Диссертация (1152526), страница 11
Текст из файла (страница 11)
793]. Уместной,полагаю, следует считать холодную реакцию, основанную на трезвом расчете. Однако, едва ли не каждый образ, который вызывает в сознании человека слово60«биржа», связан с крайне эмоциональной публикой, остро переживающей каждоедвижение цены активов.Начиная с первых дней существования поведенческих финансов, основнымкритиком теории является Юджин Фама, периодически публикующий работы, посвященные защите его концепции. В основном, его позиция заключается в следующем: аномалии – результаты случайных процессов или статистические погрешности; в них нет системности, которая могла бы быть объектом исследования; дажеесли какие-то несущественные отклонения и случаются, то они достаточно быстронивелируются рынком [131].Поведенческие финансы не отрицают полностью гипотезу эффективностирынков.
Они пытаются ее дополнить, используя более точное, эмпирически обоснованное представление о человеческом поведении. Ученные, которые посвящаютэтой теме свои исследования, в основном пытаются дать объяснение тому, как человеческие особенности восприятия информации, ее интерпретации, а также различные психоэмоциональные факторы могут повлиять на фондовый рынок.В 2004 году профессор Массачусетского Технологического Института (MIT)Эндрю Ло представил работу, в которой предложил альтернативу Гипотезе эффективного рынка – Гипотезу адаптивного рынка (Adaptive market hypotesis) [167], вкоторой попытался совместить как основания ПЭ, так и Гипотезу эффективногорынка.На основе проведенных исследований, Ло сделал 5 выводов о функционировании рынка, которые являются базисом его теории [167, с.
21–23]:1. Существующее соотношение между риском и вознаграждением может меняться во времени, оно нестабильно.2. Существует возможность пространственного арбитража4.3. Инвестиционные стратегии могут давать разные результаты в разное времяпри разных обстоятельствах. Нет однозначно эффективных инвестиционных стратегий.4Арбитраж, осуществленный в одно время на разных рынках.614. Необходимо «выживать». Этого можно достичь за счет «инноваций»: поскольку отношение риска к выгоде меняется, и не может быть долгосрочно-эффективной стратегией, то инвестору необходимо постоянно подстраиваться под новыеусловия рынка, адаптируя свои действия к ним.5.
Единственная цель, которая имеет значение для инвестора – это «выживание».Гипотеза адаптивного рынка требует еще значительных доработок. Пока чтоона представляет набор постулатов, хотя и достаточно хорошо обоснованных, но,все же, сложных для практического использования.Именно с возникновения поведенческих финансов началось активное внедрение поведенческих моделей в экономическую теорию. Постепенное пониманиетого, что человек в своей экономической деятельности гораздо сложнее, чем казалось, позволило увидеть скрытые стороны экономических процессов.Неоклассическая картина финансового рынка была крайне механистичной,ее анализ был оторван от социальных и психологических факторов. Поведенческиефинансы позволили избавится от этого недостатка.
Теперь в сложных финансовыхмоделях можно увидеть «реального человека». Новая дисциплина не просто привнесла психологизм в финансовую теорию, она показала новую возможность дляанализа и понимания давно известных процессов.Инструменты, созданные Канеманом, Тверски, Талером и другими экономистами, оказались лучше и эффективнее тех, которыми пользовались неоклассики.В первую очередь, ввиду своей реалистичности.Их работы в области изучения влияния иррациональности экономическихагентов положили начало новой дисциплине – поведенческим финансам. В рамкахэтого направления впоследствии Эндрю Ло предложит новую модель финансовыхрынков, которая заменит ставшую уже классической Гипотезу эффективногорынка – Гипотезу адаптивного рынка [167].Однако поведенческая модель человека достаточно сложна, ее пониманиетребует специальных знаний, которые раньше не считались необходимыми дляэкономиста.62Сегодня поведенческие финансы продолжают бурно развиваться, зачастуювызывая больший интерес, чем остальные ветви поведенческой экономики.
Подготовка по финансовым специальностям в США сегодня обязательно включает курспо этой дисциплине.Развитие направления привело к тому, что сегодня кажется необходимым дляработника инвестиционной сферы иметь представление о психологии и социологии, понимать не только абстрактные экономические модели, но также и роль человека в них, реального человека, а не редуцированного абстрактного Homo Economicus.Как было сказано выше, поведенческие финансы не предлагают полного отказа от неоклассических представлений о функционировании фондовых рынков.Они пытаются их дополнить, делая возможным построение более точных моделей.Исходя из этого, следует выделить 4 основных направления развития поведенческих финансов:1) более глубокое изучение влияния искажений на поведение инвесторов(список искажений, скорее всего, будет с годами расти);2) анализ аномалий на фондовых рынках и попытки их объяснить поведенческими моделями;3) поиск путей преодоления негативных последствий влияния отклонений иискажений на инвестора (думаю, что этот пункт является одним из наиболее важных и интересных).
Начиная с работ Канемана, вопрос часто ставился не только отом, как человек ошибается, о также о том, как ему эти ошибки не допустить. Большая информированность современных специалистов в области финансов о поведенческих моделях, эвристиках, искажениях и т.п., вероятно, сможет сократитьчисло аномалий, вызванных поведенческими причинами;4) также очень важным является вопрос распространения знаний о поведенческих финансах. Сейчас существует не так много учебной литературы, посвященной этой дисциплине.
Да и в некоторых учебных пособиях изложение материалалишь только поверхностно освещает основные вопросы, не углубляясь в важные63детали и не давая полной картины. Но это, несомненно, задача вполне решаемая, и,скорее всего, в ближайшей перспективе.«Новый патернализм»5Постепенное развитие позитивной части поведенческой экономики должнобыло неизбежно вылиться в какой-то момент в возникновение нормативной науки.Одно из основных положений поведенческой экономики заключается в том,что человек не всегда принимает оптимальное (рациональное) решение, котороеможет иногда даже приводить к негативным (или, во всяком случает, не самымлучшим) для него последствиям.В 2003 году вышло несколько статей, которые предложили решение этоговопроса, сформулировав новое направление в нормативной ПЭ.Одна из них называлась «Регулирование для консерваторов: поведенческаяэкономика и аргументы за «асимметричный патернализм» [114], написанная коллективом авторов, среди которых были Колин Камерер, профессор Калифорнийского Технологического Университета; Джордж Лоуэнштейн, профессор Университета Карнеги-Мелон и Мэтью Рабин, профессор Университета Беркли.Исходя из того, что выбор части индивидов бывает нерациональным или непоследовательным, они предположили, что в ряде случаев его следует «направлять», используя полученные ПЭ знания о том, как функционирует человеческаяпсихика в процессе принятия решений.По определению авторов, асимметричным патернализмом можно назвать«регулирование …, если оно создает большие преимущества для тех, кто совершаетошибки.
Такое регулирование относительно безболезненно для тех, кто точно действует в своих лучших интересах, тогда как в то же время несет выгоды для тех,кто совершает субоптимальный выбор» [114, с. 1212].5Борисов А. Ю. Прикладная поведенческая экономика: асимметричный патернализм, либертарианский патернализм и «подталкивания // Георгий Валентинович Плеханов: жизнь, деятельность, осмысление творческого наследия: монография / под ред.
Ф. Л. Шарова, Г. П. Журавлевой. М.: Международный институт экономики и права, 2018. - С. 460–466.64Суть в том, что использование асимметричного патернализма не должно никак отразиться на людях, поведение которых будет стремиться к полной рациональности, так как они будут принимать полностью осознанное решение, на которое небудут влиять ни эвристики, ни когнитивные искажения.Авторы приводят 2 примера эффективности этого метода, основанные побольшей части на использовании так называемого искажения статус-кво (statusquo bias), предполагающего, что человек чаще всего стремится сохранить существующее положение вещей, или же просто не будет желать его изменить, дажеимея возможность.
Например, заполняя какой-то бланк человек чаще всего будетоставлять значения по умолчанию.В штатах Пенсильвания и Нью-Джерси был принят закон, обязывающийстраховые компании предлагать страховки с ограниченным правом исковых требований при несчастном случае [217]. В Нью-Джерси опцией по умолчанию былаименно такая страховка, за полную же требовалась доплата. А в Пенсильвании поумолчанию предлагалась страховка на полную стоимость, тогда как на сокращенную делалась скидка. В результате 20% жителей Нью-Джерси выбрали страховкуна полную стоимость, в то время как в Пенсильвании такая оказалась у 75%.Сложно поверить, что в двух соседних штатах такая значительная разница в предпочтениях.Также авторы ссылаются на ставший уже известным пенсионный план401 (k) [217], который был направлен на то, чтобы увеличить пенсионные отчисления граждан: они могли отправить в свой пенсионный фонд часть дохода до налогообложения.
Итоги оказались такими же, как и со страховками в Пенсильвании иНью-Джерси. Одни компании предлагали заполнить сотрудникам бланк и указать,какую сумму они хотят отчислить, а в случае, если они его оставят пустым, обязались ничего не отчислять, тогда как другие обязались в случае не заполнениябланка отчислять некоторый процент. В результате, большинство сотрудниковпросто предпочло не заполнять бланки и оставить решение на усмотрение компании.65В вышедших в том же году статьях «Либертарианский патернализм» [203] и«Либертарианский патернализм – не оксюморон» [200] их авторы, Ричард Талер иКасс Санстин (профессор Гарвардской Школы Права), соглашаясь с аргументациейсторонников асимметричного патернализма, рассмотрели под новым углом проблему.По мнению Талера и Санстина, вложившими идею уже в название, этот методпатернализма не должен вызывать нареканий борцов за свободу выбора человека,поскольку никак принципиально не ограничивает волю потребителей [200; 203].Они указывают, что в случае применения этого метода нет принуждения и, что самое важное, ему нет альтернативы (например, как в случае со страховками и пенсионными планами, предложенными гражданам: выбор будет содержать опцию поумолчанию в любом случае, так что лучше бы это была та опция, которая идет напользу гражданину – если он сочтет иначе, он сможет сделать другой выбор в соответствии со своими предпочтениями).Разницы по существу между понятиями асимметричный патернализм и либертарианский патернализм нет.