Диссертация (1155027), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Гендерные особенности социальных представлений об агрессивности // Личность вприроде и обществе: Материалы межвузовских психологических чтений. 25 марта 2008 г. – М.: РУДН, 2008.— С. 104—106.89Выводы по второй главеФормированиехарактерологическихчерткитайскихстудентовотражено в истории самого народа. Совокупность внешних факторов, подкоторыми понимались природные условия, характер быта и рабочаядеятельностькитайцев,формироваликоллективизм,настойчивость,уникальныесплочённость,чертыэтноса:дисциплинированностьитерпение.Китайским студентам как представителям своего этноса свойственнастрогая система норм и моральных ценностей: приоритетная роль семьи,покорность по отношению к родителям, уважение к старшим, рассмотрениенужд других людей как более важных, чем собственные нужды, скромность впредставлении своих достижений, конформность.
В среде китайскихстудентов встречается такая черта, как завышенная самооценка. Во многомэто связано с восприятием своей страны как одной из самых передовых идинамично развивающихся, осознанием высокой ценности собственногоэтноса и нации. Поэтому китайцы склонны проявлять настороженность вотношении к иностранцам, несмотря на внешнее радушие и открытость. Амногим окружающим может показаться, что китайские студенты используюттактику «себе на уме».Китайские студенты проявляют относительно невысокую степеньинтеграции в российское общество. Согласно выводам П. Боурна, китайскихстудентов отличает большая работоспособность, повышенная мотивация кобучению в развитых странах. В то же время китайские юноши проявляютбольшую неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и имеют малодрузей.
Китайские же девушки более ориентированы на общение, но приэтом чувствуют себя виноватыми за близкие контакты с представителями несвоей расы.90Попадая в российский контекст и российские вузы, китайские студентысталкиваются с иной действительностью, иной социокультурной средой.Оставшись один на один, без контроля со стороны релевантных аудиторийкитайскиестудентысклонныпроявлятьнизкуюакадемическуюмотивированность и отсутствие желания изучать средовой контекст.В китайской ментальности уход от конфликта и сохранение гармонии вмежличностных отношениях являются обязательными.
В российскойкультуре принято выражать свои мысли прямо, говорить о том, что думаешь,то есть проявление прямодушия и недостаточной вежливости привзаимодействиисокружающимиявляетсяпривычнойсторонойкоммуникации.Китайские и российские студенты выделяют различные факторы ипроблемы, которые провоцируют возникновение агрессии в студенческойсреде. Китайцы в качестве важных проблем выделяют недостатокответственности, отсутствие моральных качеств, отвращение к учебе ибезработицу; русские в качестве таковых определяют наркоманию, пьянство,курение и преступность.По мнению С. Бем «гендерные схемы» позволяют личностимоделироватьповедениевсоответствиискачествомипрактикойвзаимодействия, прописанной в коде определенной схемы. Таким образом,одним индивидам присуща выраженная «гендерная схематичность» всоответствии с типичным образцом поведенческого репертуара, другие жестремятсяуйтиотстандартныхрепрезентацийготовыхшаблонов,комбинируя поведенческие модели по своему усмотрению.Согласно мнению Э.
Игли и В. Стеффена гендерный аспект вагрессивности объясняется гендерными ролями. В них закодированыпоощряемые социумом агрессивное поведение мужчин и женщин. Вразвитом обществе отсутствует спрос на агрессивное поведение у женщин,но приветствуется демонстрация агрессии в определенных социальных роляху мужчин (армия, спорт).91Девушкидемонстрируютиюношиагрессивноевстуденческомповедениеввозрастешкалепо-разномуфемининность–маскулинность.
Молодые люди выражают агрессию открыто, не думая опотенциальных последствиях в виде наказаний и санкций. Девушки склонныскрывать собственное раздражение и недовольство, прибегая к косвеннойагрессии под давлением потенциального осуждения окружающих.Проведенное Т.В. Нечепуренко исследование студентов различныхфакультетов Российского университета дружбы народов показало, что всестуденты идентичны во мнении: агрессия, в первую очередь, – зло. Даннаякатегорияявляетсяагрессивностипоядернымгендернойэлементомагрессиидифференциации.вцелом,Существуетнонеразницавосприятия и рефлексии данного феномена: абстрактная агрессия, как иагрессивность противоположного пола, воспринимается как однозначное зловлюбомварианте,однакопроявленияагрессии,демонстрируемыепредставителями своего пола, следовательно и самим субъектом, может и невосприниматьсятаковым, а интерпретироваться по схеме «физическоедействие» (мужчины), «проявление чувств» (женщины).92ГЛАВА 3.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ3.1. Анализ зарубежных исследований в области изучения агрессииЭмоция оскорбления / вызова является одной из самых сильныхчеловеческих эмоций1. Используемая для призыва к конфликту, она можетпоглотить человека целиком, стать неотъемлемой частью его самосознания2.Множество острых конфликтов, вспыхивающих сегодня во всех точкахземного шара, наглядно иллюстрируют связь между сильными эмоциями,такими как чувство оскорбления и гнев, с возмездием и агрессией. Однако досих пор недостаточно исследованы психологические законы, по которымвозникают эмоции агрессии, воздействуя на человека непосредственно впроцессе конфликта и после него, провоцируя взаимные оскорбления инасилие.Понятие «оскорбление» четко определить достаточно сложно, поэтомув научной литературе понятия «чувство оскорбления», «стыд», «смущение»часто используются как взаимозаменяемые3. Чтобы все-таки разграничитьэти понятия, ряд ученых предлагает свои определения термина «чувствооскорбления».
Д. Кляйн определяет оскорбление с социальной точки зрениякак переживание «разных форм насмешки, издевательства, оскорбительногоповедения или иного унизительного обращения со стороны других людей»4.Он утверждает, что оскорбление – это, по сути, эмоция, возникающая ужертвы в присутствии обидчика и свидетеля. Если стыд – это приватнаяэмоция (т.е.
его можно испытывать наедине с собой), то оскорбление можно1Lindner, E.G. Healing the cycles of humiliation: how to attend to the emotional aspects of unsolvable conflicts andthe use of humiliation entrepreneurship // Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. – 2002. - Vol. 8. - No. 2.- P. 125-138.2Maalouf, A. In the Name of Identity: Violence and the Need to Belong. New York, NY: Arcade Publishing, 20013Hartling, L.M. Humiliation: assessing the impact of derision, degradation and debasement / L.M. Hartling, T.Luchetta // The Journal of Primary Prevention. – 1999.
- Vol. 19. - No.4. - P.259-278.4Klein, D.C. The humiliation dynamic: an overview // The Journal of Primary Prevention. – 1991. - Vol. 12. No. 2.- P. 93-121.93считать публичной эмоцией, поскольку оно либо возникает при свидетелях,либо его причины известны кому-то, кроме жертвы и обидчика. Подобноеопределение оскорблению дает и Э. Линднер: «акт унижения человека илигруппы,актподчинения,которыйущемляетгордость,честьилидостоинство... в ситуации, которая гораздо хуже ожидаемой»1.Л. Хартлинг и Т.
Лучетта определяют психологический опытоскорбления как «сильное дисфорическое ощущение, связанное с тем, чточеловек подвергается или считает, что он подвергается несправедливомупринижению, высмеиванию или подавлению – в частности, принижается илиобесценивается его личность»2.X.
Льюис и Ц. Неграо с соавторами утверждают, что оскорбление – этогибридная эмоция, включающая стыд и гнев, т.е. уникальное сочетаниеощущения своей и чужой вины. Стыд направлен на самого себя, гнев – надругого, гибридность же оскорбления предполагает двунаправленность: всвою сторону и в сторону обидчика3. А. Маргалит называет оскорбление«моральной эмоцией», поскольку оно мотивирует людей действовать поотношению к другим в соответствии с моральными нормами илибезнравственно4.Отталкиваясьотформулировокэтихисследователей,можнопредложить следующее определение: оскорбление – это сложная эмоция,вызываемаяпубличнымидействиями,пробуждающаяглубокиедисфорические чувства гнева и стыда, источником которых являетсяпонимание того, что поступок некорректен с точки зрения справедливости иравноправия.1Lindner, E.G.
Making Enemies: Humiliation and International Conflict. – Greenwood, CT: Westport Publishing,2006.2Hartling, L.M. Humiliation: assessing the impact of derision, degradation and debasement / L.M. Hartling, T.Luchetta // The Journal of Primary Prevention. – 1999. - Vol. 19. - No.4. - P.259-278.3Lewis, H.B. Shame and Quill in Neurosis. - New York, NY: International Universities Press, 1971; Negrao, C.Shame, Humiliation, and Childhood Sexual Abuse / C. Negrao, G.A. Bonanno, J.G.
Noll, F.W. Putnam, P.K.Trickett // Comparing discrete and Clinical Theories of Emotion. - New York, NY: Unpublished manuscript,Columbia University, 2004.4Margalit, A. The Ethics of Memory. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 200294Гнев в значительной степени связан с агрессией, в то время как стыдобычносвязываетсясзастенчивостью1.Исследованиеопределяеткорреляционные связи между оскорблением и гневом по отношению кдругим людям и тому, как эти эмоции влияют на возникновение агрессии.Предыдущие исследования в области психологии агрессии былипосвящены ее функции в затяжных конфликтах. Э. Линднер2 на протяжениичетырех лет работала в африканских странах над исследованием подназванием«Бытьоскорбленным:центральнаятемаввооруженномстолкновении и агрессии». Исследование было основано на гипотезе, чтоагрессия является производной субстанцией от чувства оскорбления, котороебыло спровоцировано заключением Версальского договора после Первоймировой войны, что частично стало причиной преступлений, совершенныхнемцами во время Холокоста и Второй мировой войны.