Диссертация (1149006), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Поэтому для Вентцеля «личной своеобразной задачей» ученика являетсяне только создание нравственного идеала, на основе самостоятельно выбранныхморальных ценностей, но и, если у него есть в этом потребность, создания «личнойрелигии». По Вентцелю, только «личная религия, творчески созданная самоюиндивидуальною личностью, вытекшая из самой глубочайшей ее глубины, как еесамое интимное дело, носящая в каждой своей черте своеобразный отпечаток,свойственный данной индивидуальности, как таковой, только такая религия можетбыть названа религией в истинном смысле слова, всякая же другая религия,наложенная на личность извне, является только суррогатом последней»63.В отличие от западноевропейской культуры, где светская культура имелапрочные позиции, в России, стране, где религия традиционно оказывала огромноевлияние на образование, индустриализация, рационализация, секуляризациявызвали всплеск «религиозного обновления», породившего распространениенетрадиционныхрелигиозныхидей,преимущественнокосмистскоготолка.Примером могут быть воззрения В.В.
Розанова, который видел в гармоничном,одухотворенном, живом космосе гарантию возврата к целостности человека,нарушенной развитием цивилизации. По Розанову восстановление этой утраченной62Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: (проблемы нравственности ивоспитания в свете теории гармонического развития жизни и сознания).
В 2 Т. М., 1911- 1912. Т.1:Этика творческой личности М.: Изд-во К.Н. Тихомирова, 1911.С.614.63Вентцель, К.Н. Декларация прав ребенка // Свободное воспитание: Хрестоматия /Составитель и автор вступит.статьи Г.Б.Корнетов. М.:РОУ, 1995. С.159.54целостностикакразиестьосновнаязадачаобразования,однимизфундаментальных принципов которого является «принцип индивидуальности»,поскольку «человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный,особый смысл; в ней же лежит источник всякого духовного творчества» 64.Соответственно, образование должно быть «гибким», «эластичным», т.е. учитыватьиндивидуальные особенности учеников, поддерживать и развивать талантливых,«даровитых», а не подгонять их по «казенную трафаретку».Розанов, как Вентцель и многие другие представители философской ипедагогической мысли переходного периода, предостерегал против чрезмерности«книжного мозгового воспитания» - сугубо интеллектуального развития инастаивает на необходимости развития ценностного, эстетического начала вчеловеке,способствующегоцелостностивосприятиядействительности.«…Художественное воззрение, писал Розанов, отличается тем, что оно недробит свой предмет и для него всякая часть имеет значение лишь в отношении кцелому, насколько помогает его красоте и гармонии»65.
В «новой школе»выстраиваются принципиально новые отношения между учениками и учителями,которые перестают быть носителям знаний, блюстителями казенной дисциплины.Истинному педагогу, полагал Розанов, нужен не «гениальный ум», а «простоелюбящее сердце».Длярусскихмыслителейестественнымпротивовесомнарастающемуиндивидуализму, который традиционно отождествлялся с эгоизмом, должен статьдух солидарности, присущий людям от природы. Образование должно не толькосодействовать индивидуализации учеников, но и осуществлять «социализациюиндивидуальной воли»в духе «идеальной высшей общественности», считалК.Вентцель, поскольку в этой «объединенной воле всего человечества» «признаетсяв самом высшем возможном размере ценность за каждой индивидуальной волей,входящей в ее состав.
Чем более это будет достигнуто, тем более жизненной и6465Розанов В.В. Сумерки просвещения М.: Педагогика, 1990. С.9.Там же. С.102.55устойчивой будет эта форма социальной жизни, которую, в конце концов,осуществит гармонический союз всего солидарного человечества»66.Целостность и индивидуальность человека не может быть обеспечена безпризнания ценности телесности как «естественной оболочки» всякого «я». Поэтомуозначимостифизическоговоспитанияписаликакпредставителирационалистического направления, так и иррационалистического, в том числе ирелигиозного. Примером могут быть воззрения сторонника «психофизическогомонизма» П.Ф. Лесгафта, убежденного в том, что «физическое образование»позволяет гармонизировать умственное, нравственное и эстетическое развитие. Изпринципиально иных философских оснований исходит В.В.
Розанов, создавая свою«метафизику пола», но и для него телесное в человеке священно, это творческойначало, «клубящее» из себя «жизнь» и, следовательно, о нем надлежит заботиться впроцессе образования67.Темсамым мы видим, что в переходных обществах востребованы такиеценности как свобода и творчество, личная инициатива и ответственность, гармониячастного интереса с общественным, дух солидарности и взаимопонимания, которыевоспринимаются прогрессивным образованием как первостепенные цели.
Следуетотметить, что при этом социокультурный контекст, в котором развивались эти идеив России и на Западе, отличались. Так в западноевропейской культуре стремлениеотстоять свободу и независимость личности диктовалось угрозой массовогообщества, готового растворить индивида в анонимной и безответственной массе. ВРоссии же речь шла о защите личности, еще только обретающей своюсамостоятельность, от деспотическогогосударства и его всепоглощающейидеологии. По той же причине русские мыслители – Вл.Соловьев, В.В.
Розанов,К.Н. Вентцель апеллировали к семье как к более или менее независимому от опекигосударства институту общества и ее, а не научный коллектив как на Западе, брали вкачестве модели идеальных общественных отношений в образовании. В западнойкультуре6667акцентнаценностифизическоговоспитания,Вентцель, К.Н.
Декларация прав ребенка. С.168.Розанов В.В. Семя и жизнь // Соч. В 2 Т. М.: Правда, 1990. Т. 1. С.213.способствующего56воссозданию целостности личности, был обусловлен стремлением поставитьограничения абсолютизации разума и приоритетности интеллектуального развития.В России же речь шла скорее о преодолении векового влияния религиозногоаскетизма в отношении телесной природы человека и «реабилитации плоти»,которая вбирая, синтезируя в себе духовность, гармонизируя материальное идуховное, сольет их в единое целое.Сравнительныйанализзападнойирусскойфилософииобразованияпереходного периода свидетельствует о том, что, несмотря на подчас существенныеразличия в социокультурных контекстах, складывается система ценностныхориентиров,котораяоправдываетнеобходимостьперемен,аргументируетправомерность выдвижения новых целей общественного развития, разрабатываетновые механизмы их достижения.
Образование переходных обществ, испытываяпотребность в глубинных преобразованиях самой человеческой природы, не можетне опираться на философские идеи и принципы, которые служат основаниемпересмотра привычных, но уже недейственных в новых условиях норм. Вместе стем успешность преобразований, в том числе и в сфере образования, зависят от того,насколько проводимые реформы согласуются с культурными традициями страны,насколько учитывается тот социокультурный опыт, который порождает проблемы инамечает пути их решения.Нет сомнения в том, что «без учѐта философскихоснований, т.е.
онтологических, теоретико-познавательных, мировоззренческихпредпосылок, образовательные теории утрачивают связь с той конкретнойсоциально-историческойпочвой,культурной,национальнойирелигиознойтрадицией, естественным продуктом которых является человек как предметвоспитания и образования»68. В этом случае реформирование образования не толькообречено на неуспех, но и складываются предпосылки для реставрации тогосоциального порядка, который хотели изменить.68Стрельченко В.И. Переходное общество: эпистемология образовательных репрезентаций //Образовательные стратегии переходного периода.
Материалы I Научно-практическойконференции. СПб: Астерион, 2008 г. С.61.57§ 3.Образование и наука в процессе модернизации: от индустриальногообщества к информационномуПонятие модернизации возникло в середине XX в. в условиях деколонизацииАзии и Африки и означало переход от традиционного (доиндустриального)общества к современному (модерному) индустриальному, моделью котороговыступали западные капиталистические страны, противопоставлявшие свой путьразвитиясоциалистическому.Современноеобщество(модерноеобщество),генеалогически восходя к промышленному перевороту в Англии и пройдя черезчереду буржуазных революций в Англии, США и Франции, начинает свой разбег внач.
XVIII в. как процесс индустриализации. Обретая глобальное измерениемодерность не перестает быть исключительно «западным феноменом»69.Ориентация на капитализм как образец модернизации сохранялась вконцепции «догоняющей модернизации» (вторичной, отражающей), котораяпозднееутратиласвоюпривлекательностьдлямногихсторонниковмодернизационной парадигмы. Практика переноса сложившихся в других странахинститутов продемонстрировала свою неэффективность, поскольку заимствованиярассматривалиськакчисто«технические»приспособления,призванныесодействовать модернизации. «…Институты, пишет Е.Ж.