Диссертация (1148917), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Лекции по истории философии: Кн.2. - СПб.: Наука, 1994. С. 273.Лосев А. Ф. История античной философии: в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989. С. 204.и84Новое положение человека окончательно закрепляется в протестантизме.Протестантскаяконцепция–ещёодинважныйэлемент,сущностнохарактеризующий новоевропейский темпоральный символический конструкт.Протестантство продолжает и завершает структурную перестройку всейсистемы новоевропейских ценностей. Её мораль– это мораль, ужеокончательно лишённая былой опоры в виде вечности.
Неслучайно поэтомупротестантскуюконцепцию,формирующуюновыйисключительныйкапиталистический дух, М. Вебер характеризует как базирующийся нарациональном подходе: «Там, где существует рациональное стремление ккапиталистическойприбыли,тамсоответствующаядеятельностьориентирована на учет капитала»128, - пишет Вебер.Вебер постулирует гипотезу, согласно которой «протестантская этика»при своём распространении и постепенном закреплении в сознании новыхевропейцев закладывает психологические и социальные основы, особеннонеобходимые для возникновения того специфического типа капитализма,который впоследствии стали именовать «западным»129. Вебер предполагает, чтосуществует определённая взаимосвязь между декларируемыми протестантамирелигиозными этическими нормами и теми жизненными принципами, которыеспособствуютпоявлениюидальнейшемуразвитиютакназываемогокапиталистического «духа»130.
Макс Вебер задаётся вопросом, почемуспецифическая склонность к рационализму возникает именно у протестантов?Для ответа на поставленный вопрос он обращается вначале к нормамвероучения католиков Средневековья. Здесь его внимание привлекает, преждевсего,фактотсутствиявэтомучениикакого-либоупоминанияопрофессиональной и хозяйственной этике. Средневековый христианский идеал,и об этом уже подробно говорилось в предыдущей главе, - это не работа имирская жизнь, а молитва и вселенская аскеза. Средневековый христианин,Вебер М.
Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс,1990. С. 47.129там же. С. 272.130там же. С. 272.12885хотя и не имеет возможности достичь вечного блаженства на небесах безбожьей милости, однако, осуществляя праведную жизнь, в состояниизаслужить спасение своей бессмертной души. Даже если он совершает какойлибо греховный поступок, он может покаяться в нём и тем самым попытатьсявымолить прощениеГоспода131. Догмат же протестантизма полностьюотвергает подобную возможность. Согласно учению Кальвина, на то, чтопроисходит с душой человека после его физической смерти, никак не влияетчеловеческое поведение на земле. Догмат кальвинизма о милостях избранностиопределяет земной и неземной пути жизни человека как изначально ужеокончательно определённые Господом и не имеющие возможности бытьизменёнными никакими человеческими поступками.
Только определённомукругу избранных подарит Господь свою милость – вечное Царство небесное.Остальным же, невзирая ни на какие их достижения и заслуги в этой жизни,путь на Небеса закрыт132.Неслучайно поэтому одним из самых важныхвопросов, с самого начала стоящих перед протестантом, является вопрос о том,попадёт ли он в категорию избранных? Поиск ответа на данный вопрос, с однойстороны, порождает в протестанте чувство бесконечной покинутости и страха,с другой стороны, вызывает непреодолимое желание поскорее узнать, имеетсяли у него хоть какой-то шанс оказаться одним из избранных.И кальвинизм поощряет такое желание. Он говорит, что признакичеловеческой избранности существуют. И, пожалуй, самым важным из этихпризнаков можно считать успехи человека в профессиональной сфере.
Именнобезграничная преданность своему делу, неустанное выполнение своегопрофессионального долга может раскрыть Божественную тайну о человеческойизбранности.Только работа и успехи в ней помогают человеку развеятьсомнения по поводу его будущей судьбы133.См.: Свенцицкий В.П. Мировое значение аскетического христианства // Свенцицкий В.П. Собраниесочинений. Т.
2. – М.: Даръ, 2010. С. 487-508, 731-735.132См.: Виппер Р. Ю. Кальвинизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб.: Изд. обществоБрокгауз – Ефрон, 1890-1907. Т. 16. С. 101-102.133См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.:Прогресс, 1990. С.
96-97.13186Суровая аскеза, свойственная раннехристианскому представлению обидеале людской жизни, сохраняется и в протестантизме, но если ранее местомреализации данной аскезы была по преимуществу монашеская келья, то вНовое время из монашеской кельи оно перемещается в профессиональнуюжизнькаждогоиндивидуума.Идеаломстановитсяпостоянноепрофессиональное совершенствование. Праздность и нежелание работатьподвергаются осуждению. При этом одним из наиболее тяжких грехов является«напрасное» растрачивание времени, а именно такие часы, когда человекслишком много спит или развлекается, т.е.
мало работает134.Вебер акцентирует внимание ещё и на том, что протестантизм сталпервым христианским течением, в котором не приветствуются одобрительноеотношение к бедности и презрение к людям, стремящимся к чрезмерномунакоплению материальных благ. Католическому идеалу покорности исмирения, выражающемуся, в частности, в готовности стойко переноситьиспытания бедностью, болезнями и иными мирскими трудностями, кальвинизмпротивопоставляетвозможностьпреодоленияэтихтрудностей,нонемолитвами, как это было ранее, а своей самоотверженной и целенаправленнойработой.По мере всё большего распространения протестантских идей ипостепенногопревращенияпротестантизмавширокоерелигиозноемировоззрение, происходит процесс, названный Вебером «секуляризацией»,т.е. переход протестантских идей из сферы чисто внутренней религиознойжизни в сферу будничную или мирскую.
Как следствие, этот процесссопровождается восходящей рационализацией всех сфер человеческой жизни,начиная от религиозной через сферы социальную и трудовую к базовойэкономической сфере135.Произошедшие изменения имеют необратимые последствия. Достижениеуспеха в трудовой деятельности, превозносимое протестантами, приводит со134135См.: там же. С.
136-184.См.: там же. С. 184-208.87временем к ускоренному накоплению богатства. Но, поскольку обогащение непротиворечит мировоззрению протестантов, а наоборот, только стимулируетпродолжениетрудовойдеятельности,явнодемонстрируявозможнуюпринадлежность протестанта к кругу избранных, в протестантской этикевырабатывается ещё одно характерное свойство – страсть к сбережению.
Такпостепенновырисовываетсятипичнаяфигураскромного,несильнопритязательного предпринимателя, все помыслы которого направлены назаботу о приумножении своего богатства с единственной целью принятиярезультатов его труда Всевышним.Таким образом, трудовая старательность и культ бережливости,подкреплённыевысокимиморальнымикачествами,обеспечивающимибезупречную репутацию, а следовательно доверие не только клиентов, но такжепартнёров по бизнесу и собственных наёмных работников - вот те признаки,которые стали решающим в формировании и развитии капитализма западноготипа.Однако рационалистические начала, культивируемые в экономике – этотолько одна из множества сторон социального развития.
Главная особенностькультуры Нового времени, с точки зрения Вебера, заключается в том, чторациональность в ней имеет всепроницаемый характер. На рациональнойоснове построеныне только экономика, но также наука, правовая ибюрократическая системы, и государство в целом. Такой всеобъемлющийрационализм Вебер определяет, как главный фактор успешного развитияновоевропейского капитализма.Что же касается способа символизации времени, то c учётом дальнейшихизменений, происходящих в новоевропейской культуре, для характеристикиданного способа здесь уместно было бы употребить высказывание Б.Франклина - «время – деньги».
В этих словах как нельзя лучше выражаетсясутьновоевропейскойустановка в культуретемпоральнойустановки.Разумеется,подобнаяНового времени обнаруживается не сразу, и на88следующем этапе целесообразно проследить, каким образом это становлениепроисходило.1.3.2. Рефлексия времени новоевропейского периодаВ предыдущем параграфе было отмечено, что позиция протестантизма,акцентирующего внимание на активной деятельности человека в настоящем постепени персональной успешности индивида, определённо несла в себепозитивный заряд, активно стимулируя развитие личностногоначала,предпринимательства и благотворно влияя на культуру и экономику в целом.Однако, специфика протестантской концепции имела и иную сторону.Концентрация внимания на активном настоящем, подспудно поддерживаемаяпротестантской идеей, неизбежно приводила к обеднению сферы духовной,сужению темпоральных границ, одномоментно предполагающих явленность нетолько модуса настоящего, но ещё прошлого и будущего, и являлась темтрансцендентным началом, которое предоставляет человеку возможностьсовсемпоиномувзглянутьнамириоценитьокружающуюегодействительность.
«Потеря вечности» привела в итоге к существенной утратемировоззренческойшироты. Подобная утрата, по всей видимости, быланеобходима, ибо компенсировалась стремительным развитием как раз тех сфер,которыеприиноймировоззренческойустановкеразвиватьбылобыпроблематично. К одной из таких сфер можно отнести новоевропейскую науку.Революционные достиженияв области науки наглядно демонстрируютрезультат переоценки ценностей, смены приоритетов, а вместе с ними и всегоновоевропейского символического конструкта.Постулирование субъективного начала в качестве творящей и движущейсилы культурного процесса отражается в новоевропейской научной (апараллельно и философской) мысли, и их структурный анализ позволяет, в89частности, проследить, каким образом на новоевропейском этапе происходиттрансформация прежней темпоральной модели и утверждение скрепляющимэлементом в ней «субъективного» фактора.Одной из важнейших точек отсчёта, послужившей предпосылкойреволюционным мировоззренческим изменениям рассматриваемого периодаможно по праву считать открытия, осуществлённые на рубеже Средневековья иНового времени Николаем Коперником.
Взгляд Коперника, согласно которомуЗемля становится рядовой планетой, движущейся вокруг Солнца наряду сдругими, подобными ей, телами, лишает Землю своего центральногоположения и делает её похожей на другие, наблюдающиеся на небе,планетарныеобъекты.СвоиреволюционныеположенияКоперникформулирует уже в первых трёх из семи знаменитых аксиом: «Первоетребование. Не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер.Второе требование. Центр Земли не является центром Мира, но только центромтяготения и центром лунной орбиты. Третье требование. Все сферы движутсявокруг Солнца, расположенного как бы в середине всего, так что около Солнцанаходится центр мира…»136.
Данные положения заставляет полностьюпересмотреть некоторые фундаментальные мировоззренческие догмы, вчастности о так называемой «противоположности Земли и Неба». Появляетсяновая идея единства всего мироздания, где и Земле и обитающему на нейчеловеку, отводятся гораздо более скромные роли. Человек больше не является«венцом творения», а занимает место обитателя одной из не самых большихпланет в Солнечной системе. Самым же существенным, что следует из ученияКоперника, является вывод о том, что истинный механизм происходящих вмире явлений далеко не всегда лежит на поверхности, а чаще всего находитсягораздо глубже, чем это демонстрирует внешняя сторона действительности.Учение Коперника подвергает пересмотру практически все областиестествознания, в особенности, физику, позволяя «расчистить» науке путь,преграждаемый136прежней схоластической традицией.После КоперникаБелый Ю.