диссертация (1169947), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Офшоры – неотъемлемая,важная, но в определенной степени скрытая часть бизнеса, при этом онаполностью законна.Исходя из ответов респондентов, можно сделать вывод, что различныероссийские инвесторы активно используют офшоры, но не чаще, чемпредставители развитых стран. При этом мотивы у российских инвесторовиные, нежели у них (в основном, защита прав собственности). При этомзначительная часть средств возвращается в Россию, что связано как снеобходимостью вести бизнес в России, так и со сложностями в контроле запортфелем в другой юрисдикции.
Также возврат средств в Россию вочередной раз подтверждает гипотезу о защите прав собственности какосновном мотиве вывода средств российскими инвесторами в офшоры.Вцелом,интервьюированиеподтверждаетнамикроуровнепредыдущие выводы по работе, сделанные на основе статистических данных.2.3. Практические аспекты организации и использования офшоровроссийскими резидентамиВ данном разделе рассматриваются типичные, в том числе и дляРоссии, способы организации офшоров и схемы их использования. Данныйанализ основывается прежде всего на опыте российских и зарубежныхбизнесменов, имевших дело с офшорами. Информация получена в результате82неструктурированных интервью с респондентами А-К, а также из источниковв сети интернет.Для целей настоящей главы и диссертации под российским инвесторомпонимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее илиорганизующее перевод собственных средств за рубеж в целях осуществлениякоммерческой деятельности либо с иными намерениями.
Под иныминамерениямиобычноподразумеваетсясохранениеи/илиуправлениесобственным капиталом.Технически учредить офшорную компанию значительно проще, чемкоммерческую организацию, например, в России. Пакет документовминимален, затраты невысоки. Однако еще проще создать офшорнуюкомпанию через посредника. В большинстве стран включая Россиюсуществуютюридическиеорганизацииофшорныхкомпании,компанийпредоставляющие(далее–услуги«консультанты»),полибопродающие готовые офшорные компании.
Что характерно, количество такихконсультантов весьма велико 1 и их деятельность составляет стабильный идоходный бизнес, что в очередной раз свидетельствует о популярностиофшоров.Офшорную компанию можно создать из любой точки мира в любойдругой точке мира в интересах лица из любой третьей страны 2.
Большинствомелких инвесторов предпочитает пользоваться услугами юридических фирм,расположенныхвихсобственнойстране,попричинеудобства.Использование иностранной юридической конторы ведет к появлениюиздержек на корреспонденцию, усложняет принятие решений, возможныязыковые барьеры и прочие сложности. Тем не менее, существует мнение,что для организации офшорной компании, с помощью которой можно хотябычастичнообезопаситьсвоисредствалибооптимизироватьДостаточно дать в поисковые системы запрос «офшоры и международное налоговое планирование» налюбом языке. Предложений будут сотни.2Например, российский бизнесмен не выходя из своего кабинета (через посредников) может создатькомпанию в Панаме с номинальным директором из Мексики и счётом на Кипре, пользуясь услугамиэстонской юридической компании.
Со счетами в респектабельных банках всё сложнее.183налогообложение, необходимо пользоваться услугами зарубежной фирмы,причём чем меньше экономически и политически страна нахожденияконсультанта связана со страной нахождения инвестора, тем лучше длябезопасности, поскольку такой консультант имеет максимальные сведения обинициаторе процесса и через него чаще всего проходит поток документов,связанных с деятельностью офшорной компании. Соответственно, в случае,если консультант находится в той же стране, что и инвестор (например, вРоссии), то при проверке деятельности консультанта соответствующиеорганы могут получить информацию об офшорной деятельности инвестора,и начать его разработку. В случае же, когда консультант находится зарубежом, местным государственным структурам нет смысла передаватькакие-либо сведения российской стороне (кроме, разумеется, получившихширокую огласку случаев и уголовных дел).
Вторым приемлемым вариантомможет быть использование для целей работы с офшорами структурныхподразделений юридического лица в стране базирования основного бизнеса(юридические департаменты) или в иностранных филиалах. Однако второйвариант подразумевает крупный бизнес, большие затраты, необходимостьналичия в штате узкоспециализированных работников 1 и риск утечкиинформациивнутрисобственнойстранычерезнедобросовестныхработников головного офиса компании. В частности, многие российскиекрупные компании имеют представительства за рубежом, в частности,некоторые из них представлены в Лондоне, Люксембурге, Нидерландах, наКипре.Соднойстороны,этиподразделенияпозволяютпрощевзаимодействовать с зарубежными партнерами, с другой – это удобныеплатформы для осуществления финансовой и юридической деятельности зарубежом, вероятно, и с использованием офшоров.Дляорганизацииинформацииоофшорнойбенефициаре,компаниидостаточноможетнепредставителятребоватьсядоначалаОбщий уровень юридической грамотности «продавцов» офшоров невысок.
Существует большой разбросуровня компетенции, а надёжных способов сравнивать – нет.184финансовых движений по счетам офшорной компании, после чего офшорнаякомпания автоматически подменяет своего хозяина как контрагента воперациях. Так, в случае возникновения серьезных претензий со сторонырегулирующих органов, неизбежно в цепочке появляется консультант, и онне будет заинтересован в сокрытии информации о своем клиенте в целяхсобственной экономической и физической безопасности. Здесь следуетотметить, что для раскрытия информации должны быть выполненынесколько условий:•претензиизаконодательствадолжныстраныбытьобоснованнымибазированиясконсультанта.точкиНапример,зренияеслисогласно британскому законодательству российский гражданин привёл встрану деньги легально и легально зарегистрировал фирму, российскиеорганы не могут, ссылаясь на то, что россиянин якобы не заплатил налоги,требовать раскрытия информации.
По меньшей мере, необходимо будетрешение британского суда, чтобы в отношении такого российскогогражданина начали приниматься какие-либо меры, даже выдача сведений осуществовании такого клиента. А для решения британского суда необходимосоответствующее решение российского суда, правомерное с точки зренияорганов Великобритании.•должнабытьугрозарепутацииибизнесуконсультанта.Вдействительности практически любой консультант не будет обращатьвнимания на реальный характер проводимых сделок, он лишь будет делатьвид, что его ввели в заблуждение относительно характера проводимыхопераций, либо вообще о них не знал.
В случае, если существуетподтверждение незаконной деятельности клиента, консультант вряд ли будетего защищать.•материальные и репутационные потери для консультанта от раскрытияинформации должны быть меньше таковых от ее нераскрытия. Т.е. выгода отналичия определённого клиента и репутации надёжного партнёра должна85быть больше рисков, связанных с сокрытием интересующей властиинформации.Следовательно, для российского инвестора крайне важно бытьлегитимнымконсультантасточки(именнозрениязаконодательстваконсультанта,страныорганизатора,т.к.базированияофшорныеюрисдикции часто даже не знают бенефициаров своих компаний), т.к.именно власти этой страны имеют возможность истребовать документы илиинформацию об инвесторе.
К примеру, британская юридическая компания неответит на запрос МВД или ФСБ России, но сразу отреагирует на запрос изместных силовых структур. Как показывает практика 1, британской стороненеинтересно разбираться в отношениях между российскими гражданами ироссийским государством. Человек, инвестировавший в Великобританию 1млн. фунтов и более 2, приобретает вид на жительство. Великобританияпублично заявляет об открытости для инвесторов, поскольку они приносят ейдоход. Однако в случае, если бы это нарушало международные соглашения ивредило имиджу Великобритании, подобные инвесторы были бы выданы безпромедления. При определенных условиях добиться от британских компанийвыдачи информации о деятельности российских инвесторов и их финансовыхи офшорных операциях было бы возможно, тогда, сославшись на нарушениероссийских законов, российские органы могли бы попытаться добитьсяэкстрадиции, однако, поскольку этого не происходит, такие инвесторы сточки зрения британского законодательства легитимны.Чаще всего стоимость офшорных компаний не так высока (от 700-800долл.
в год плюс столько же за учреждение), чтобы консультант был сильнозаинтересован в защите отдельного клиента, к которому возник интерес состороны финансовых органов.12Ситуация с Березовским, Чичваркиным, Бородиным и другими примерами отказа в экстрадиции.. [электронный ресурс]. URL: http://www.bridgeltd.co.uk/English/immigration-to-uk-tier1-investor.php86Отсюда следует вывод, что российские инвесторы в своей деятельностистараются соблюдать нормы международного права, в частности, странырегистрации офшорной компании.Приучрежденииофшорнойкомпаниичерезпосредниковизсобственной страны существует набор дополнительных рисков, характерныхи для России:•невысокая квалификация консультанта.