диссертация (1169515), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Academic Capitalism: Politics, Policies and the Entrepreneurial University. Baltimore: TheJohn Hopkins University Press, 1997. P. 38.61Учитывая, что технонаука существует главным образом в электроннойформе, позволяющей практически моментальное распространение, эта сферапо определению относится к глобальному полю, что позволяет говоритьименно о транснациональном академическом капитализме. При этомглавным проявлением режима являются сетевые феномены – «новые узлызнания;возникновениеновыхпосредническихорганизаций;связи,обеспечивающие взаимодействие государственного и частного секторов,расширениеинституты,управленческихполномочий,профессорско-преподавательскийпредставителейинтеллектуальныхпрофессийпозволяющихсостав,исвязыватьадминистраторов,студентовсновойэкономикой»92.
И то, что выразителем режима являются именно сетевыеобразования, а не институты, связанные с национальными государствами,служит дополнительным основанием для его тесной ассоциации сглобальным полем. Сети такого рода прямо работают на созданиевозможностей для «трансциональных практик», которые автор теории«транснационального капиталистического класса» Лесли Склер определяеткак«практики,пересекающиеграницы,нонеинициируемыегосударственными представителями или акторами»93.По наблюдениям финского исследователя Илкки Кауппинена сетеваяоснова академического капитализма сближает воспринявшие этот режимуниверситеты с транснациональными корпорациями. «ТНК продвигаюттранснационализацию ИР с помощью стратегии создания множества центровобучения и знаний. Как и предполагается моделью открытых инноваций,ТНК предпочитают направлять процесс обучения извне вовнутрь, т.е.
онихотят иметь своих представителей во многих удаленных друг от другагеографических точках с тем, чтобы обеспечить возможность собственногообучения и прибавления знаний к своей базе ИР»94. В условиях92Slaughter S., Rhoades G. Academic Capitalism and the New Economy. Baltimore: The John Hopkins UniversityPress, 2003. P.
15.93Sklair L. The Transnational Capitalist Class. Oxford: Blackwell, 2001. P. 4.94Kauppinen I. Towards Transnational Academic Capitalism // Higher Education, 2012, vo. 64. P. 543-556. P. 549.62транснационального академического капитализма (ТАК) эта стратегия можетосуществляться,например,следующимобразом:«ТАКдаетТНКвозможность проводить ИР в рамках сложных транснациональных схем ипередавать часть работ зарубежным университетам. Это подтверждаетсяисследователями, которые еще с 1990-х утверждали, что связи между ТНК иих "национальной научной базой" ослабевают, особенно в малых странах, всвязи с тем, что ТНК расширяют транснациональное сотрудничество сзарубежными центрами знаний»95.
Таким образом, ТНК «имеют ивозможность, и желание к установлению заграничных связей, особенно суниверситетами мирового уровня, которые благодаря этому интегрируются втрансграничные сети капитала»96.С точки зрения географии эти сети распределяются неравномерно.«Например, утверждается, что для ТНК, которые располагают масштабной ивысокоразвитой базой ИР в стране происхождения (например, в США), неттаких же серьезных стимулов распылять существенную часть ведущихся ИРи инноваций, как для ТНК, происходящие из стран, в которых национальныеинновационные системы менее развиты. Таким образом, в соответствии сэтими взглядами, для ТНК характерна неравномерная транснационализацияэкономических практик, основанных на знании, которая зависит от ресурсовзнания в странах происхождения.
Этим, возможно, объясняется, почему вСША ТАК не столь очевидно заметный социальный феномен, как, например,в Европе»97.Внаучныхжесообществахстран,длякоторыххарактерентранснациональный академический капитализм, также заметно выделениечасти научного сообщества, ориентированного на участие в науке, связаннойс ТНК и университетами «мирового уровня» и протекающей в значительнойстепени за пределами пространства их страны.
Кауппинен считает, чтоблагодаря этому их можно охарактеризовать как «информационную95Kauppinen I. Towards Transnational Academic Capitalism // Higher Education, 2012, vo. 64. P. 543-556. P. 549.Kauppinen I. Towards Transnational Academic Capitalism // Higher Education, 2012, vo. 64. P. 543-556. P. 549.97Kauppinen I. Towards Transnational Academic Capitalism // Higher Education, 2012, vo. 64. P. 543-556. P. 550.9663фракцию» «транснационального капиталистического класса».
Основываясьна теориях Л. Склера и В. Робинсона98, он полагает, что основание длявыделенияособоготранснациональногоклассакапиталистовдаетмеждународное развитие производственного и финансовых секторов,которое привело, среди прочего, к появлению производственных цепочек,разнесенных по целому ряду стран, круглосуточных финансовых торгов идругих глобальных феноменам, которые и составляют материальную основуновогокласса.Егоблагополучиефактическизависитотсвязистранснациональными сетями.
В информационную же фракцию этого классавходят те из них, которые заняты главным образом коммерческимиоперациями со знанием. «Секторами такого рода являются, например,компьютерная техника, коммуникации, полупроводники, фармацевтика иавиация. Таким образом, с этой точки зрения, информационная фракция ТККне ограничивается "Интернет- и дот-ком-компаниями" или даже сектороминформационныхтехнологийвцелом(например,компьютерноеоборудование, программное обеспечение, телекоммуникации и электроника),которые добились глобального контроля над производством, выстроилиглобальные структуры обработки информации и обеспечили появлениефинансовых рынков, которые функционируют в реальном времени.Информационная фракция также включает другие высокотехнологичныесектора,например,биотехнологии,которыезависятотпередовыхтехнологий обработки информации и в которых патенты являются важныминституциональным инструментом конкуренции с другими корпорациями.Из этого следует, что информационная фракция ТКК примерно соответствуетс ключевыми секторами "новой экономики", и то, как эти секторыинтегрируются с университетами, является главным предметом вниманиятеории академического капитализма»99.98См.: Robinson W.
A Theory of Global Capitalism. Baltimore: The John Hopkins University Press, 2004.Kauppinen I. Academic Capitalism and the Informational Fraction of the Transnational Capitalist Class //Globalization, Societies and Education, 2013, vol. 11. P. 1-22. P. 14.9964Эта фракция играет главную роль в формировании идеологиитранснациональногокласса,основаннойнаопределенномдискурсе.«Восприняв особый взгляд с позиции информационной фракции, ТККпринял экономику, основанную на знании, в качестве дискурса своейгегемонии, нацеленной на продвижение его интересов и проектов, стратегийи представлений на локальном, национальном и траснациональном уровнях.И именно с помощью этого дискурса ТКК и другие глобальные элитыопределилиуниверситетывкачествеключевыхорганизационныхкомпонентов своих стратегий и картин мира»100.Группы, связанные с транснациональным или национальным классом,не имеют жесткого разделения – одни и те же персоналии или группы могутбыть активны и на внутреннем и на международном поле, более того,основной может становиться стратегия перевода успехов на одном из них вдругое, например, - использование умеренного успеха своей продукции зарубежом в качестве символического капитала на внутреннем рынке, или женаоборот – связи с национальными структурами, например работа наоборонный комплекс, как ресурс, который может быть востребован втранснациональном поле.
Но несмотря, на не совсем четки границы, вкаждой из групп есть свое ядро, включающее тех, кто очевидноориентирован на связи с транснациональной или национальной группой.В научных сообществах европейских стран роль такого ядра играютученые, работающие преимущественно в небольшом числе университетов,занимающих ведущие строчки университетских ренкингов и активносотрудничающих с ТНК. Их исследования относятся к областям науки,связанным с высокотехнологичными разработками – это могут быть нетолько информационно-коммуникационные или биотехнологии, но ивысокотехнологичные сегменты энергетики, транспорта и других отраслей, а100Kauppinen I. Academic Capitalism and the Informational Fraction of the Transnational Capitalist Class //Globalization, Societies and Education, 2013, vol.
11. P. 1-22. P. 15.65также весь социогуманитарный сектор, связанный с идеологией глобальной«экономики знаний».Как показывают работы упомянутых уже Ш. Слофер и Г. Роадса, внастоящее время практически все ведущие университеты вовлечены втесную сеть устойчивых связей с ведущими корпорациями – в качествеглавногоспособаупрочениятакихсвязейрассматриваетсяучастиепредставителей крупнейших корпораций в попечительские советы101.Итальянские исследователи Стефано Бреши и Лучия Кусмано показывают,что инструментом вовлечению ведущих университетов в схожую сетькорпоративных связей служили совместные исследовательские предприятия,финансируемые за счет европейских рамочных программ исследований итехнологического развития102.Вовлеченность в эту сеть делает ученых причастных к мощнейшейлоббистскойсистеме,функционирующейвБрюсселе.Пословамполитического журналиста Дэвида Кронина: «Брюссель – ключевойплацдарм для корпоративной армии.
По общему мнению, за исключениемВашингтона, в Брюсселе наблюдается самая высокая в мире концентрациялоббистов. Никто точно не знает, сколько именно людей в бельгийскойстолице заняты этим ремеслом. Разные оценки очерчивают диапазон от15 000 до 30 000.
Однако более показательно, чем общая численность, то чтодве трети этих представителей работают в интересах частного сектора»103. Исвязи университетов с транснациональными корпорациями, на интересыкоторых работает эта «армия», делают их одним из выгодоприобретателей ее– колоссального, по оценке Кронина, – влияния на политику ЕС.Надосказать,чтосвязьуниверситетовмировогоуровнясполитическими структурами Европы возникает не только благодаря101См.: Slaughter S., Rhoades G. Academic Capitalism and the New Economy. Baltimore: The John HopkinsUniversity Press, 2003. P.
231-255.102Breschi S., Cusmano L. Unveiling the Texture of a European Research Area: Emergence of Oligarchic Networksunder EU Framework Programmes // International Journal of Technology Management, 2004, Vol. 27, No. 8. P.747-772.103Cronin D. Corporate Europe. London: Pluto Press, 2013. P. 2.66посредничествутранснациональныхкорпорацийиихлоббистов.Вопределенном смысле все они являются естественными союзниками. В самойприроде Европейского Союза как наднационального образования, созданногоглавным образом в целях поддержки европейских акторов, способныхдействовать в международном поле, заложен потенциал конфликтов снациональными государствами и, соответственно, с теми группами,выразителем интересов которых они служат. Более того, ЕвропейскиеСообщества, а затем и Европейский Союз формировались при поддержкеСША, видевшие в нем в том числе возможность расширить экономическиевозможности для американских корпораций.