Диссертация (1149072), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Тут же – он формулирует известнуюидеологическую формулу: если бы не Рим (здесь – именно как символгосударства, в оппозиции Ватикану как церкви), христианство никогда бы нестало мировой религией. «Останься [христианство] в Палестине – и его,скорее всего, ждала бы участь, постигшая секты терапевтов или ессеев,которые исчезли без следа» 3. Однако самым болезненным был выпад в адресобразовательной сферы, Муссолини говорит: «Наши дети должны бытьвоспитаны в нашей вере, но мы имеем настоятельную необходимостьвнушить им наш дух мужества, силы, победы, нам необходимо передать имнашу веру и наши надежды» 4.1К тому времени он уже успел отсидеть в фашистской тюрьме и работал библиографом в Ватиканепод тщательным присмотром полиции.
Свои взгляды он больше не мог выражать публично, но имелвозможность вести переписку. См.: De Gasperi A. Lettere sul Concordato. Marietti, 2004.2Цит. по: Токарева Е.С. Фашизм, церковь и католическое движение в Италии. С. 165.3Цит. по: Pollard J.F. The Vatican and Italian Fascism.
Cambridge, 1985. P. 72.4Цит. по: Токарева Е.С. Фашизм, церковь и католическое движение в Италии. С. 165-166.68Реакция Пия XI на эти слова была достаточно жесткой. РазмышленияМуссолини о происхождении христианства он осудил как «еретические, еслине хуже». Кроме того, он твердо заявил, что церкви принадлежитпревосходство над государством в вопросах воспитания молодежи 1. Черезполгода, в декабре 1929 г., папа посвящает проблемам гражданскогообразования целую энциклику «Divini Illius Magistri», где демонстрируетготовность отстаивать права на доступ к образовательным учреждениям:«Тот, кто отказывается принять эти принципы [о приоритете церкви наосуществление воспитания] и, следовательно, их применение для сферыобразования, должны обязательно отрицать и то, что Христос создал Церковьдля вечного спасения человечества, и поддерживать позицию, чтогражданское общество и государство не подчиняются Богу и Его закону,естественному и божественному.
Такая доктрина явно нечестива» 2. Крометого, в энциклике осуждалось чрезмерное военное образование юношей,связанное с культом жестокости и атлетизма, а также совместное обучениемальчиков и девочек в общественных гимназиях 3.Таким образом, заключение Латеранских соглашений, какую бы иллюзиюблагополучия оно не призвано было сформировать, на самом деле непородило компромисса между тоталитарным государством Муссолини иВатиканом. Важно, что теперь дискуссия, фактически, была завершена, тогдакак взаимная неудовлетворенность сохранялась и нарастала.«Медовый месяц» в отношениях между Римом и Ватиканом длилсянедолго. Уже с 1931 г. стороны обмениваются жесткими заявлениями.Р.Поллард полагал, что причина нового витка кризиса лежит, с однойстороны, в том, что в ходе дипломатических переговоров стороны получили12L'Osservatore Romano. 15 May, 1929.
Цит. по: Pollard J.F. The Vatican and Italian Fascism. P. 73.DiviniIlliusMagistri(OnChristianEducation) //Официальныйсайт Ватикана URL:http://www.vatican.va/holy_father/pius_xi/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_31121929_divini-illiusmagistri_en.html (дата обращения 30.08.2013). Пункт 53.3Там же. Пункты 49, 65-68.69некою прививку от взаимной публичной критики. С другой стороны,сменилась структура лидеров внутри обеих сторон конфликта.
Католикиослабили позиции, в то время как фашисты усилили давление. 1Весной 1931 г. в печати развернулась кампания против католическихорганизаций, которым приписывалось участие в антифашистском заговоре ипопытках создать через свои организации альтернативу фашистскимпрофсоюзам. Был арестован директор «Osservatore Romano» Дж.
ДаллаТорре,апоРимупрокатилисьмноготысячныеантиклерикальныедемонстрации. Фактически была совершена попытка силой аннулировать теуступки, на которые пришлось согласиться в ходе подписания Латеранскихсоглашений. Тем не менее, католики дали мощный отпор, от епископовпотребовали взять под личную опеку всех членов Католического действия. Вто же время и Муссолини пришлось притормозить развитие конфликта ипризвать власть на местах не допустить каких-либо оскорбляющихрелигиозные чувства инцидентов, поскольку антиклерикальные протестыгрозили выйти из-под контроля 2.В июне 1931 г.
Пий XI публикует энциклику «Non abbiamo bisogno» («намне нужно»), в которой выражает недовольство попытками итальянскогорежима монополизировать власти над молодежью. А власть в Италии ондаже называет «режимом, основанном на идеологии, которая очевиднопревращается в настоящее языческое поклонение государству, именуемое"статолатрия"»3. Хотя энциклика вызвала шквал критики среди фашистов,стороны смогли начать диалог. А уже к сентябрю были подписаныпримирительные договоры. В них, в частности, Католическое действие1Pollard J.
F. The Vatican and Italian Fascism, 1929-32: A Study in Conflict. Cambridge University Press,1985. P. 133-134.URL:2Токарева Е.С. Фашизм, церковь и католическое движение в Италии 1922-1943 гг. М., 1999. 179-180.3Pius XI. Non Abbiamo Bisogno. 29 June, 1931 (English translation) // Официальный сайт Ватиканаhttp://www.vatican.va/holy_father/pius_xi/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_29061931_non-abbiamo-bisogno_en.html (проверено 23.03.14)70должно было потерять централизованный статус и превратиться в рядепископальных ячеек, чьи возможности сводились к формированиюрелигиозного воспитания. Ему запрещалось дублировать работу профсоюзов,а также вести спортивное образование.
Членами КД также не моглистановиться бывшие партийные лица 1.Из кризиса 1931 года католические организации вышли серьезноослабленными, однако их роль в общественной жизни Италии на протяжении1930-х годов росла. Отчасти просто потому, что это была единственнаяальтернатива фашистскиморганизациям.Это вызывало все большеподозрений у фашистской верхушки.
Молодежная «Azione Cattolica»,котораяпоусловиямконкордата должна была прекратитьвсякуюполитическую деятельность, продолжала на протяжении всех 1930-х гг.вызыватькритикусостороныправительстваМуссолини,котороеподозревало ее в противодействии фашистам 2. С другой стороны, нельзясчитать эти подозрения совсем уж необоснованными.
Если до этого католикидействительно практически не участвовали в каких-либо антифашистскихдвижениях, то на 1930-е годы пришлось несколько случаев разоблачений.Разногласия порождали всплеск антиклерикальных настроений средифашистской интеллигенции. Любопытный пример приводит Е.С.Токарева.Журнал «Regime fascista» обрушивается с критикой на католическую газету,сформулировавшую образ благочестивого универсального католика, которыйне является ни расистом, ни сепаратистом, ни националистом.
Фашистскийжурналпрямодоктринальногозадаетвопрос:расхождения«немеждусуществуетлиКатолическимнепримиримогодействиемифашизмом?».С другой стороны, сохранялись еще точки соприкосновения – это,например, империалистическая политика Муссолини в Средиземноморье.12Токарева Е.С. Фашизм, церковь и католическое движение в Италии 1922-1943 гг. М., 1999. С.182.Токарева Е.С. Церковь и государство: «брак по расчету» // НГ-религии от 18.02.2004 URL:http://www.rusk.ru/st.php?idar=1001380 (дата обращения: 30.08.2013)71Удивительно, но факт: поддерживая милитаризм фашистов, официальнаякатолическая пресса не стеснялась открыто апеллировать к христианскимценностям.
Так, в середине 1935 г. «L’Osservatore romano» оправдываетколонизаторскуюполитикуфашистовсловамисвятогоАвгустина:«Государства-колонизаторы должны выбирать один из двух методов —завоевание или переговоры. Но нет сомнения в том, каким будет этот выбор,так что о колониях можно сказать те же слова, которые Св. Августин сказало государствах: они создаются при помощи силы», – писала газета. Ещеболеегрубыерассуждения,оправдывающиеправогосударствонаэкспансию, опубликованы на страницах «La Civiltà Cattolica». Активновысказывались и католические иерархи. Например, миланский кардиналАльфредо Ильдефонсо Шустер (1880-1954) сравнивал вторжение в Эфиопиюс крестовым походом и рассматривал его как потенциальный источникновообращенных. На мессе в октябре 1935 г.
он благословил военныезнамена и попросил у Бога защитить итальянские войска, чтобы они могли«открыть для Эфиопии дверь к католической вере и римской цивилизации»1.Кроме того, интенсивную пропагандистскую поддержку правым силамКатолическая церковь оказывала в ходе Испанской кампании 1936-1939 гг.(что не удивительно, учитывая отношение к церкви испанских коммунистов).Союз,заключенныймежду МуссолинииГитлеромв 1936г.,окончательно усложнил и без того хрупкие взаимоотношения Рима иВатикана. С одной стороны, церковь не могла принять дружбу с нацистами,которые активно притесняли католиков у себя на родине.