Диссертация (1148895), страница 34
Текст из файла (страница 34)
Приблизившись к нему в достаточной степени,чтобы это вызвало соответствующее поведение, система вновь начнет (продолжит) движение.Таким образом, система находится значительное количество времени между символическиобозначенными и четко разграниченными ментальными состояниями, а не «внутри» них.В терминах нейронных событий, происходящих в мозге, это означает, что происходитпереход от одного полуустойчивого популяционного кода к другому. При этом переходе имеютместо такие паттерны активации, которые являются промежуточными или частичносмешанными между предыдущим и предстоящим популяционными кодами. Они также могутчастично быть похожими на некоторый другой популяционный код (например, отвечающий засостояние «я вижу крысу»). Происходит соревнование между популяционными кодами,предполагающее частичную активацию сразу нескольких конкурирующих альтернативныхпаттернов, в результате которого один из них выигрывает.
Именно эти процессы математическивыражаются как траектория в пространстве состояний, посещающая один бассейн аттрактора, истремящаяся к другому, на своем пути «флиртуя» с несколькими бассейнами аттрактора.Описанная континуальность ментального состояния, которую в свое время Джеймсобразно представил в виде потока сознания, сопряжена, среди прочего, с тем, что новый стимулне является началом новой траектории в пространстве состояний. Существует лишь однатраектория в ментальном пространстве, и эта траектория непрерывно претерпевает отклонения,177Там же. С.
35.121внезапные или постепенные. Эти отклонения вызваны воздействием привходящей стимуляции,а также ожиданиями, основанными на предыдущих стимулах. Сознание непрерывно иконтинуальновзаимодействуетспотокоммультимодальных(зрительных,слуховых,тактильных) оптических строев (термин Дж.
Гибсона). Последние предоставляют информациюо предметах, деятелях и событиях. В этом контексте сам термин «стимулы» может вводить взаблуждение; он служит квантификации непрерывного потока, расчленяющей его на временныеотрезки-стадии, чтобы отметить порядок оптических строев, которые непосредственнопредваряют некоторое поведение.
Однако эти идеализированные стоп-кадры события должныпониматься в контексте континуального потока стимуляции из среды.Во время континуального визуального потока глаза совершают движения, чтобы достичьустойчивого восприятия. Прежде чем восприятие устанавливается в устойчивом состоянии (тоесть прежде чем предмет восприятия полностью «схвачен»), перцептуальный «ввод» (input)уже вновь модифицируется глазодвигательным «выводом» (output), благодаря которому всетчатку приходит новая информация178. При этом сам глазодвигательный вывод мотивировандинамикой процесса восприятия, так что получается круговая связь.
Визуальное восприятие,как мы видели на примере теории Алва Ноэ, есть результат как сенсорного «ввода» из среды,так и собственного глазодвигательного «вывода» организма. Однако движения глаз происходятбыстрее, чем процесс распознавания объектов. Имеет место петлеобразная связь междуэлементами цикла восприятие-движение, где восприятие мотивируется движением глаз, адвижение – восприятием. Систему, характеризующуюся такого рода петлеобразной связью,нельзя разделить на отдельные дискретные компоненты.
Элементы определяются лишьотносительно всей системы.Все разграничения (стимул-реакция, восприятие-действие) имеют относительныйхарактер, на который указывал еще Дьюи. Как и в концепции Дьюи, здесь мы можемутверждать, что в континуальном потоке сознания большинство наших реакций (ответов)немедленно и непосредственно сами становятся стимулами, поскольку мы воспринимаем нашисобственные действия по мере того, как мы совершаем их. Этот процесс нельзя ограничитьискусственными временными рамками, четко отделив его от всего континуального потока.
Так,сама подготовка к ответу может оказать воздействие на то, как сознание обрабатываетпривходящий поток стимулов. Имеет место динамическая и континуальная петлеобразнаяобратная связь между сенсорным вводом и моторным выходом. Эта непрерывная обратнаясвязь затрудняет четкое разграничение между стимулом и ответом. То же самое верно и в178Там же. С. 47.122отношении четкого разграничения между восприятием и действием в силу континуальнойзамкнутой петли между обработкой восприятия и подготовкой к действию.Итак, согласно динамической концепции, ментальная деятельность не являетсялинейной последовательностью дискретных, отдельных ментальных состояний.
Сознаниенепрерывно пересекает пространство своих состояний, переходя от одного бассейна аттракторак другому и проводя значительное время в переходе между бассейнами. Тот бассейнаттрактора, к которому сознание приближается ближе всего, будет, как правило, отвечать занаблюдаемое внешнее поведение. Тем не менее, важно подчеркнуть, что все аттракторы, ккоторым подходит сознание в данный момент – в том числе и несколько более отдаленные («явижу крысу» или «лицо Джонни Деппа» в наших примерах, приведенных выше) имеютнекоторую степень воздействия на то, каким именно образом осуществляется действие вплотьдо конечного результата (более или менее уверенно, медленнее или быстрее и т. д.).2.4.3.
Сознание как эмергентное свойство взаимодействия между мозгом, телом и средойС точки зрения динамичеких систем, нельзя искусственно разделить в качестведискретных ментальных объектов ментальные состояния зрительного восприятия и языковогопонимания. Эксперименты показывают, что речевое сопровождение модифицирует зрительноевосприятие, но и визуальный контекст, в свою очередь, воздействует на ментальные процессы,сопровождающие понимание речи. Следовательно, эти типы ментальных состояний (т. е.зрительное восприятие и понимание речи) глубоко интерактивны и находятся вовзаимодействии между собой. То же самое относится и к таким аспектам речи, как синтаксис,семантика и прагматика: не существует отдельных модулей для этих аспектов когнитивногопроцесса – есть лишь подсистемы, функционирующие во взаимодействии друг с другом.
Наболее абстрактном концептуальном уровне можно утверждать, что в мозгу нет независимыхстатическихсущностей, любая ментальная активностьконтинуальна во времениисоприкасается с другими паттернами пространстве. Содержание ментальных процессов несостоит из объектов, но из событий. Ментальные состояния, в частности, ментальныерепрезентации суть процессы, а не вещи. На нейронном уровне речь идет о распределенныхпаттернах нейронной активации. Эти распределенные паттерны претерпевают нелинейныеизменения в течение нескольких сот миллисекунд, после чего переходят в другой паттерн.Когнитивные процессы и ментальные состояния, связанные с речевой деятельностью,восприятием, памятью, рассуждением и т.
д. не являются пространственно и темпоральноразделенными, отдельными друг от друга сущностями. Они суть процессы, возникающие из123взаимодействиямножественныхнейронныхподсистем–взаимодействия,имеющегосущностно временной характер. «Распознавание слов», «рабочая память», «мысленные образы»и т. д. – это языковые ярлыки для предположительных ментальных состояний, разделяющиеданные состояния от других ментальных состояний179. Эти ярлыки, предполагающиепространственную и временную раздельность ментальных состояний, могут приноситьэвристическую пользу для исследования.
Однако как только исследование сконцентрируется навременном характере этих процессов, границы между ними начинают стираться. Сознание несостоит из отдельных независимых систем для восприятия, познания и действия как в корнеразличных типов ментальных состояний.
Скорее имеет место континуальный петлеобразныйцикл процессов восприятия, частично перекрывающихся с процессами познания и процессамидействия. Этот цикл производит изменения в среде, а они, в свою очередь, непрерывновоздействуют обратной связью на процессы восприятия.Следовательно, стираются четкие границы между языковыми и перцептуальнымипроцессами, познанием и восприятием: каждая из этих подсистем является открытой системой,а значит, укоренена в более широкой системе. Даже водораздел между организмом и его средойможет пониматься как нечеткая граница.
Это будет означать, что сознание шире, чем мозг.Мозг будет подсистемой более широкой системы. Эта подсистема сотрудничает с другимиподсистемами при формировании сознания. Единая система образована организмом и егосредой, как уже говорилось в предыдущем параграфе относительно экологической психологии.Имеет место тесное сцепление между подсистемой организма и подсистемой среды.Центральная нервная система воплощена в теле с определенными сенсорами и эффекторами, ався эта диада мозг-тело, в свою очередь, укоренена в определенной среде. Мозг пребывает вдинамическом взаимодействии с телом, а вместе они динамически взаимодействуют сосредой180.Однако это сцепление между средой и организмом означает, что ментальные состояниянельзя понимать упрощенно как состояния лишь одной системы - мозга.
До сих пор мыпредполагали, что пространство состояний сознания предполагает лишь параметры нейроннойактивации. Теперь нужно усложнить эту систему сознания, введя в качестве измеренийпространства ее состояний не только нейроны, но и другие параметры. Такими параметрамимогут служить мускулатурно-скелетная кинематика и даже объекты во внешней среде.Усложняется определение ментального состояния и вообще сознания: теперь мы видим, чторечь идет о траектории в пространстве состояний всей системы организм-среда.