Диссертация (1155027), страница 8
Текст из файла (страница 8)
В частности, былодоказано, что выражение лица человека, испытывающего агрессию,отличалось в зависимости от его статуса и, возможно, соответствующих емунорм поведения3. Гипотеза, что существуют нормы поведения для людей сопределенным социальным статусом, была также доказана для конкретныхорганизаций и профессий (например, стюардессы должны выражатьположительные эмоции, врачи – нейтральные, агенты по взысканию долгов отрицательные, такие как разочарование и гнев)4.Существует гипотеза, что по общепринятой норме люди с низкимсоциальным статусом с меньшей вероятностью будут чувствовать иливыражать агрессию по отношению к людям с более высоким социальнымстатусом и с большей вероятностью будут чувствовать и выражать другие1Harburg, E.
Resentful and reflective coping with arbitrary authority and blood pressure / E. Harburg, E.H.Blakelock, P.J. Roeper // Psychosomatic. - 1978. -Vоl.41. - Р. 189-202; Worchel, P. Catharsis and the relief ofhostility // The Journal of Abnormal and Social Psychology. -1957. - Vol.5. - Р.238-241.2Collins, R. Stratification, emotional energy, and the transient emotions / T.D. Kemper (Ed.). Research Agendas inthe Sociology of Emotions. - Albany, NY: State University of New York Press, 1990.3Ekman, P.
Darwin and facial Expression: a Century of Research in Review. New York. NY: Academic Press, 19734Sutton, R. Maintaining norms about expressed emotions; the case of billcollextors // Administrative ScienceQuarterly. - 1991. - Vol. 36. - Р. 245-268.40эмоции, такие как ощущение собственной вины или печали, в то время каклюди с более высоким социальным статусом обладают большей свободойвыражения агрессии1. В научной литературе были описаны две возможныепричины этого явления. Во-первых, нормы поведения могут неофициальноразрешать и поощрять выражение определенных эмоций.
Во-вторых, люди,зависящие от обидчика с более высоким статусом в том, что касаетсяполучениявознаграждения(например,работы,премии,хорошихназначений), могут сдерживать свое стремление к выплескиванию агрессиииз страха репрессий или чтобы сохранить хорошие отношения2.Еслиправиласоциальногоповеденияобычнопрепятствуютвыражению агрессии по отношению к тем людям, которые обладают болеевысоким статусом, и выражение гнева на рабочем месте, скорее всего,ограничивается общественными нормами, то можно ожидать, что человек,выражающий гнев по отношению к обидчику с более высоким статусом,сделает это в сдержанной манере.В соответствии с теорией атрибуции и оценки, если выражениеатрибуций при выплескивании на обидчика с высоким статусом меньше посравнению с выплескиванием на обидчика с равным статусом, болееумеренное выплескивание (использование меньшего количества обвинений иатрибуций ответственности) приводит к большему ослаблению гнева привыплескивании агрессии на обидчика с высоким статусом, чем привыплескивании на обидчика с равным статусом.Лицо, на которого направлено выплескивание агрессии (обидчик /третье лицо), и статус обидчика (равный или более высокий относительночеловека, вымещающего агрессию) в значительной степени определяютразличия в атрибуциях, выражаемых во время выплескивания эмоций, и1Tiedens, L.Z.
Powerful emotions: the vicious cycle or social status positions and emotions // Emotions in theWorkplace Research, Theory, and Practice. - Westport, CT: Quorum Books / Greenwood Publishing Group, 2000;Ellsworth, P.C. Stereotypes about sentiments and status: emotional expectations for high- and low-status groupmembers // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2000. - Vol. 26. - No. 5, - Р. 560-574.2Domаgаlski, T. The impact of gender and organizational status on workplace anger expression / T.
Domаgаlski,L.A. Steelman // Management Communication Quarterly. - 2007. - Vol. 20. - No. 3. - Р. 297-315.41остаточный гнев. Существует значительное влияние объекта и статуса наатрибуции ответственности: меньше атрибуций ответственности выражалось,когда выплескивание агрессии было направлено на обидчика, чем когда онобыло направлено на третье лицо, но только в том случае, когда участникиконфликта имели равный статус.Кроме того, существует прямая корреляционная связь между объектоми статусом агрессии. Сила гнева значительно отличается в зависимости отобъекта выплескивания.
В случае, когда объектом выплескивания являетсятретье лицо, агрессия сильнее, чем в случае отсутствия выплескивания. Силаже остаточного гнева выше, когда участники конфликта имеют равныйстатус, чем когда обидчик имеет более высокий статус, независимо от того,кто объект выплескивания. Это говорит о том, что, когда обидчик имеетболее высокий статус, люди используют меньше атрибуций ответственностии испытывают менее сильный остаточный гнев, чем когда обидчик имеетсходный статус.Атрибуция ответственности, выражаемая во время выплескиванияэмоций, отличается в зависимости от его объекта.
Другими словами, то, какчеловек вымещает агрессию, варьируется как функция человека, на которогонаправлено выплескивание. В частности, больше атрибуций ответственностииспользуется, когда выплескивание направлено на третье лицо, чем тогда,когда оно направлено на обидчика. При выплескивании на третье лицоостаточный гнев больше, чем когда агрессия не выплескивается вовсе,однако остаточный гнев при выплескивании на обидчика существенно неотличается от гнева при выплескивании на третье лицо. Это говорит о том,что использование большего количества атрибуций ответственности вовремя выплескивания действительно приводит к усилению остаточного гневапо сравнению с отсутствием выплескивания, однако меньшее количествообвинений не обязательноуменьшитагрессию, еслисравнивать сотсутствием выплескивания.42Выплескиваниеэмоцийсменьшимколичествоматрибуцийответственности, хотя и не является достаточной причиной уменьшениягнева, может создать условие «готовности», когда люди способны наразрешение ситуации без агрессии.
Если человек будет использовать меньшеобвинений при выражении гнева, это не усилит гнев и сможет положитьначало диалогу.Исследователитеорииатрибуциииоценкиутверждают,чтоостаточный гнев после выплескивания существенно не уменьшится до техпор, пока по меньшей мере одно из двух условий не будет соблюдено:представлена новая или более полная информация, которая изменитубеждение в виновности обидчика, или обидчик даст объяснение илиизвинение, в котором признает свою вину, так что его неправота станеточевидной. Выплескивание на обидчика, кажется, может стать началомдиалога – новая информация может помочь понять причины, исправитьнеточные атрибуции или вызвать извинение, но без этих двух условийагрессия и гнев не уменьшатся.Чем больше выражается суждений о чьей-либо ответственности(внутренние и управляемые причины) за действие, вызвавшее гнев, темсильнее остаточный гнев. Подход атрибуции и оценки к выплескиваниюпредставляет собой модель, позволяющую адекватно описывать этотпроцесс.
Сам по себе акт агрессии (словесный или физический) недостаточендля ослабления гнева, для коррекции и модификации гнева, скорее, важныкогнитивные атрибуции. Атрибуции определяют отношения между объектоми остаточным гневом, что позволяет вырабатывать стратегии управлениягневом, в основе которых лежат его когнитивные аспекты.Увеличению гнева способствуют и другие механизмы, а не толькоатрибуции, выражаемые во время выплескивания агрессии, в частности такиепеременные, как тип ситуации, вызвавшей гнев, степень близости собидчиком, удовлетворенность отношениями, страх перед возмездием,ожидание относительно эмоционального поведения и пр.
По сути, правила43поведения в обществе препятствуют выражению гнева в адрес обидчика,который обладает более высоким статусом, по сравнению с выражениемгнева в адрес обидчика, имеющего равный статус. Однако существенноепрямое влияние статуса, как на атрибуции ответственности, так и на гневпоказывает, что количество выраженных как третьему лицу, так и обидчикуобвинений меньше, если обидчик имеет более высокий статус по сравнениюс теми случаями, когда обидчик имеет сходный статус.Указанныеправилаповедениямогутсоблюдатьсяипривыплескивании на третьих лиц, другими словами люди не стремятсядемонстрировать отрицательные эмоции, направленные на человека с болеевысоким статусом, ему самому или кому-то еще.
Различия в выраженииатрибуций, обусловленные статусом, происходят из-за изначальных различийв когнитивной обработке пробуждающих агрессию событий с участиемобидчика более высокого или сходного статуса.Например, исследование Фиске показывает, что человек обрабатываетинформацию, связанную с людьми более высокого статуса, более точно, чеминформацию, связанную с людьми равного статуса1. Другими словами, людиделаютменьшенеправильныхпредположенийиболеетщательнообрабатывают информацию, связанную с обидчиками более высокогостатуса. Люди с более низким статусом, зависящие от оценок и наград когото более влиятельного, могут попытаться отрицать или рационализироватьотрицательные чувства по отношению к этому человеку2. Это предполагает,что различия в силе агрессии по отношению к обидчикам со сходным и болеевысоким статусом возникают еще до выплескивания.Гендерные роли также могут определять правила поведения всостоянии выхода агрессии3.
Мужчины склонны больше проявлять агрессию,1Fiske, S.J. Controlling other people: the impact of power on stereotyping // American Psychologist. - 1993. - Vol.48. - No.6. - Р. 621 -626.2Fiske, S.J. Morling B, Stevens L.E. Controlling self and others: a theory of anxiety, mental control, and socialcontrol / S.J. Fiske, B. Morling, L.E.
Stevens // Social Psychology. - 1996. - Vol. 22. - No. 2, - Р. 115-123.3Brody, L.R. The socialization of gender differences in emotional expression: display rules, infant temperament anddifferentiation. Gender and Emotion: Social Psychological Perspectives. - Cambridge: Cambridge University Press,2000.44которая связывается со статусом и властью, тогда как женщины скореедемонстрируют ранимость. Мужчины более склонны к вербальной агрессииво время выплескивания гнева, чем женщины.Важно учитывать релевантные факторы, которые так или иначеформируют контекст и динамику реализации агрессии. Так, «третье лицо»(свидетель, друг, коллега и др.) может существенно влиять на эмоциональноесостояние субъектов и иметь практическое значение; реакция объектавыплескивания может формировать особый контекст; дополнительныевыгоды выплескивания (удовлетворение потребности в близости, сочувствиииливозмездии)такжесоздаютопределенныепрецеденты,общееэмоциональное состояние субъекта положительно корректируется послеполучения определенной реакции1.Реализацияагрессивногоповеденияможетбытьиспользованасубъектом в качестве способа управления эмоциями, демонстрации своихмотивов и ценностей или влияния на оппонента.
Другими словами,выплескивание может быть выражением целенаправленных, осознанных илинеосознанных несогласий, которые должны повлиять на оппонента, иливыступитьспособомурегулироватьгнев.Встратегическомсмыслеуменьшение гнева является только одним из возможных результатоввыплескивания; другими его результатами могут стать усиление изакрепление гнева, создание доверия, укрепление союзов или влияние намотивы, эмоции или поведение объекта выплескивания.1Parlamis, I.D.
Venting Anger: Third Party Targets and Responses. Paper presented at the Annual InternationalAssociation of Conflict Management Conference. - Chicago, IL, 2008451.3. Исследование особенностей проявления агрессии студентамивысших учебных заведенийАнализируяна данныймомент существующийпластнаучно-психологической литературы в России и Китае, можно с уверенностьюконстатироватьпосвященныхотносительноподростковойбольшоеагрессии/количествоагрессивности.исследований,Агрессивноеповедение в подростковом возрасте исследовалось так широко ввиду того,что подростки проявляют наиболее сложные и комплексные чувства спомощью агрессии, в то время как юношеский период в российской икитайской психологии традиционно рассматривается как относительностабильная возрастная группа в эмоциональном и интеллектуальномконтексте.