Диссертация (1148895), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Именно с этимсвязаны эффекты priming (эффект предшествования), когда предыдущее слово или объектоказывает воздействие на распознавание следующего слова или объекта.Мы отождествили ментальные состояния с бассейнами аттракторов. Однако же тезиснастоящего параграфа сводится к тому, что ментальные состояния суть траектории впространстве состояний, приближающиеся к некоторым аттракторам.
Необходимо прояснитькажущееся противоречие. Множество возможных состояний мозга можно представить в виде172Там же. С. 69.117многомерного пространства, причем каждый нейрон будет одним из измерений этогопространства. Уровень активности каждого нейрона задает координаты в многомерномпространстве, соответствующие месту данного состояния мозга в пространстве состояний.Похожие состояния мозга находятся в близлежащих местах в пространстве состояний. Что жекасается ментальных состояний, то их можно представить как подмножество отдельных мест впространствесостояниймозга,которыечастопосещалисьсистемой.Онилегкоидентифицируются и сопровождаются языковыми «ярлыками» (ментальное состояние чувстваголода, распознавания брата, чтения предложения и т.
д.). Однако следует подчеркнуть, что этилокализации в пространстве состояний являются своего рода «чистыми ментальнымисостояниями»173. Они легко идентифицируются и называются, но система никогда понастоящему не находится в этих состояниях; она может лишь приближаться к ним.
Речь идеттолько об аппроксимации по отношению к такого рода «чистым» ментальным состояниям.Последние существуют только в качестве возможности; они являются возможными местами впространстве состояний нервной системы. Таким образом, они никогда не реализуются вдействительности – система лишь оказывается вблизи соответствующего бассейна аттрактора,чтобы незамедлительно перейти к следующему. Это означает, что соответствующие нейронныепопуляционные коды активируются не полностью, а лишь в степени, нужной для того, чтобысоздать впечатление чистого ментального состояния.
Достижение чистого ментальногосостояния со стопроцентной достоверностью и каждый раз идентичного требует слишкомбольшой точности, которой система не может достигнуть. Чистые, дискретные, четкоочерченные ментальные состояния, имеющие каждое свое название в повседневной психологии– это своего рода регулятивная идея, которая никогда не достигается в реальности. Ментальныесостояния, объединенные одним названием, в действительности не отвечают идентичнымсостояниям мозга как динамической системы. Это предвидел уже Уильям Джеймс в своейконцепции потока сознания.Это положение дел требует перейти от языка дискретных и в точности повторяемыхсимволов к системе пробабилистических ментальных состояний – нечетких, градуированных ичастично перекрывающихся динамических паттернов.
Языковые (символические) ярлыки дляментальных состояний все еще можно использовать для простоты изложения. Однако неследует забывать, что сама стстема не использует подобных символов.Из вышесказанного следует, что мозг в качестве динамической системы определяется нетолько и не столько самими статическими состояниями, сколько изменениями состояний.Ментальное173состояниевдействительностиТам же. С. 42-43.118имеетпроцессуальную,динамическуюиконтинуальную природу, оно является траекторией движения в пространстве состоянийсистемы, и редко останавливается в стазисе.Иногда для пользы анализа можно иногдапользоваться временными срезами типа стоп-кадров, не забывая, все же, что ментальныесостояния практически никогда не являются статическими состояниями.Этотпроцессуальныйхарактерментальныхсостоянийвзаимосвязансихпробабилистическим характером. Последний можно проиллюстрировать на примерах мозговыхпаттернов,сопряженныхснеоднозначнойсенсорнойстимуляцией,требующейинтерпретации174.
В таких случаях система путешествует через множественные состояниямозга, время от времени приближаясь к отдельным ментальным состояниям. Предположим,что вечером на слабо освещенной улице мы видим на расстоянии животное, приближающееся кнам. Прежде чем мы окончательно определимся с тем, как реагировать на данную ситуацию,мозг будет находиться в таком паттерне активности, который частично совместим сразу снесколькими альтернативными состояниями сознания. В данной ситуации паттерн нейроннойактивности будет соответствовать такому состоянию мозга, которое частично совместимо,например, с двумя различными ментальными состояниями «я вижу собаку» и «я вижу кошку».В графическом выражении можно сказать, что система будет находиться ближе всего к двумобластям в пространстве состояний – областям, которые соответствуют этим двум чистымментальным состояниям («я вижу собаку» и «я вижу кошку»). В данной ситуации нейронныйпаттерн будет находиться на практически одинаковом расстоянии от этих двух областей.Однако система будет учитывать и другие ментальные состояния, обладающие меньшейстепенью вероятности и графически изображаемые несколько дальше в геометрическомпространстве состояний (например, «я вижу крысу» и т.
д.). Тот факт, что мозг приближается кнескольким чистым ментальным состояниям сразу, подразумевает, что он находится впробабилистическом ментальном состоянии. «Состояние мозга», как уже было сказано,предполагает паттерн нейронной активности всего мозга в данный момент времени.Пробабилистическое ментальное состояние как раз и является таким паттерном, однакопредставленным в виде аппроксимации по отношению к идеализированным чистымментальным состояниям.
Такие чистые ментальные состояния в физическом смысле являютсяидеальными паттернами нейронной активации, которые никогда не имеют место в чистом видевследствие нелинейности динамики мозга и вследствие шума в этой сложной системе 175. Такимобразом, бассейны аттрактора здесь соответствуют некоторым идеальным паттернам активациимозга, а динамическое описание системы при помощи геометрического пространства состоянийоказывается вполне измеримо с нейрофизиологической точки зрения.
При этом нужно174175Там же. С. 44.Там же. С. 261.119отметить, что языковые ярлыки, привязанные к чистым ментальным состояниям, обладаютэвристическойценностью:интерпретироватьвсамомпробабилистическиеделе,безнихментальныебыло бысостояния.чрезвычайноОнитруднопредоставляютопределенное и существенное удобство описания системы, однако, как уже было сказано, онине соответствуют никаким действительным состояниям системы.Пробабилистические состояния мозга изменяются во времени.
Со временем мозгприближается к чистому ментальному состоянию через посредство описанного вышедополнения паттерна. Это можно представить как движение через пространство состояниймозга к определенной области, которая, в свою очередь, приведет в действие реальныймоторный выход или же симулированное моторное поведение (например, внутренний монолог,по Выготскому).
Особое внимание при изучении ментальных состояний и когнитивныхпроцессов следует уделить промежуточным областям в пространстве состояний, которыесистема посещает на пути к бассейну аттрактора, то есть при аппроксимации к некоторомучистому ментальному состоянию. Именно такова динамическая действительность ментальныхсостояний, статическое и конечное представление которых является всего лишь идеализацией.При этом важную роль играет соревновательность или соперничество различных аттракторов,или чистых ментальных состояний176.
Некоторое время, вплоть до точки бифуркациипробабилистические паттерны или ментальные состояния («я вижу собаку» и «я вижу кошку»)соперничают между собой. При этом вероятность других ментальных состояний («я вижукрысу») неуклонно падает. В это время сознание находится в состоянии, которое можноописать как паттерн активации, сопряженный сразу с несколькими чистыми ментальнымисостояниями.
Однако со временем эти равновероятные ментальные состояния начнутрасходиться, и система начнет стремиться к одному из них, удаляясь от другого. Происходитбифуркация. Следовательно, ментальное состояние распознавания объекта является, вдействительности, постепенным процессом, происходящим во времени и занимающем всреднем несколько сот миллисекунд.При этом практически невозможно найти такуювременную точку на траектории, при которой можно с достоверностью сказать, что именно вэтот момент произошло распознавание, а миллисекунду ранее оно еще не наступило.Приведенное описание в силу своей упрощенности позволяет ошибочно заключить, чтоконечным результатом описанного процесса является все же чистое ментальное состояние;пройдя через период неопределенности, система все же оказывается в устойчивом состоянии,выбрав окончательно один из бассейнов аттрактора.
В действительности это, вероятнее всего,не так. В реальных, экологически достоверных условиях, как уже было сказано выше, мы не176Там же. С. 108.120имеем дело лишь с отдельным стимулом. Постоянно меняющаяся сенсорная стимуляция инепрерывный, континуальный моторный выход не позволят системе достичь стопроцентнойактивации чистого ментального состояния: у системы просто недостаточно времени дляэтого177. Однако, как было сказано, это условие не является необходимым: так, вероятностьментального состояния, равная восьмидесяти процентам, предоставит организму достаточноуверенности для осуществления моторного поведения. Система при этом сохраняет готовностьк плавному переходу к другим бассейнам аттракторов по мере поступления новой сенсорнойстимуляции и появления новых поведенческих целей.
В приведенном примере бифуркацияприведет к определенному паттерну поведения: бежать или же расслабиться (в зависимости оттого, распознаем ли мы кошку или собаку). К тому времени, когда состояние мозгаприблизилось к области в пространстве состояний, которая совместима с одним определеннымчистым ментальным состоянием («я вижу кошку»), изменения в среде и в нашем собственномповедении произведут трансформацию в состоянии мозга, которое начнет обратное движение кдругим (необозначенным символически) регионам пространства состояния. Система, такимобразом, готовится к следующему событию приближения к другому бассейну аттракторов – кдругому чистому ментальному состоянию.