диссертация (1169902), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Однако для фирм с уже достаточновысокимуровнем долгастоимость новыхзаимствованийоказываетсячрезмерно высокой.Таким образом, стандартным ответом банка на ухудшение состояниябалансастановитсясокращениекредитования,чтозамедляеттемпэкономического роста.12Создание нового неоклассического синтеза совпало по времени спериодом«Великогоуспокоения»(theGreatModeration),которыйхарактеризовался низкими темпами инфляции и устойчивым уровнем выпуска12Mishkin F. Financial Stability and the Macroeconomy // Central bank of Iceland, Department of Economics, WorkingPaper № 09, 2000.23в развитых странах.Разразившийся в 2007-2009 годах финансово-экономический кризисспособствовал всплеску интереса к взаимодействию финансового и реальногосекторов экономики и возможности трансмиссии нестабильности между ними.Говоря словами Н. Стерна, главного экономиста Всемирного банка, «…когдавсе идет хорошо, работа финансового сектора незаметна, но, когда ситуацияухудшается, его провалы становятся болезненно очевидными».13Модели,разрабатываемые в рамках нового неоклассического синтеза, оказалисьнесостоятельнымивпредсказаниисменытрендамакроэкономическойдинамики и стали подвергаться критике.
Используемые DSGE-модели былиоснованы на предпосылкахо рациональных агентах, стремящихся кмаксимизации полезности, а колебания экономической активности объяснялисьэкзогенными шоками. Роль финансового сектора, таким образом, сводиласьлишь к рассмотрению денежного рынка, положение на котором центральныйбанк мог без труда регулировать через канал процентной ставки, по которомурезультат воздействия регулировочного импульса передавался в реальныйсектор. В этих моделях не учитывались теневой банкинг, сабпраймкредитование,взаимосвязимеждуфинансовымиинститутами,уровеньлевереджа в экономике, вероятность возникновения кризисов ликвидности идр. Безусловно, нельзя говорить о том, что эти явления до кризиса вовсе неизучались, но они были разрозненны и оторваны от DSGE-моделей.Традиционные макроэкономические модели и финансовая экономика не имелиникаких общих точек соприкосновения. В итоге, после кризиса все чаще сталиговорить о необходимости более глубокого анализа финансового сектора иучета его структуры при построении моделей бизнес-циклов.Финансирование роста: выбор методов в изменчивом мире.
Политический доклад об исследованияхВсемирного банка // Пер. с англ. публикации Всемирного банка - М.: Весь мир, 2002. - 240 с.1324Кризис 2007-2009 годов возродил закономерный интерес к концепции«финансовой хрупкости» Х. Мински, а изучение финансовых циклов, которые,по мнению экспертов МВФ, более агрессивны и опасны, чем обычные бизнесциклы, приобрело особую значимость.Продолжительность и амплитуда финансового цикла зависят от режимарегулирования финансовой системы, денежно-кредитной политики и реальногосектора. Как правило, финансовые кризисы скоротечны, пик кризиса, которыйассоциируется с системным банковским кризисом, проходит быстро – за 1,5года, однако, весь финансовый цикл длится дольше – до 16 лет.
Бизнес-циклтрадиционно ограничивается временным интервалом от 1 года до 8 лет. Сучетом того, что финансовые кризисы могут порождаться как внутренними, таки внешними причинами, они не обязательно совпадают по времени спонижательной фазой бизнес-цикла. Если же они накладываются друг на друга,то говорят о наступлении системного кризиса, последствия которого намногосерьезнее, чем просто у финансового кризиса.
Причем, чем больше кредитнаяэкспансия в фазе подъема, тем сильнее ожидается рецессия в реальном секторево время спада.14Фазы финансового цикла различаются по источникам фондирования иинтенсивности кредитной экспансии. На первой – адаптационной – фазепроисходит сжатие кредита реальному сектору и накопление банками«избыточной» ликвидности как ответная реакция на недавно произошедшийкризис. Важным источником пополнения ресурсов финансового сектора в этойфазе являются денежная эмиссия центрального банка и увеличение средств насчетах предприятий.По мере завершения адаптации наступает вторая фаза – сберегательная,на которой ключевым ресурсом становятся депозиты населения. РеальныеJordà Ò., Schularick M., Taylor A.
When Credit Bites Back // Journal of Money, Credit and Banking. 2013. Vol. 45№ 2, pp. 3-28.1425процентные ставки по кредитам еще высоки, однако предприятия, население игосударство постепенно повышают спрос на заимствования в банковскомсекторе.Далее–благодаряростуоптимизмазаемщиковиснижениюсберегательных мотивов домашних хозяйств – вкладов населения уженедостаточно для фондирования кредитных операций банков. Наступает третьяфаза – активное привлечение внешних займов.
Вместе с тем растет уязвимостьфинансового сектора и экономики к внешним шокам. Повышение оптимизмаэкономических агентов стимулирует ускорение роста долга, все в большейстепени фондируемого за счет внешних ресурсов. Стоит отметить, что натретьей фазе увеличение чистого долга банков перед внешним миром означает,что риск возможных, в случае внезапного валютного шока, потерь будетперераспределяться от банковской системы на бизнес и домохозяйства, и можетвызывать замедление экономической активности. Однако, влияние внешнегодолга более существенно в развивающихся странах, чем в развитых.15На третьей стадии наблюдается значительный опережающий ростинвестиций и текущих расходов по отношению к доходам предприятий инаселения.
В таких условиях возникает вероятность перехода к Понцифинансированию в терминах Х. Мински. В результате шоков это можетпривести к развертыванию самоусиливающейся кризисной цепочки: ростнеплатежей по кредитам – замедление динамики кредитования финансовымиинститутами – снижение потребительского и инвестиционного спроса –замедление экономического роста – замедление динамики доходов – ростнеплатежей по кредитам. На этот же процесс указывают К.
Азариадис и Л.Каас, 16 утверждая, что финансовые шоки приводят к колебаниям в реальнойМамонов М.Е., Пестова А.А., Магомедова З.М., Солнцев О.Г. Опыт разработки системы раннего оповещенияо финансовых кризисах и прогноз развития банковского сектора на 2011-2012 гг. // Журнал Новойэкономической ассоциации. 2011. №12. - c. 41-76.16Azariadis C., Kaas L., Wen Y. Self-Fulfilling Credit Cycles // FRB of St.
Louis Working Paper № 2015-005A, 2015.1526экономике за счет «самореализующихся колебаний на рынках кредита». Этозначит, что из-за ожидания рецессии (когда увеличивается уровень неплатежейпо кредитам) происходит снижение объемов кредитования банками, что, в своюочередь, ведет к падению цен на активы и замедлению экономическойактивности в стране.В основе финансового цикла лежит факт существования категориикредита. За счет кредита рыночные агенты имеют возможность увеличиватьсвое текущее потребление и инвестиции, что позволяет достичь более высокогоуровня экономического роста.
При отсутствии ссудного процента, темпы ростаВВП изменялись бы синхронно с ростом производительности труда. Врезультатезасчетналичиякредитаобеспечиваетсяболеебыстрыйэкономический рост в начале бизнес-цикла и более глубокий спад в конце.17С помощью определенных индикаторов можно достаточно точноотслеживать накопление риска в финансовой сфере. Наиболее полно и«экономно» описать развитие финансового цикла помогают показателикредит/ВВП и динамика цен на недвижимость (чаще всего используется разрывв темпах роста цен на недвижимость и доходов индивидов). Безусловно, дляописания финансового цикла применяются и другие индикаторы - динамикапроцентных ставок, волатильность индикаторов фондового рынка, уровнябанкротствфинансовыхинститутов,задолженностипокредитам,достаточности капитала, объем выданных кредитов.
Однако, большинствоисследователей сходится во мнении о том, что изучение динамики объемапредоставленных кредитов и цен на недвижимость - это минимальный наборпоказателей, который необходим для адекватного отражения возможнонаступающихфинансовыхограничений(кредит/ВВП)ивосприятияинвесторами соотношения риск/доходность (цены на недвижимость). АнализКотюжанский М.
А., Мехряков В.Д. Большой и малый финансовый циклы // Банковское дело. 2014. № 2.- с.20-25.1727взаимодействия этих двух индикаторов является наиболее содержательным дляописания финансового цикла. Отклонение данных показателей от ихисторического тренда можно рассматривать как предвестник финансовогокризиса.Предвестником финансового кризиса может служить не толькодинамика «сугубо финансовых» индикаторов, но и макроэкономическихпеременных (изменение динамики ВВП, объема промышленного производства,инфляции), и показателей внешнего сектора (изменение сальдо торговогобаланса, обменного курса).Макроэкономические шоки могут воздействовать на финансовый секторпо двум основным каналам: во-первых, они отражаются на стоимости икачестве активов, которые финансовые институты держат в своих портфелях;во-вторых, в условиях общей экономической нестабильности ухудшаютсяпоказатели банковского сектора.Спрос на кредит предъявляют экономические агенты в зависимости оттекущего уровня производства и условий кредитования.
Темпы роста ВВПотражают общеэкономическое состояние и напрямую связаны с качествомактивов банковского сектора.Уровень инфляции также влияет на ситуацию в банковском секторе. Вопервых, инфляция приводит к тому, что имущество перераспределяется откредиторов к должникам, кредит возвращается подешевевшими деньгами. Вовторых, увеличение инфляции сокращает реальные процентные ставки истоимость заимствования, что увеличивает спрос на кредит и способствуетчрезмерной кредитной экспансии.Если говорить о шоках внешнего сектора, то, учитывая тот факт, чтофинансовый и валютный кризисы часто сопутствуют друг другу, показателивнешнего сектора также могут использоваться в качестве индикаторов –предвестниковфинансовогокризиса.Вчастности,ростотношения28положительного сальдо текущего счета платежного баланса к ВВП обычновлечет за собой значительный приток в страну экспортной выручки, котораяпоглощается финансовой системой.