Диссертация (1168848), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Киссинджер2 и др.), актуализирующимиигровые практики как один из способов достижения геополитических целей.Таким образом, игра в основных типах мировоззрения выступает ихнеотъемлемымэлементом,упрощающимдостижениеатакжеспецифическимамбивалентныхцелеймировоззрением,ирезультатоввповседневности, выполнение как конструктивных, так и деструктивныхсоциальных функций.
Причем игра как мировоззрение акторов современныхсоциальных практик в зависимости от его типа носит свои специфическиечерты:во-первых, игра в мифологическом мировоззрении представленамифопоэтическимипрактиками,выполняющимипознавательные,социализирующие, утилитарные и другие функции, которые опираются наискусственное создание и использование в качестве знания о реальностиэтиологических,историческихконструктивныхкосмогонических,ииныхмифов,героических,предполагающих(самопознание,эсхатологических,достижениесамоидентификация,каксоциальнаяконсолидация, унификация сознания и т.д.), так и деструктивных (достижениегосподства, выгоды, обман и т.д.) целей и результатов заинтересованнымиакторами;См.: Бжезинский З.
План игры: геостратегическая структура ведения борьбымежду США и СССР. – М., 1986; Бжезинский З. Великая шахматная доска (ГосподствоАмерики и ее геостратегические императивы). – М., 1998. – 112 с.; Бжезинский З.,Сноукрофт Б. Америка и мир. Беседы о будущем американской внешней политики. – М.,2012. – 317 с. и др.2См.: Kissinger H. World Order. – New York, September 9, 2014.198во-вторых, игре в религиозном мировоззрении отводится рольспецифического вида богоугодной социальной практики, имеющей своейцелью постижение Истины бытия, следование религиозным заповедям,постулатам и принципам в повседневности.
В то же время на такиенегативные аспекты содержания игры как азарт, лицедейство, притворство ит.п., препятствующие реализации основных целей религии, накладываютсязапреты и ограничения.Помимоэтогопониманиеигрыкакосновногомеханизмафункционирования бытия, существования божественного и человеческого,объяснительного принципа и т.п.
(представленное в индуизме, буддизме)создает мировоззренческие предпосылки и условия для превращениясоциальных групп верующих и их национальных государств (Индия, Вьетнами т.д.) в объекты игры (с целью внешнего управления, захвата, манипуляции,обмана, достижения выгоды, господства и т.п.) других субъектов (папство,англиканство);в-третьих, под игрой в научном мировоззрении целесообразно пониматьвид социальной практики, преследующий амбивалентные цели и результаты. Вконструктивном контексте игра предстает в качестве способа моделированияфрагмента реальности, средства обучения и воспитания, психокоррекции ит.д., и реализуется в сфере педагогики, экономики, социологии, психологии,математической теории игр и т.п. Вместе с тем игра в научном мировоззрениине всегда реализует конструктивные цели и зачастую игнорирует этическоесодержание смысла, результатов, последствий и ответственности субъектов иобъектов за их достижение, выступая в качестве организационного оружия,средства манипуляции массами, их обмана, оболванивания и т.п.Игра в философском мировоззрении представлена точками зрения,раскрывающими ее функции и типологию с позиции авторского пониманиясущности и содержания социальной практики (практики).
Так, пониманиесоциальной практики как индивидуализированного действия является99основой концепций игры, возвеличивающих последнюю до важнейшейценности и неотъемлемого фактора зарождения, функционирования иразвития социальных структур и институтов. В данных концепциях играпровозглашается способом достижения практических целей (Аристотель,софисты), карнавализации повседневности (Ф. Рабле), средством построениясовершенногообщества(Ф.Шеллинг),феноменом,определяющимзарождение и существование социума и человека (И.Г.
Фихте, Ф.Г. Юнгер),способом социального существования (Сартр), источником и пространствомсуществованияконструированиякультуры(Й.социальнойХейзинга),реальности,важнейшимпринципомаспектомсуществованияличности и общества (постмодернизм), способствующими атомизациииндивидов, формированию субъективизма, скептицизма, индивидуализма,нагнетанию напряженности в обществе и, в конечном итоге, «войне всехпротив всех» (Т. Гоббс).Предыдущей позиции противостоит понимание игры, базирующееся напонимании практики как социальнозначимого действия, ориентированного наосвоениебытия,прогнозированиявоспитаниеит.п.Виобучение,рамкахмоделированиеданногопониманиясцельюпризнаетсянеобходимость критического отношения, скрупулезной оценки и ограниченияморальными и юридическими способами ряда аспектов и последствий игры,которые могут стать причинами социальных противоречий, средствомманипуляции и достижения господства одних социальных групп и акторовнад другими, доминантной практикой в экономике, политике, финансах и т.д.,альтернативой вооруженной борьбе (Гераклит Эфесский, Платон, В.Соловьев, В.Ю.
Катасонов, С.Е. Кургинян, А.И. Фурсов, О.Н. Четверикова, Д.Эстулин и др.).1001.3. Сущность игры и проблема ее дефинированияв контексте социальных практикИграпредставляетсобоймногогранноеявление,сущностныехарактеристики которого проблематично описать и тем более свести ккакому-либо одному универсальному определению. В зависимости отракурса рассмотрения и контекста использования, сущность игры отражает ееразличные специфические особенности: в гносеологическом ракурсе онаявляется одним из способов познания; в аксиологическом – актуализируетценностисвободноговремяпрепровождения,активногоотдыхаисамореализации; в эстетическом – характеризуется получением удовольствияи т.д.Для постулирования сущности игры в рамках социальных практикцелесообразно использовать индуктивный метод. В данной связи необходимоподвергнуть анализу и учесть имеющиеся точки зрения и существующиедефиниции игры с позиции как номинального, так и реалистичного подходов.Вконтекстеноминальногоподходакдефинированиюигрынеобходимо отметить точку зрения отечественных лингвистов Н.М.Шанского и Т.А.
Боброва, которые определили религиозные истоки слова««игра» как общеславянское, скорее всего, суффиксальное производное оттой же основы, что и древнеиндийское «yájati», обозначающее «почитаниебожества»»1.В конце XIX и в начале XX в. также предпринимались попытки объяснить игру, исходя из ее этимологии2. Одним из направлений в контексте ноСм.: Шанский Н.М., Бобров Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.,1994. – С. 102.2Так, Е.А. Покровский отмечает, что у древних греков слово «игра означало собоюдействия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется«предаваться ребячеству»».
У евреев слову «игра» соответствовало понятие о шутке исмехе. У римлян «loud» означало радость, веселье. По-санскритски «кляда» означало игру,радость. У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение,наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие.1101минального подхода к определению игры относятся попытки ее дефинирования через синонимы: «забава, потеха, шалость, шутка, пьеса, игра воображения, игра природы, игра слов»1. В данном случае актуализируются эстетические (забава, потеха, шалость, шутка, пьеса), познавательные (игра воображения), онтологические (игра природы) и коммуникативные (игра слов) аспекты сущности игры, но не раскрывается ее содержание как способа воспитания, обучения, достижения целей и результатов и т.д.Вместе с тем смысловое содержание слова «игра» в различных культурах (в первую очередь, в восточной и западной) раскрывает подлинную социальную роль и функции, которые возложены на нее заинтересованнымисубъектами.
Так, смысл концепта «игра» в англосаксонской культуре(«game» и «play»2) отражает широкий спектр целей, преследуемых с помощью нее в мире повседневности. Под словом «play» скрывается отношение кигре как к забаве, развлечению. «Play» – это эстетическая разновидность игры, в которую играют без какой-то особой цели, просто ради удовольствия,развлечения, ради самого участия в процессе игры. А вот «game» 3 – это ужеигра, имеющая определённую цель, очерченную правилами, временными ипространственными рамками, и предполагающая сложные взаимоотношениямежду ее акторами.Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширныйкруг действий человеческих, с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, сдругой – доставляющих людям веселье и удовольствие.
Таким образом, в этотмногообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все,«начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сценетеатра, – от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, – от беганья на палочкеверхом до высшего искусства скрипача». (См.: Покровский Е.А. Детские игры,преимущественно русские. – М., 1887.