Диссертация (1154885), страница 7
Текст из файла (страница 7)
В свою очередь биопленка снижает интенсивность фагоцитоза исущественноуменьшаетэффективностьантибиотиков.Придостижениимикроорганизмами поверхности имплантата значительная доля их можетадгезироваться на этой поверхности, при этом степень адгезии микроорганизмаопределяется как его физико-химическими свойствами, так и особенностямиповерхности имплантата (в числе которых электромагнитные свойства, степьгладкости и др.) [Su B., Jiang D., 2009].Учитывая вышеизложенное, были разработаны имплантаты из БДМ сактивным антибактериальным покрытием, что, по мнению производителей,должноспособствоватьсущественномууменьшению частотыимплантат-ассоциированных инфекций.Наиболее часто возбудителями в этих случаях являются Staphylococcusaureus и коагулазонегативные стафилококки, такие как Staphylococcus epidermidis.С учетом этого покрытие такого биодеградируемого винта выполнено сприменением ципрофлоксацина.
При этом экспериментальные исследования БДМсантибактериальнымпокрытиемпоказали,чтонаблюдаемоеместноевысвобождение ципрофлоксацина вокруг имплантата предотвращает развитиеимплантат-ассоциированных инфекций и характеризуется удовлетворительнойбиосовместимостью [Marcellin-Little D.J. et al., 2010; Stewart R.L. et al., 2010].Следовательно, использование винтов из БДМ с ципрофлоксациномспособствует снижению частоты имплантат–ассоциированных инфекций послехирургических вмешательств [Marasco S.F.
et al., 2012]. Полагают, чтовысвобождение антибиотика с поверхности винта предотвращает возникновениеустойчивости к этому антибиотику, это высвобождение препарата продолжается втечение 32–36 недель. Поскольку полная биодеградация конструкции происходитв течение 2 лет, это способствует исключению повторных хирургическихвмешательств с целью извлечения имплантата [Rangdal S. et al., 2012].36РезюмеНеудовлетворенность хирургов результатами оперативного лечения чащевсего связана с неправильным выбором способа оперативного лечения. От 9 до28% отдаленных результатов оперативного лечения вальгусного отклоненияпервого пальца стопы являются неудовлетворительными.
Связано это, преждевсего, с тем, что каждый автор, создавая новый оригинальный способ леченияhalluxvalgus,пыталсясделатьегоуниверсальным.Объясняяразвитиедеформации каким-то одним патогенетическим фактором, создавал решение,ведущее к устранению именного этого компонента деформации, часто неучитывая остальные. Лечение вальгусного отклонения первого пальца стопы неможет отвергать любой из патогенетических факторов, ведущих к развитиюпатологии, и должно быть комплексным.Помимо этого, хирург должен при выборе вида вмешательства максимальноучитывать особенности каждой конкретной стопы, поскольку игнорированиенеизбежно приведет к осложнениям.Таким образом, любое оперативное вмешательство, направленное наисправлениевальгусногоудовлетворятьотклонениянесколькиммалотравматичность,первоготребованиям:отсутствиепальцастопы,быстрота,необходимостивдолжнорадикальность,дополнительнойиммобилизации, быстрый реабилитационный период, наименьший процентвозможных осложнений.Какпримененияпоказаланализданныхбиодеградируемыхлитературы,имплантатовизучениепредставляетвозможностейсобойактивноразвивающуюся область научных исследований, в то же время сообщения оприменении изделий из БДМ, в частности в хирургии стопы, особенно в лечениивальгусного отклонения I пальца стоп, не систематизированы, а отечественныеработыпоэтомунаправлениюотсутствуют.Однимизперспективныхнаправлений в решении проблемы повышения эффективности и безопасностиортопедическихвмешательствпредставляетсяприменениетакогородаимплантатов для остеосинтеза.
Анализ литературных данных свидетельствует о37необходимости дальнейшей разработки и внедрения в практику новых изделий изБДМ, что будет в числе прочих задач травматологии и ортопедии способствоватьрешению не только медицинских, но и социально-экономических аспектовпроблемы вальгусной деформации первого пальца стопы.38Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.2.1. Организация и дизайн исследованияРабота выполнена на базе отделения травматологии и ортопедии ГКБ № 64.В 2012–2014 гг. проведено обследование и лечение 124 больных (222 стопы) свальгусной деформацией первого пальца стопы.Проанализированы результаты лечения 124 пациентов (222 стопы) на базеГКБ № 64 г. Москвы, средний возраст – 43,2 ± 11,2 года, из них 114 женщин и 10мужчин.
У 98 пациентов деформация I пальца затрагивала обе стопы, у 26пациентов была односторонняя деформация.Больные случайным методом были разделены на группы:- в 1-ю группу (группа сравнения 1) вошли 45 пациентов (80 стоп), укоторыхприпроведениихирургическоголечениябылииспользованыкортикальные винты диаметром 2,5 мм;- во 2-ю группу (группа сравнения 2) были включены 36 больных (69 стоп),в лечении которых использованы компрессионные винты диаметром 3,2 мм;- в 3-ю группу (основную группу) были включены 43 пациента (73 стопы),которым было проведено лечение с использованием имплантатов на основебиодеградируемых материалов диаметром 2,7 мм.Рисунок 2.1 – Распределение по группамКритерии включения больных в исследование:- возраст старше 18 лет;39- согласие на участие в исследовании;- отсутствие хронических заболеваний в стадии декомпенсации на моментвключения в исследование;- диагноз вальгусной деформации первого пальца стопы.Критерии исключения:- отсутствие возможности динамического наблюдения;- сопутствующая патология, требующая длительного лечения.Обследование пациентов с установленным диагнозом проводилось посхеме: до лечения и в течение 4-5 дней в стационаре после хирургическоголечения.Пациентполучалкомплекснуютерапию,направленнуюнапредупреждения воспаления и улучшение микроциркуляции на оперированныхстопах.
Активизация пациентов на 1-2-е сутки после операции, ходьба вспециальной ортопедической обуви (ботинки Барука) до 6-7 недель послеоперации, на 18–21 сутки удаление послеоперационных швов. Выполнение Rgконтроля оперированных стоп через 6 недель с момента операции и дальнейшееношение пациентом обычной обуви с ортопедическими стельками. В отдаленномпериоде состояние пациентов было оценено через 6, 12 и 18 месяцев послехирургического лечения.Сравнительную оценку большинства показателей проводили по количествупрооперированных стоп, поскольку у одного пациента могла быть деформация,как на правой, так и на левой стопе.Клинический метод обследования включал в себя данные анамнеза, жалобыбольных, визуальный осмотр и пальпацию.
Проводили рентгенографическоеисследование стоп.В раннем периоде после начала лечения (после операции) оценивали:- наличие местных реактивныхявлений(гиперемия, отек, реакцияокружающих тканей);- болезненные ощущения пациентов;- частоту инфекционных осложнений;- наличие отека стопы, движения в плюснефаланговом суставе 1-го пальца.40В отдаленном периоде оценивали эффект лечения по комплексу признаковохватывавших функциональный и эстетический результат, с использованиемшкал AOFAS и Грулье.Также проведена оценка выраженности болевого синдрома по 10-балльнойвизуально-аналоговой шкале (ВАШ).Сравнивали состояние стоп до начала хирургического лечения и спустя 6–12–18 месяцев, а также выраженность болевого синдрома по визуальноаналоговой шкале (ВАШ), удовлетворенность пациентов результатами лечения икачество жизни больных по опроснику SF-36.2.2.
Общая характеристика пациентовВ работу было включено 116 женщин (93,5 %) и 8 мужчин (6,5 %).Распределение обследуемых по возрасту представлено в таблице 2.1. Возрастпациентов составил от 32 до 59 лет, средний возраст – 43,2±12,8 лет, такимобразом,в исследование быливключеныпациентыпреимущественноготрудоспособного возраста. Значимых межгрупповых различий по возрастнымхарактеристикам выявлено не было (p>0,05).Таблица 2.1 – Распределение пациентов по возрасту (абс / %)Возраст,лет<3535–4040–50> 50Группа 1(корт. винты)(n=80)Абс.%1215,02936,33240,078,7Группа 2(компр.
винты)(n=69)Абс.%1420,32333,32840,645,8Группа 3 (БДМ)(n=73)Абс.1026307%13,735,641,19,6Всего (n=222)Абс.36789018%16,235,740,58,1Распределение больных по степени деформации приведено в Таблице 2.2.Степень деформации была определена в соответствии с классификацией ЦИТО. Вгруппе 1 было 38,8 % больных со II степенью деформации, в группах 2 и 3 долитаких пациентов составили соответственно 34,8 и 30,1 %. Доли больных с IIIстепенью вальгусной деформации также были сопоставимы – 61,3 % в группе 1 и4169,9 % в 3 группе. Значимых межгрупповых отличий по этому показателюотмечено не было (p>0,05).Таблица 2.2 – Распределение пациентов по степени вальгусной деформациипо классификации ЦИТО (абс / %)СтепеньдеформацииIIIIIГруппа 1(корт.
винты)(n=80)Абс.%3149Группа 2(компр. винты)(n=69)Абс.%38,861,32445Группа 3 (БДМ)(n=73)Абс.225134,865,2%30,169,9Всего (n=222)Абс.77145%34,765,3Как видно из Таблицы 2.3, во всех группах больных отмечали случаивальгусной деформации, осложненные наличием болевого синдрома (у 84,1–89,0% больных), бурсита первого плюснефалангового сустава (14,5–16,4 %) и артрозапервого плюснефалангового сустава (18,8–28,2 %). В большинстве случаевболевой синдром был умеренно выраженным, усиливающимся при длительнойстатической нагрузке. Достоверных межгрупповых различий по частотевыявления той или иной степени вальгусной деформации не наблюдалось(p>0,05).Таблица 2.3 – Распределение пациентов по частоте осложнений вальгуснойдеформации по классификации ЦИТО (абс / %)ОсложненияБолевой синдромАртроз первогоплюснефалангового суставаБурсит первогоплюснефалангового суставаГруппа 1(корт.