее всего, отмечено не как признакпубличного интереса, а как принцип правового регулирования отношенийнедропользования.Развернутую характеристику признакам публичного интереса дал А.А.Даньков.
В одной из своих работ он отмечал: «В теории права принято выделятьряд основных признаков: … такой интерес является единым для некоторойсоциальной общности, подразумевает наличие неких установленных правил,норм, требований, которые являются основополагающими для существования иподдержания всей социальной структуры данного общества. Эти правилавоспроизводят некие устойчивые связи, позволяющие в процессе социальноговзаимодействия продуцировать целостность социальной общности»74.
В даннойтрактовке можно выделить сразу несколько признаков: единство для социальнойобщности; наличие правил, правовых норм, устанавливающих требования подостижению этого интерес и устойчивые связи между элементами социальнойобщности.Другим признаком по мнению А.А. Данькова является «обязательноепризнание и обеспечение правом того государства, которое в результатеосознания объективных потребностей своего существования и развитияопределило данный публичный интерес в качестве значимого для себя исоставляющей его основу социальной общности, конкретизировало пути испособы его достижения, и готово к защите признанного им интереса мерамигосударственного принуждения»75. С таким суждением следует согласиться,обосновывая такой вывод тем, что признание и обеспечение правом, наличие74Даньков А.А.
Баланс частного и публичного интересов и его значение в правоприменительной деятельности.URL: http://www.samoupravlenie.ru/16-05.htm (дата обращения: 27.10.2014. 15.10)75Там же.46путей и способов его достижения, а также готовность государства к защитепризнанного им интереса мерами государственного принуждения являетсяправовым средством государственного признания законности публичногоинтереса, обеспечиваемого материальными и процессуальными нормами права.ТретьимпризнакомпоА.А.Даньковуявляется«стремлениексамосохранению, путем создания механизмов (системы норм), подчиняющихчастный интерес публичному.
В государстве проблема соотношения частного публичного приобретает иной характер, появляется возможность жесткого,причем легитимного ограничения прав частных лиц в целях защиты общего.Именно поэтому представляется необходимым дать общий поход к нахождениюбаланса частного и публичного, исходя из философского понимания государстваи его целей»76. С таким утверждением трудно не согласиться.
Этот тезисподтверждает вывод о приоритете публичного интереса над частным в случаевозникновения между ними конфликта. Однако, при этом, необходим, вопервых, четкий механизм такого ограничения с соответствующими мерами,направленныминаобеспечение,связанныхстакимиограничениямиобязательств. Во-вторых, разработка и утверждение порядка реализации этогомеханизма. Тем не менее, к примеру, в горном праве это происходит не всегда,что в итоге снижает возможность максимальной гармонизации публичных ичастных интересов. В частности, в современном законодательстве о недрахпревалируют, в основном, обязывающие нормы. В рамках правоотношения,удостоверенного лицензией на пользование недрами, такое обязывание ничем неподкреплено, кроме санкций в виде изъятия лицензии, влекущих прекращениедобычи полезных ископаемых и остановку горного предприятия, что приводит кнеобратимымнегативнымпоследствиямэкономического,социального иэкологического характера.
Причина – недостаточный учет особенностейпроцесса добычи полезных ископаемых, когда приостановление и прекращениедеятельности требует определенных дополнительных технических действий и76Там же.47времени, связанных с безопасной консервацией. Следовательно, мера, связаннаяс изъятием лицензии невыгодна ни государству, ни недропользователям.Следующим признаком А.А. Даньков называет тот факт, что «границамежду сферами частного и публичного интереса подвижна, обусловленауровнем социально-экономического и особенностями исторического развитияобщества,определяетсязаконодателемвзависимостиотназревшихпотребностей государственного и общественного развития. Определение этойграницы, наряду с формированием интересов через правовое регулирование, исоставляет проблему сочетания (обеспечения баланса) публичных и частныхинтересов;» … и «частные и публичные интересы неоднородны, чтопредполагает возникновение противоречий не только между частными ипубличными интересами, но и между отдельными их разновидностями.
Напрактике это находит свое отражение в спорах между двумя субъектамичастного права, либо противоречиях между федерацией и еѐ субъектом»77.Подтверждениемправильноститакогосужденияявляетсяситуациявнедропользовании. Например, противоречия между публичными образованиямив споре по поводу трансграничных участков недр – между субъектамиРоссийской Федерации, а также между федеральным органом управлениягосударственным фондом недр и субъектом Российской Федерации в связи спрекращениями права пользования недрами на участке недр, расположенного натерритории этого субъекта, в связи с нарушением условий недропользования. Врезультате федеральный орган управления фондом недр требует прекращенияправа пользования недрами, но при этом, органы власти субъекта РоссийскойФедерации возражают, аргументируя наличием безработицы в регионе иотсутствием поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации.
Однако,это, скорее всего, не столько признаки, сколько свойства публичных интересов.И, наконец, последний признак А.А. Данькова: «внешним признаком, покоторому можно отличить частное от публичного, обыкновенно является способ77Там же.48защитыотношения.Судебнаязащитанарушенногочастногоинтересавозбуждается по требованию самого заинтересованного лица, носителя этогоинтереса, защита осуществляется в форме гражданского процесса в результатепредъявления гражданского иска. Защита публичного интереса, охраняемогоправом, ложится на органы государственной власти, которые по долгу службыдолжны вступаться за этот интерес в случае его нарушения по инициативеорганов государственной власти и осуществляется в форме административногоили уголовного процесса»78.
А.А. Даньковым указано, что защита публичногоинтереса осуществляется в форме административного или уголовного процесса.Однако,защитапубличногоинтересаосуществляетсятакжевформегражданского судопроизводства. Например, нормами части второй статьи 21Закона Российской Федерации «О недрах»79 установлено, что владелец лицензиина пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные влицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срокапрекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцемлицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеютправо взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке. Изприведѐнной нормы видно, что органы предоставившие лицензию обращаются всуд в защиту публичного интереса.И так, перечисленные выше ученые выделили следующие признакипубличных интересов, которые можно систематизировать по следующимгруппам: - субъектный состав, к которому относятся, предлагаемые А.А.Даньковым «признание и обеспечение правом … государством», а также«защита публичного интереса, охраняемого правом, ложится на органыгосударственной власти»80.
Действительно, выразителем публичных интересов, атакже осуществлением их защиты является государство. Такие признаки78Даньков А.А. Баланс частного и публичного интересов и его значение в правоприменительной деятельности.URL: http://www.samoupravlenie.ru/16-05.htm (дата обращения: 27.10.2014. 15.10).79Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.80Даньков А.А. Баланс частного и публичного интересов и его значение в правоприменительной деятельности.URL: http://www.samoupravlenie.ru/16-05.htm (дата обращения: 27.10.2014. 15.10).49подчеркиваютзначимостьинтересадлявсегообществаиликрупныхсоциальных групп, выражающего жизненно важные интересы граждан; признание государством, которое осуществляется посредством «наличия …установленных правил, норм, требований», а также «созданием механизмов(системы норм), подчиняющих частный интерес публичному»81. То естьинтересы обеспечены правом и закреплены в законодательстве.
При этомиспользуется преимущественно императивный метод правового регулированиянедропользования; - объектный состав, включающий в себя отмеченное вработах М.И. Васильевой, С.А. Сосны «общественное достояние»82, а такжепредлагаемый М.И. Васильевой «жизненно важный характер»83. К такимпризнакам также следует отнести объективную экологическую обусловленностьприродно-климатическими и горно-геологическими условиями, исчерпаемость,невозобновляемость ресурсов недр.Сучетомособенностейгорныхотношенийэтипризнакиможнодетализировать следующим образом.Субъектный состав.
Начиная с субъектного состава, целесообразноопределить, что одним из признаков публичного интереса является присутствиев отношениях государства, который рассматривается как один из элементовсубъектного состава.В нормах Конституции Российской Федерации, включая преамбулу, указантакже субъект права – многонациональный народ. При этом понятиемногонациональный народ означает, «во-первых, совокупность граждан России,во-вторых, объединение всех населяющих Российскую Федерацию народов(этносов), других этнических общностей»84. Пунктом 2.1 ПостановленияКонституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 г.
№ 10-П «По81Там жеВасильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: МГУ. 2003. С. 54, 55; Сосна С.А. «Оконцепции общественного достояния» // Государство и право №2 1996. С. 56-57, 59.83Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: МГУ. 2003. С. 62.84Конституция Российской Федерации. Комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова.М.: Юридическая литература 1994. С. 56.8250делу о проверке конституционности отдельных положений КонституцииРеспублики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организациизаконодательных(представительных)иисполнительныхоргановгосударственной власти субъектов Российской Федерации» КонституцияРоссийской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета иисточникавласти,следовательно,непомимомногонациональногопредполагаеткакого-либонародаиногоРоссии,и,государственногосуверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.