Диссертация (1148817), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Я не могу ошибаться в том, что именно Я произвожу то или иноедействие, пока не подменяю само это действие, воплощающее правило – егоинтерпретацией. Соответственно, исключительно как внутреннюю, лишеннуюгенетического родства с тем миром причин и следствий, из которого она могла быбыть дедуцирована в их продолжение причинность как «свою» субъект действия(агенс) может лишь переживать, но сама эта возможность обусловлена тем, чтосубъект научился занимать и умеет держать позицию (здесь уместно упоминаниео технике форсинга – о том, что благодаря стараниями такого этического субъектак устойчивому набору аксиом-истин добавляется еще одна, которая в немизначально не содержится67).В следующем параграфе мы хотели бы пристальнее проследить переход отпоказавшейсебяпрактическойсторонысамосознания(издесьявнопрослеживался акцент на представлении способности к самоорганизации) ксемантическим или же собственно смысловым аспектам.
Помимо обучения,которое знакомит нас с правилом, вводит в тот или иной мир, следование правилупорождаетотношениекнему.Любаяпозиционнаярольпринадлежитрассмотрению как с точки зрения индивидуальной судьбы (нарратив о «себе»),«местного» ее толкования, так и в более обширном контексте (со стороныреферентной группы, в «обществе» в целом).
Речь идет об интерпретацииправила. Неоднозначность правила – как в ошибках ученика, так и в нарративах(если мы допускаем, что одно и то же правило может существовать в разныхмодусах).66Декомб В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица / Пер. с фр. М.Голованивской. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. С.
506.67См. анализ техники форсинга: Егорычев И. Э. Системы мысли в европейской культуре. - СПб.: Наука, 2014. Пар.2.6. Субъект и истинностные процедуры.38Быть субъектом – всегда политика процесса. Она бывает как реальной (ведьАлкивиад должен стать главой государства), так и воображаемой (например, всоциальном интеракционизме). Благодаря неоднозначности отношения к правилу(его можно по-разному исполнять или интерпретировать), ситуацию можнопредставить как игровую: есть минимум две инстанции (действующая иоценивающая, инициируемая и инициирующая, наконец, в уже классическихтерминах – животная и разумная части души), между которыми разыгрываетсясудьба правила, ведь последнее в равной мере принадлежит им обоим.Существенные ограничения, налагаемые на этот «розыгрыш» правила,является под собой тот факт, что среда этого обмена – процесс или событие (всмысле Ж.
Делеза), а невнутренний мир или же сознание. Действиевозвращается как «правило» под масками ego cogito, здравого смысла или же духа(в зависимости от теоретических предпочтений и убеждений), - но к чему этимаски? Можно ли без них обойтись Этот вопрос впору задать философии68,которая черпает свои силы в нейрофизиологических исследованиях, в этологии, впрояснении биологического основания человеческого бытия – ведь именно онадает один из наиболее категоричных ответов на этот вопрос.68Речь идет о предлагаемом дальнейшем сравнении позиции Д. Деннета и Д.
Серля по вопросу о сознании.391.4 Штаб квартира без оператора – Дэннет о сознанииДля философской позиции Гегеля было необходимо приписать сознаниюкак раз автопозиционирование, стремление к истине и внутренний критерийопределения ее достижения/недостижения, как показывают в своей статьеСергеев и Слинин69. Сознание выходит за пределы себя, обнаруживая иноесодержание, не совпадающее с ним, но им же положенное. Это недоверие крезультатам познания (одновременно – сознания), провоцирует критическоеотношение, причем критерий этой критики – всегда внутренний.Рассуждения о сознании, имеющим в себе свой внутренний критерийдостоверности, прерывает современный дискурс, основанный на тщательноймедитации над нейробиологическими экспериментами.
Во многом вопрос этихмедитаций имеет дело со связкой «Я» - опыт сознания. Природа этого «Я»оказывается проблематичной. В отличие от Гегелевской феноменологии, где речьидет о сравнении «эмпирических и онтологических… измерений сознания», далееречь пойдет об эмпирическом, которое становится слишком эмпирическим.Онтология же, как мы представим в предстоящем диалоге Деннета и Серля, либопропадает/редуцируется, либо присутствует в косвенном виде. Так или иначе –сознание мыслится в перспективе дуализма (как нематериальное единство,дополнительное к материальным70).В своей книге «Сознание объясненное» Д. Деннет отмечает, что сам термин«сознание» связан с наличием точки зрения, то есть с наблюдателем, которомудоступенопределенныйразворачиваетсявобъемвсейинформации,определеннойкотораядлянегопространственно-временнойпоследовательности71. В одной точке вселенной этот наблюдатель будет иметьодну картину звездного неба, а в другой – другую, что вызвано расстоянием,которое должен пройти свет и теми препятствиями, которые он должен69Сергеев К.А., Слинин Я.
А. Феноменология духа Гегеля как наука об опыте сознания. // Гегель Г.В.Ф. Системанаук. Часть 1. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1999. С. 5–40.70Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности / Ж.-М. Шеффер; пер. с фр. С.Н. Зенкина. – М.: Новоелит. обозрение, 2010. – С. 301.71Dennet D. Consciousness explained. London: Penguin Books, 1993. P. 101.40преодолеть. Если сравнить звук и свет, порождаемые взрывами салюта, то мынайдем временной промежуток между первым и вторым. «Мы» - это наблюдательвнутри условий физического эксперимента.Но что если локализовать этого наблюдателя внутри конкретного индивида,как и делала метафизическая традиция? Ситуация с внутренним наблюдателемотнюдь не аналогична ситуации с физическим. В мозгу нет одной точки, однойпозиции, где сходились бы все информационные потоки (на что Деннет приводитнекоторыечисловыевыкладки:ментальныеоперации,движениерук,произношение слогов – все это занимает вполне измеримое, «физическое» время).Куда, на какую позицию (если мы используем наше предшествующеерассмотрение концепции Райла), мы поставим этого наблюдателя?Концепция наличия локализованного в мозге наблюдателя предполагаетразделение опыта на внешний и внутренний, на опыт «здесь» и опыт «там» пишет Деннет72.
Но в действительности, для нашей нервной системы это различиене значимо: рука не поднимается «здесь», а, будучи парализованной, не лежит«там», за пределами кожи и тела, к которому привязан наблюдатель. Зрительныйи слуховой опыт – то, что происходит не снаружи и внутри, а «между» видимым ислышимым. Все выглядит так, будто наш сознательный опыт возникает награнице входящего сигнала (например, от органов чувств) и перед границейисходящего. Любой сигнал проходит сложный путь в два этапа: от определенныхнейронов, схватывающих типовую активность (например, моторную приплавании), до соответствующего раздела в кортексе и далее - обратный путь,когда на выходе имеется движение руки, движения пловца. Даже если взять одинэтап, представляется сложным объяснить, что же случается такого в мозге, что этавходящая информация превращается для нас в сознательный феномен: «рукавсплывает над водой».Визуальный стимул служит причиной активности многих частей мозга.
Вмозгу запускается целая череда процессов, с целью как можно точнее «выверить»сигнал. Его место, форма, цвет – все это выполняется не в один процесс, а в72Ibid. Там же.41несколько процессов, в результате чего участки мозга (ответственные за своючасть по опознанию сигнала) сообщаются друг с другом.
Какие-то из состояний(опознанных содержаний) продлятся дальше в других, а какие-то с течениемвремени погибнут. Они не пересекаются, не сходятся в едином центре – это необязательно и этого не происходит случайно. Состояния могут вызыватьсоответствующее поведение или же вызывать некое семантическое содержание,котороеназываетсямыслью(обработказвуковогосигналаможетдатьсемантическое содержание «собака»). Содержания могут не просто следовать впорядке друг за другом, но идти параллельно, накладываться и переписывать другдруга.Эти наблюдения позволяют Деннету напомнить своим единомышленникамкогнитивистам, что, хотя те и верны в своем направлении исследований, онизабывают простой факт, следующий из изучения теории о res cogitans: в мозгу нети не может быть специального места, одной физической или некойметафизической локации, которая осуществляет единый контроль и ответственназа сознание (мозг или какая-то его часть – вовсе не факс для души).
Мозг следуетпонимать как Штаб-Квартиру, в которой происходят совещания и переговоры73.Причем отсутствие единого места для потенциального наблюдателя, сценыдля Картезианского театра (термин Деннета) - только первая трудность, которуюсопровождает как проблема единства нарратива, выдаваемого феноменологом засознательное содержание (то, что он переживает или то, что мыслится таковым),так и проблема единого потока сознания.Результаты экспериментов показывают: когда временной предел измеряетсятакими величинами как сотни миллисекунд нет возможности различить междусобой те факты сознания, имеющие место на длительный интервалах (секунды,минуты)74.Допустим, нас кто-то сильно обрадовал.
С течением времени, приотсутствии подкреплений и разочарований – наше отношение к человеку от7374Наравне с идеей гетерофеноменологии, эта идея – одна из ведущих в работе Деннета, - см. Главы 4 и 5.Ibid. P. 111.42экзальтированного сменится благорасположением. Также в качестве допущенияпримем то, что до того как он донес до нас радостную весть/помочь нам/нечтоподарить, этот человек был нейтрален. Наша позиция по отношению к немусменилась от нейтральной (если он при этом вообще был нам знаком и как-то снами связан) к положительной.
Сам он (не читав Хайдеггера, и не зная, что бытиеоткрывается с одной сторон, при этом закрывая нечто с другой) станет другомили, по крайней мере, дружественным субъектом. Что является одним из условийвозможности данной перемены? Оперирование с «большими» единицами времени(сутки,неделиявляются«большими»илимакро-,всравнениисмиллисекундами).Психологические эксперименты, демонстрирующие изменения самооценки,связанные с изучением качеств личности обычно разворачиваются в «большом»времени.
Другое дело – когда изучаются некоторые физиологические параметры,типа скорости реакции на появление в поле зрения того или иного цвета.Сочиненные нами нарративы о человеке, наши мнения и убеждении, как иморгания глаза, цветовые ощущения обычно относятся к области содержанийсознания. Однако именно изучение второго набора явлений (физиологических)показывает растущую непроизвольность в их интерпретации. Все дело – в сменемасштаба.Явления, где интервалом измерения являются миллисекунды, не требуютличностного участия или рефлексии. Для иллюстрации пример с экспериментом,упоминающийся в книге Деннета: на расстоянии, не превышающем 4 угловыхградуса (зрительного обзора), в абсолютно темной комнате короткимивспышками освещаются две точки – красная и зеленая75.