Диссертация (1168848), страница 43
Текст из файла (страница 43)
Игры в неформальныхгруппах могут носить субстанциональный характер, поскольку та или иная командаигроков чаще всего формируется стихийно и объединяется на время и для игры.4Игры в управленческих социальных группах отличаются разнообразиемприменяемых способов и средств (управление через создание атмосферы соперничестваили сотрудничества, через жесткую регламентацию производства, ужесточение трудовойдисциплины и т.д.) в интересах повышения прибыли, известности бренда, снижениязатрат и т.д.5Игры в производственных коллективах направлены на повышение эффективностиорганизации производства (посредством экспериментов при введении в эксплуатациюновой техники, моделирования новой методики организации труда и т.д.), соблюдениеправ трудящихся и предоставление им льгот (в случае несогласия с работодателем череззабастовки, выдвижение требований и т.д.).6Совет по международным отношениям (CFR), Королевский институтмеждународных отношений (Chatham House), Международный институт стратегическихисследований, Колледж Св.
Антония и Центр ближневосточных исследованийОксфордского университета. Наиболее активными игроками выступают фонды,принадлежащие Рокфеллерам, и фонды, проводящие их политику (McArthur Foundation иPew Charitable Trust), а также система фондов Джорджа Сороса. Примером деструктивнойдеятельности Дж. Сороса и его фонда «Открытое общество» в 1992 году явилисьмахинации, направленные на обрушение фунта стерлинга, а также поддержка движения1181важнейшим аспектом решения проблемы игры в современных социальныхпрактиках является типологизация как систематизация конкретных проявленийпо соответствующим основаниям, признакам и свойствам (см.
рисунок 3).Выводы по второй главе.1. Существующая структура игры в современных социальных практикахвключает в себя многоуровневый акторный состав, который являетсяопределяющим элементом игры как социальной практики и включает в себясубъекты (хозяин, творец, инициатор (провокатор), помощники (исполнители))и объекты («битые фигуры» (проигравшие или приносимые в жертву), зрители(наблюдатели, слушатели), обучаемые, воспитуемые и т.п.). Помимо этого, вструктуру игры включены: многовекторный континуум целей акторов; правила,а также явные или скрытые способы их смены и обхода; средства,реализуемые в рамках игрового пространства и времени (хронотопа),функционирующие в соответствии с определенным сюжетом (сценарием).Итогом(результатом)игрывобщемслучаебудетсовокупностьконструктивных и деструктивных последствий, выгодных её субъектам, как вигре, так и в повседневности.Структура игры в современных социальных практиках раскрывает ееосновные функции, позволяющие достигать как конструктивных, так идеструктивных целей.
Так, для достижения в общем случае продуктивныхцелей характерны следующие функции игры: познавательная (эвристическая),направленная на получение истинного знания; развивающая, ориентированнаяна повышение эффективности и скорости социальных изменений на фонеизменяющихся условий; педагогическая, заключающаяся в ее признании вкачестве одного из способов и средств воспитания, обучения и досуговойдеятельности; социализирующая (адаптивная), ориентированная на передачусоциального опыта, уточнение, коррекцию и трансляцию мировоззренческихориентиров, взглядов и мнений и т.д.
в целях социальной адаптации, единения иэтим же фондом волнений чернокожего населения города Фергюссон в 2016 году в СШАчерез НПО «Блек Лайф Меттерс» («Черные жизни тоже важны») и т.д.182снижениянакалавнутреннихпротиворечий;терапевтическая(компенсаторная), позволяющая канализировать негативную энергию обществаи конкретного человека в общепринятые игровые практики, осуществлятьпсихологическую помощь и психокоррекцию и т.п.К функциям, позволяющим достигать деструктивные цели игровыхпрактик, относят: развлекательную (гедонистическую), содержание которойзаключается в получении удовольствия от участия в ней или наблюдения за еепроцессом, что приобрело в современном обществе угрожающие масштабы;манипулятивную,способствующуюактивизациивнешнегоскрытогоуправления социумом в интересах субъекта (хозяина, творца, помощников);конституирующую,сопровождающуюсяпризнаниемигрывкачествесоциального регулятива, принципа и способа существования, а также символаобщепринятого несерьезного отношения к событиям, процессам и практикам.Помимо этого, к функциям, которые в зависимости от целейиспользующих их акторов, применяемых средств и способов, могут быть какконструктивными, так и деструктивными, отнесены: телеологическая (целевая),которая связана с предоставлением заинтересованным акторам возможностидостижения целей на основе поиска оптимальных решений в конкретнойпрактике посредством ее моделирования; имитационная, обеспечивающаячастичное воспроизведение или подражание оригиналу посредством созданиянерепрезентативного симулякра последнего; маскирующая, призванная скрытьсущественные явления или процессы от объекта (объектов) с помощьюрепрезентативного симулякра; эмоциогенная, которая, с одной стороны, можетприводить к позитивным эмоциям (в случае спортивных игр и игротерапии), а сдругой – нагнетать негативные (к примеру, в контексте азартных игр, когдасоздается неустойчивый эмоциональный фон), мешающие принимать верные ивзвешенные решения.2.Недостаткомпредставленнойтипологииигр,раскрывающеймногообразие ее содержательных аспектов (Аристотель, В.И.
Даль, Ф.Г. Юнгер,183Р. Кайуа и др.), укорененность как в социальных отношениях, так и поведении(В.Д. Шинкаренко, А.Ю. Гусева), ориентацию на выполнение некоторыхсоциальных функций (Н.В. Казанова, Е.В. Мельникова, И.А. Каргаполова, М.В.Никитин), является определенная отвлеченность от коммуникативной сути,характера воздействия на общество, используемых средств и способов,масштаба и т.д.В то же время игру как специфический вид социальной практикинеобходимо типологизировать в зависимости от коммуникативного содержанияи специфики соотношения повседневных и виртуальных (симулякративных)связей (с превалированием повседневных и преобладанием симулякративныхсвязей),похарактерувоздействиянаобщество(конструктивныеидеструктивные), используемым явным/скрытым средствам и способам, сферамжизнедеятельности (политические, финансово-экономические, социальные идуховные), по масштабу (индивидуальные, групповые и глобальные).184Глава 3.
Проблема игры в современных военно-социальныхпрактикахВозрастающая роль и значение игры в социальной реальностипослужилооднимизисточниковтрансформациисодержанияифункционирования ряда социальных явлений, к которым относится война,военное дело, военные практики и т.д. Данное обстоятельство стало одной изпричинвведениявнаучныйобороткатегории«военно-социальныепрактики», повлекшей за собой необходимость раскрытия ее сущности,конкретизации роли и значения игры в последних в эпоху классических инеклассическихвойн.Нарядуинструментарийпоможетсвыявитьэтим,полученныйсодержаниетеоретическийсовременныхвоенно-социальных практик игрового происхождения, реализуемых геополитическимоппонентом России в основных сферах ее жизнедеятельности.3.1.
Роль и значение игры в военно-социальных практиках в эпохуклассических и неклассических войнВ политических практиках выделяются социальные действия, направленные на деструктивное разрешение межгосударственных и социальныхпротиворечий посредством применения как огнестрельного, ядерного, химического и другого оружия (вооруженная борьба), так и мероприятий, опирающихся на несиловые технологии, способы, средства, акты (обман, ложь,«фейк», имитация, маскировка и т.д.).Так, основой и теоретической базой практик вооруженной борьбы является укоренившееся в отечественной военной науке понятие «военнаяпрактика», основным видом которой является война (или военные действия1),См.: Военная практика // Война и мир в терминах и определениях: под общ.
ред.Д.О. Рогозина. – М., 2004. URL: https://war_peace_terms.academic.ru/150/ВОЕННАЯ_ПРАКТИКА (дата обращения: 12.09.2018).1185целью – достижение победы в ней, а в мирное время – обеспечение военнойбезопасности государства, а также подготовка страны и армии к возможнойвойне1. В тоже время основой практик противоборств несилового характера,все чаще выступающих в современности в качестве самостоятельного процесса, является игра и ее технологии.В данной связи актуализируется необходимость уточнения категорий,характеризующих процессы деструктивного разрешения межгосударственных, религиозных, экономических и других противоречий (вооруженнаяборьба, военные практики и т.п.), и введения в научный оборот дефиниции«военно-социальные практики», отражающей изменения их в современномсодержании, соотношении и значении структурных элементов.При постулировании определения «военно-социальные практики»необходимо учитывать ряд аспектов.