Диссертация (1148895), страница 38
Текст из файла (страница 38)
Так, эксперимент «неподвижного лица»(still-face experiment) вызывает отчетливую отрицательную эмоциональную реакцию у ребенка;более того, младенец активно пытается восстановить эмоциональный контакт.Тревартен описывает взаимную сонастроенность матери и ребенка, выражаемую втемпоральном и интонационном паттерне телесного взаимодействия, в ритме движений ижестов, в просодии и мелодии голосового взаимодействия.
Тревартен усматривает аналогиюмежду эмоциональным праразговором и музыкальным дуэтом: «два исполнителя стремятся кгармонии и контрапункту в одном темпе, чтобы вместе создать мелодию, которая становитсяслаженным и приносящим удовлетворение повествованием о чувствах во временной структуре,которую они полностью разделяют. В хорошем исполнении каждый из двух или болеемузыкантов участвует и отождествляется в выражении всего произведения в целом. Каждыйчерпает музыкальное понимание или удовлетворение в действиях другого (других), равно как ивнутри себя по отдельности… именно такого рода слияние и слаженность повествований очувствах между субъектами можно обнаружить в праразговоре»199.Феномен первичной интерсубъективности опровергает представление о том, чтоментальные состояния другого изначально сокрыты и могут быть либо выведены путемумозаключения, либо подчиняться теоретическим правилам.
Уже маленькие дети способнысхватывать эмоциональное состояние другого и ощущать то, каким образом это состояниесоотносится с ними самими. Иными словами, состояния сознания другого доступны внепосредственном телесном взаимодействии. Кроме того, это взаимодействие имеет характерактивной вовлеченности, а не пассивной реакции на стимулы. Здесь имеет место началодиалогического процесса, который обозначен как пра-разговор. Однако этот процесс неопосредован внутренними ментальными репрезентациями инивидов; более того, в этомпроцессе трудно провести четкое разграничение по принципу отправитель – получатель –сообщение. Смыслы и намерения участников изменяются и формируются внутри процессаReddy V. How Infants Know Minds.
– Harvard University Press, 2010. P. 81С. Trevarthen, The Self born in intersubjectivity: The Psychology of an Infant communicating // The Perceived Self / ed. by NeisserU. – Cambridge University Press, 1993. P. 139.198199134коммуникации, разделяемые смыслы создаются сообща в процессе взаимной регуляции материи ребенка.Взаимная регуляция аффекта матерью и ребенком создает так называемые диадическиесостояния сознания200. Согласно гипотезе о диадических состояниях сознания, каждый индивидвовзаимодействии(матьиребенокилижепсихотерапевтипациент)являетсясамоорганизующейся системой. Такая система создает свои собственные состояния сознанияили состояния организации мозга, но эти состояния могут стать более слаженными иприобрести большую степень сложности во взаимодействии с другой самоорганизующейсясистемой.
Взаимодействие и коммуникация порождают здесь новые состояния сознания,возможные лишь в диаде, которые индивид не достигнет сам, отдельно от диады.Нужно отметить, что взаимной регуляции подвергаются не только аффективныесостояния, но и гомеостатические состояния. Для поддержания равновесного физиологическогосостояния (например, температуры тела) младенец нуждается во взаимодействии с взрослым;взрослый является частью регуляторной гомеостатической системы ребенка. Температураребенка регулируется взрослым, прижимающим к себе младенца; здесь образуется единаясистема, состоящая из ребенка и матери.
При этом мать представляет собой внешнийрегулирующий компонент терморегулирующей системы ребенка201.Подобное диадическое регулирование имеет место и относительно эмоциональныхпроцессов. В этом случае диадическая система состоит из центральной нервной системыребенка, его поведения, а также поведения взрослого (жесты, выражения лица). Эмоциональноевыражение матери регулирует поведение ребенка, который схватывает смысл эмоциональныхжестов матери как ее отношение к его действиям. Однако конфигурация жестов, лица, взгляда,голоса и положения тела ребенка также сообщают матери его отношение к тому, чтопроисходит в их взаимодействии. Мать и ребенок являются активными участниками процессавзаимной регуляции аффектов.
Каждый из партнеров взаимодействия пытается приспособитьсвое поведение для сохранения координированного состояния диады. Аффективный опытребенка в значительной мере регулируется диадическим регуляторным процессом, но матьдолжна быть в состоянии оценить состояние ребенка и привести свои действия в соответствие сним. Такой эмоциональный обмен способен расширить состояние сознания каждого извзаимодействующих индивидов202.Ребенок является открытой самоорганизующейся системой.
Его состояние сознания илиментальное состояние, отвечающее определенному паттерну организации мозга, формируетсяTronick E. Z. Dyadically Expanded States of Consciousness and the Process of Therapeutic Change // Infant Mental Health. – 1998.– vol. 19, Issue 3. – P. 292.201 Там же. С. 293.202 Там же. С. 298.200135под воздействием информации, основанной на перцептуальном вводе, моторном выходе,намерениях и т. д. Поскольку ребенок является открытой системой, его состояние сознаниязависит не только от внутренних процессов: оно может расширяться благодаря внешнемувоздействию со стороны воспитателя.
Это воздействие увеличивает степень сложности ислаженности состояния организации мозга ребенка. Иными словами, мозг и сознание ребенкадостигают большего уровня сложности благодаря регуляторной поддержке со сторонывоспитателя. При этом создается диадическое состояние сознания, обладающее большейсложностью и слаженностью, чем эндогенные состояния сознания матери и ребенка поотдельности, вне диадического взаимодействия. Диадическая система обладает эмергентнымисвойствами, которых лишены индивиды по отдельности, вне этой системы. Диадическоесостояние сознания включает в себя элементы сознания другого индивида, а значит, являетсяболее сложным, чем эндогенное состояние сознания индивида.3.1.2.
Совместное вниманиеУ девятимесячного ребенка диадическая сонастроенность выходит на новый уровеньсложности, приобретая триадическую структуру. Речь идет о феномене совместного внимания,когда ребенок и взрослый начинают разделять общий мир и объекты в нем. Совместноевнимание можно определить в общей форме следующим образом: «двое или более индивидовсовместно разделяют внимание на что-то только если они одновременно концентрируются натом же самом предмете (объект, тема или ситуация) и взаимно осознают, что они делают этосовместно»203.
Зачатки этой способности постепенно формируются к девятимесячномувозрасту.Говоря о совместном внимании, необходимо подчеркнуть его деятельностный ителесный характер. Совместное внимание не следует понимать индивидуалистически, какментальное (перцептуальное) состояние отдельного индивида. Скорее, оно является модусомдеятельной вовлеченности в мире, разделяемом с другим индивидом. Отношение я-другойобъект является первичным и неразложимым на элементы.
При этом триадическая структурасовместного внимания учитывает диадическую координацию аффективных состояний, окоторой говорилось в предыдущем пункте.Совместное внимание позволяет расширить коммуникацию между ребенком ивзрослым; отныне она включает третий объект или событие, на котором сфокусировановнимание двух людей.
До этого момента ребенок мог концентрироваться либо на человеке,либо на предмете; теперь он способен воспринимать отношение человека к предмету. Очень203Hutto D. Elementary Mind Minding // Joint Attention / ed. by Seelmann A. – Cambridge: The MIT Press, 2011. P. 309.136важно подчеркнуть, что это восприятие имеет непропозициональный характер: ребенок еще нев состоянии сформулировать мысль о том, что у другого человека есть собственный опыт исобственные ментальные состояния.
На данном этапе (от девяти месяцев до года) речь идеттолько о том, что у ребенка появляется новый способ реагировать на другого человека иотноситься к нему. Это открытие принадлежит области действия и чувства (аффекта), а немысли. Ребенок также осознает внимание другого человека, направленные на его (ребенка)действия204. Это осознание имеет ярко выраженный аффективный характер: речь идет о новомспособе деятельной эмоциональной вовлеченности, при которой ребенок активно реагирует наотношение и позицию другого человека. Ребенок находится под воздействием эмоциональнойреакции взрослого не только по отношению к себе самому, как это имело место в диаде, но и поотношению к тому, что он делает в данный момент.
«Вначале ребенок отмечаетсонастроенность взрослого с ним. Такое осознание присутствует, по крайней мере, вдвухмесячном возрасте. Затем ребенок осознает, что взрослый сконцентрирован на том, что онделает… Затем ребенок начинает соотноситься с действиями взрослого и его отношением кчему-то совершенно отдельному, иному чем сам ребенок или взрослый»205. Это и есть стадиявторичной интерсубъективности. При этой стадии происходит кардинальное изменение вотношении ребенка с миром объектов и вещей через посредство других людей. Эмоциональноеотношение взрослого к предмету или событию может мотивировать дальнейший интересребенка или же, напротив, заставить его прекратить действие с этим предметом.Дети всостоянии связать чувства матери с той ситуацией, в которой они находятся. Ребеноквоспринимает «ментальное состояние» матери и изменяет собственное эмоциональноеотношение к ситуации. Ребенок отвечает и реагирует на мир с точки зрения другого человека;смысл происходящего для ребенка меняется благодаря тому, что оно значит для другогочеловека.