Диссертация (1148895), страница 24
Текст из файла (страница 24)
То же самое относится к свойству «быть планетой»: определениепланеты предполагает отношения внутри солнечной (или другой) системы, абстрагироваться от которых невозможно приидентификации планеты, например, при проведении различия между планетой и астероидом, кометой или луной (спутником).85свойство обладает нейронными коррелятами, не утверждая, что последние онтологическидетерминируют это свойство. Онтологически достаточными для данного свойства будутнейронные корреляты плюс определенные элементы системы, внешние по отношению киндивиду, например характеристики среды, факты относительно истории индивида и т.
д.Другими словами, так понимаемое ментальное свойство или ментальное состояние будетчастью системы, более широкой, чем отдельно взятый индивид. Разумеется, это не означает,что не существует таких ментальных свойств, когнитивных способностей и т д., которые имеютреализацию, ограниченную индивидом. Это означает лишь, что есть такие ментальныесостояния – и пропозициональные установки в их числе – которые не могут сводиться киндивидуалистическойреализации.Такиементальныесостоянияхарактеризуютсяхолистической или реляционной супервентностью.2.3. Экстернализм относительно носителей ментальных состояний2.3.1.
Активный экстернализмЭстернализм относительно содержания ментальных состояний имеет определенныеограничения. Во-первых, он относится только к определенному типу ментальных состояний.Речь идет о пропозициональных установках. Это такие ментальные состояния, которыеобладают семантическим содержанием, и это содержание определяет их идентичность, то естьпозволяет относить их к определенным типам ментальных состояний.
Если экстернализмотносительно содержания ментальных состояний относится только к пропозициональнымустановкам, то это означает, что он обходит без внимания такие виды ментальных состояний,как восприятия, ощущения и когнитивные процессы. Примером когнитивного процесса можетслужить рассуждение или принятие трудного решения; оба эти процесса протекают во времени.Их результатом является определенное ментальное состояние с некоторым семантическимсодержанием (вывод из рассуждения, окончательное решение).
Само это ментальное состояниеподпадает под принципы экстернализма относительно содержания ментального состояния (тоесть, оно отчасти определяется внешними факторами). Однако указанная форма экстернализманичего не говорит о процессе, приведшем к данному ментальному состоянию. Схематическиможно определить процесс как переход от одного семантически значимого состояния к другомуили трансформация одного состояния в другое. Операции, которые приводят к этойтрансформации, требуют иной формы объяснения, чем та, которую предоставляет экстернализмсодержания.Кроме того, экстернализм содержания не охватывает ощущения (например, боль),которые, как утверждают многие философы, не имеют семантического содержания; не86охватывает он и перцептуальный опыт.
Ощущения и восприятие определяются определеннымфеноменальным качеством. Это феноменальное качество формулируется при помощи формулыТомаса Нагеля: каково это (каково это для субъекта видеть белую розу, каково это ощущатьвкус шоколада и т. д.)128. Экстернализм содержания ничего не говорит о феноменальныхкачествах;следовательно,можно бытьэкстерналистомсодержанияиодновременноинтерналистом относительно феноменальных качеств.Кроме того, экстернализм содержания устанавливает лишь то, что пропозициональныементальные состояния определяются внешними факторами, но вполне могут находиться«внутри».
Иными словами, он влечет за собой отрицание принципа индивидуации ментальныхсостояний, но не принципа локализации ментальных состояний129. Следовательно, можно бытьэкстерналистом относительно принципа индивидуации и интерналистом относительнопринципа размещения. Это означает утверждение, что ментальные состояния определяютсявнеположными индивиду факторами, но локализованы внутри индивида.В связи с ограничениями экстернализма содержания, в настоящем параграфе мырассмотрим другую форму экстернализма – экстернализм относительно носителей ментальныхсостояний.
Этот экстернализм охватывает аспекты сознания, неохваченные экстернализмомсодержания.Прежде чем дать определение экстернализму относительно носителей ментальныхсостояний (далее сокращенно – экстернализм носителей), рассмотрим одну из пионерскихработ в этой области – статью Э. Кларка и Д. Дж. Чалмерса «Расширенный разум»130. Авторызадаются вопросом о том, где заканчивается сознание и начинается остальной мир. Онипредлагают свою версию экстернализма, который называют активным экстернализмом (activeexternalism).
Согласно этому типу экстернализма, среда играет деятельную роль в прохождениикогнитивных процессов. Активный экстернализм является видом экстернализма носителей,поскольку утверждает, что часть носителей когнитивных процессов внеположны индивиду.Авторы предлагают рассмотреть три ситуации: 1) Человек перед экраном компьютера,на котором появляются геометрические формы, должен оценить возможность подогнать этиформы в соответствующие углубления.
Для этого он должен мысленно манипулироватьформами. 2)Человек сидит перед экраном компьютера, но теперь он может использоватьклавиатуру, чтобы физически, а не только мысленно подогнать формы. 3) Человек сидит передкомпьютером, но при этом в его мозг вживлен имплантат, позволяющий манипулироватьСм. Nagel Th. What is it like to be a bat? // The Philosophical Review.
– 1974. - vol. 83, Issue 4. P. 435-450См. Rowlands M. Externalism. – New York: Routledge, 2014. C. 134-135.130 Clark A. and Chalmers D. Extended Mind // The Extended Mind / ed. By Menary R. – Cambridge: The MIT Press, 2010. P 27-42.12812987формами со скоростью компьютера. При этом он может выбрать либо операцию имплантата,либо мысленную манипуляцию формами.Авторы задаются вопросом, где можно провести границу когнитивного процесса.
Еслиситуация 3 имеет когнитивные характеристики, то отличается ли она по существу от ситуации2? Согласно Кларку и Чалмерсу, здесь нет существенного различия, иного, чем внешнеевнутреннее. В своих ментальных и когнитивных операциях люди полагаются на поддержкусреды. Например, изначально операция деления или умножения совершается на бумаге (лишьмногократно повторяемые упражнения позволяют со времени совершать операцию в уме).Таким образом, материальным носителем когнитивного процесса являются не тольконейронные процессы в мозге, но и сама бумага и перо. В этом случае и аналогичных емуслучаях (от использования калькулятора до использования навигатора) часть операций имеетместо в мозгу, а часть передается внешним носителям.В связи с этим Кларк и Чалмерс формулируют следующий принцип:«Если, когда мы сталкиваемся с некоторой задачей, некоторый фрагмент мирафункционирует как процесс, который, совершайся он в голове, мы без колебаний признали быкак часть когнитивного процесса, тогда этот фрагмент мира есть часть когнитивного процесса.Когнитивные процессы не находятся (полностью) в голове!»131.
Этот принцип можно назватьпринципом паритета внутренних и внешних процессов. В этом случае организм человекасцеплен с некоей внешней сущностью, образуя с нею связанную систему. Все компонентысистемы играют деятельную каузальную роль в управлении поведением. Этот связанныйпроцесс является когнитивным, несмотря на то, что он не полностью протекает «в голове».
Вотличие от экстернализма содержания Патнэма, в данном случае внешние характеристики,релевантные для ментального процесса, не пассивны. У Патнэма содержание ментальногосостояния отчасти определялось отдаленными и статическими свойствами среды. В своюочередь, Кларк и Чалмерс подчеркивают динамические и активные свойства среды здесь исейчас.
Эти свойства играют активную роль в сцеплении с организмом и определяют егоповедение, а не только семантическое содержание ментального состояния. Иными словами, вактивном экстернализме внешние свойства среды играют каузальную роль в совершениидействия. Когнитивная деятельность при этом понимается как континуальная по отношению кпроцессам в среде.Одно из существенных возражений в адрес активного экстернализма заключается в том,что подлинно когнитивные процессы должны быть константой центральной части системы;нельзя полагаться на связанные системы, поскольку они слишком легко разделяются.
Так,131Там же. С. 29.88бумага и перо останутся на столе, в то время как моя способность к умножению и делениювсегда присуща моему сознанию. На это возражение сторонники активного экстернализмаотвечают, что для того, чтобы связанные системы определялись как когнитивные, достаточно,чтобы имело место всего лишь надежное, а не обязательно постоянное сцепление между ними.Если у меня есть непрерывный доступ к бумаге, имеет место надежное сцепление организма ибумаги при операции умножения.
Если необходимое средство легко доступно, то имеет местодостаточная степень сцепления систем, чтобы обе были частью когнитивного процесса.Тем не менее, все еще можно возразить, что подлинно ментальные состояния (эмоции,убеждения, желания) определяются состояниями мозга, и, следовательно, ментальноеопределяется как внутреннее по отношению к индивиду. Ответ на это возражение служитводоразделом между активным экстернализмом и другими формами экстернализма носителей,которые будут представлены ниже. В самом деле, Кларк и Чалмерс допускают, что некоторыементальные состояния, например, переживания (experiences) могут определяться внутреннимобразом. В противовес этим типам ментальных состояний, они сосредотачивают свое вниманиена убеждениях, утверждая, что последние могут отчасти конституироваться свойствами среды.Однако, в отличие от экстернализма содержания, здесь речь идет вовсе не о том, чтобыобъяснитьвнешнююопределенностьсодержанияментальныхсостояний.Активныйэкстернализм стремится показать не то, на что интенционально нацелены ментальныесостояния, а то, как работают процессы и механизмы, которые делают возможными ментальныесостояния (в данном случае – убеждения).Примером такого рода процессов может служить мыслительный эксперимент, которыйобыгрывает проблему памяти, расширенной за счет сцепления систем.
Инга узнает о выставкеРотко в Музее Современного Искусства. Инга пользуется памятью, чтобы извлечь информациюо местонахождении музея, и руководствуется ею в своем поведении, идя на 53-ю улицу. В своюочередь, Отто, у которого болезнь Альцгеймера, тоже узнает о выставке, но полагается не насвою память, а на ноутбук для того.