Диссертация (1168848), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Так, убийство на сцене, соответствующее театральнойсистеме фреймов, символизирует одну повседневную реальность, в которой смерть персонажа условна и потому не вызывает таких бурных эмоций, как если бы это было в реальности. Однако реальное убийство на сцене уже не соответствует театральным фреймам, аописывается фреймами драматической жизненной ситуации, приведшей случайно (специально подмененное на заряженное настоящее оружие) или закономерно (сознательный замысел показательного возмездия) к смерти одного из актеров. В такой ситуации смешения153Универсального определения фрейма И.
Гофман не дал. Но анализ егоработ позволяет сделать вывод, что фрейм это некая форма повседневности,перспектива восприятия, создающая формальные определения ситуации,матрица событий, когнитивная структура, жесткая структура ситуации и схема интерпретации. Фрейм представляет собой процедурное знание – «знаниекак» или последовательность действий, описывающих либо креативный аспект предмета, либо его функциональный аспект1.
Фрейм в таком контекстепредставляет собой своеобразный «стоп-кадр», специфический пространственный и временной срез социальных практик, подчиняющихся определенным правилам.Наряду с этим, фреймирование социальных практик, усугубляющеесячрезмерным распространением современных инфокоммуникационных технологий приводит к формированию «клипового» сознания, когда «сознаниеперестает быть «универсальным»… то есть отходит от общезначимых и постоянно воспроизводящихся схем мышления, отдавая предпочтение коротким, но при этом нестандартным и насыщенным мыслям» 2. К тому же коммуникативное содержание современных фреймированных социальных практик своим искусственным помещением в рамки сотовой и интернет-связиподвергается примитивизации и обеднению3.
Таким изощренным образом реализуется проект на дерационализацию современного общества в интересахсоздания благоприятных возможностей для снижения интеллектуальных способностей социальных масс, качества и глубины социальных связей, разруфреймов однозначно ранжировать их в системе и наделять статусом подлинный/условныйдостаточно трудно.1См.: Баранов А.В. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2001. – С. 15.2См.: Емелин В.А. Идентичность в информационном обществе. – М., 2018. – С. 98.3Так, текстовое сообщение и телефонный (Интернет-) звонок несет на порядокменьше информации, чувств и эмоций в сравнении с личным общением.
«Сама природакоротких текстовых сообщений определяет разорванный и фрагментированный стилькоммуникации в духе постмодернизма и «клиповой» культуры. Количество таких текстовв разы превышает количество написанного в эпистолярном прошлом. Известно, что людив мире больше пишут SMS, чем совершают телефонных звонков. При этом их ценностьприближается к нулевой… У диалога SMS нет конца.
Равно как нет глубины и смысла».(См.: Емелин В.А. Идентичность в информационном обществе. – М., 2018. – С. 272).54шения социальной консолидации членов общества, а также их оболванивания, обмана, манипуляции и т.п.Между тем И. Гофман не случайно придавал игровому началу в теориифреймов особое значение. С позиции Б.С. Батыгина1 игра у И.
Гофманапредставляется видом социальной практики, характеризующимся реальнымобменом действиями и ресурсами для достижения определенной цели. Помимо этого, игровой аспект в череде сменяющихся фреймов заключается дляактора в манипуляции или управлении содержанием и последовательностьюих повседневно возникающего множества2. В то же время И. Гофман оставляет за скобками своих исследований проблему поиска подлинного субъектаигры фреймами в современной социальной реальности.Еще одним механизмом игрового в повседневности, объясняемым теорией фреймов И. Гофмана, является процесс их трансформации3 через однозначный (адекватный) и неоднозначный (симулякративный) варианты, которые в определенном отношении формируют конструктивное и деструктивноесодержание социальных практик.
Основной тип трансформации – переклюСм.: Батыгин Б.Г. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана(вступительная статья) // Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневногоопыта. – М., 2003. – С. 48.2Так, даже на протяжении одного дня человек сменяет множество фреймов,требующих от него чередование и коррекцию смыслов социального действия в них. Дом,общественный транспорт, работа, кафе, магазин и опять дом, случайные встречи изапланированныесвидания представляютсобойсменяющиесяфреймы(ссоответствующими правилами действования в них), воплощающие специфическую игруповседневности, имеющую различные смыслы в последней, в которой акторы преследуютсвои цели путем обмена действиями и ресурсами.3Так, И.
Гофман предлагает пять основных «ключей» или способов трансформациибазовой системы фреймов: выдумка (make-believe), состязание (contest), церемониал(ceremonial), техническая переналадка (technical redoing), пересадка (regrounding), которыев явном и скрытом виде раскрывают исходную точку формирования игрового начала в социальных практиках. Среди них выдумка (make-believe), основанная на «игровом притворстве (playfulness)», наиболее мобильный способ транформации, на который переключение в социальных практиках происходит широко и особенно легко.
Состязание (contest)предполагает спортивные и азартные игры, которые И. Гофман считал прототипом социального действия. Техническая переналадка (technical redoing) также имеет игровые аспекты в своем понимании. К ней относятся пробные попытки, репетиции, испытания, однимсловом – тренировки, а когда необходимо выполнить какую-то практическую задачу, говорят о подражании, имитации или упражнении.155чение – выступает, в общем, однозначным способом интерпретации некоторой социальной деятельности, уже осмысленной в базовой системе фреймов,а также ее перевод в другую систему координат1.
Эта система координат, всущности, образует некоторую субъективную действительность, отражающую и моделирующую объективно существующие процессы и явления. Другим типом трансформации деятельности, предполагающем нерепрезентативно-симулякративные, а потому деструктивные аспекты социальных практик,выступает фабрикация. Фабрикация2 предполагает, что один или несколькосубъектов целенаправленно формируют у объектов игровых практик ложное,неадекватное восприятие происходящего3.Таким образом, теория фреймов И. Гофмана представляет собой субъективистскую и индивидуализированную теоретическую конструкцию, создающую условия для дезориентации, дезадаптации, обмана или введения взаблуждение объектов и субъектов социальных практик, превращения их вигрушки и объекты манипуляции подлинных творцов фреймированной социальной реальности.В 80–90 гг.
XX века наметилась еще одно направление в исследованиисоциальных практик – акторно-сетевая теория (Б. Латур4, М. Коллон5 и др.),которая позволяет по-новому взглянуть на содержание и источникисоциального действия. По Латуру, «действовать – значит опосредоватьСм.: Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. – М.,2003. – С. 104.2См.: Там же. С. 145.3Данный класс трансформаций объединяет достаточно распространенные всовременных повседневных, политических, экономических, художественных и другихпрактиках розыгрыши, инсценировку (имитацию как навязывание ложного представленияо ситуации), обман, «патерналистские конструкции» (сокрытие информации во благожертвы), проверки (введение жертвы в заблуждение для оценки ее действий), а такжемногочисленные формы преднамеренного изменения «верховной» действительности с ее«матрицей событий» или «схем интерпретации» в угоду достижения заинтересованнымсубъектом конкретных целей.4См.: Латур Б.
Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. – М.,2014. – 384 с.5См.: Callon M. Actor-Network Theory // International Encyclopedia of the Social andBehavioral Sciences. – Elsevier Sciences Ltd., 2001. – P. 62-66.156действия другого1» актора. А акторами (актантами) могут стать кто и чтоугодно – лицо, организация, объект, такой как вирус гриппа в публичномпространстве и т.д.Идея «пересборки» («сборки») социального Б. Латура привлекаетвниманиеметодологическимиперспективамипредставленияииспользования игры в качестве «конструктора», «точки сборки» новых форми видов социальных практик. В данной связи показателен феномен игрушки,выступающий в качестве объекта, средства, приспособления, выполняющегонесколько функций: развлекательную (в спортивных играх, в цирке),развивающую (через игрушку, к примеру мяч, рапиру и т.п., спортсменсовершенствуетсвоифизическиеданные),инициирующую2манипулятивную, утилитарную (спиннеры3), познавательную (когда игрушкакак объект изучения участвует в экспериментальной проверке гипотезыисследования), социокультурную4 и т.п.
Игрушки в данной связи являютсяСм.: Латур Б. Об интеробъективности // Социология вещей. – М., 2006. – С. 190.Так, И. Гофман полагает, что «инициируют игру определенные предметы. Мячи ишары побуждают игру своим движением, которое кажется исходящим изнутри и целесообразным» (См.: Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. –М., 2003. – С. 104).3В рекламных публикациях спиннерам приписываются следующие достоинства:«развивает моторику и повышает чувствительность пальцев, особенно полезны изделиядля восстановления работоспособности рук после разнообразных травм и переломовкисти; устройство оказывает антистрессовое воздействие: помогает сосредоточиться,устраняет волнение, снимает нервное эмоциональное состояние и раздражительность;игрушка будет отличным способом занять время при поездках в транспорте или приожидании в длинной очереди; стимулирует развитие мануальной точности».
(См.: Чтотакое спиннер, для чего он нужен? URL: http://spinner-antistress.ru/cto-takoe-spinner/ (датаобращения: 28.08.2017)). Вместе с тем представленные плюсы спиннера можно достичь спомощью юлы, волчков, четок и других приспособлений, в том числе и медицинскогопроисхождения. Однако, учитывая мощную и агрессивную рекламную компанию,спиннеры это практически бесполезный предмет, вокруг которого создана была мощнаяискусственная компания по его продвижению на рынок.4Наряду с этим, игрушки представляют собой предмет, раскрывающий определенные сущностные аспекты сложившихся в обществе социальных практик, поскольку в нихзакодирован смысл, далеко выходящий за их рамки.