Автореферат (1148816)
Текст из файла
На правах рукописиСОЛОЖЕНКИНБОРИС СЕРГЕЕВИЧФилософско-антропологические аспекты проблемы самосознанияСпециальность 09.00.13 –Философская антропология, философия культурыАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата философских наукСанкт-Петербург2017Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетномобразовательном учреждении высшего образования«Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»Научный руководитель:доктор философских наук, доцентЩербаков Владимир ПетровичОфициальные оппоненты:Рассадина Софья Александровнадоктор философских наук, доцент,Санкт-Петербургский горныйуниверситет, профессорПредовская Мария Михайловнакандидат философских наук,Национальный государственныйУниверситет физической культуры,спорта и здоровья имени П.Ф.
Лесгафта,Санкт-Петербург, доцентВедущая организация:Санкт-Петербургский национальныйисследовательский Академическийуниверситет Российской академии наукЗащита состоится «____»______2017 года в _____ часов на заседании СоветаД 212.232.68 по защите докторских и кандидатских диссертаций при СанктПетербургском государственном университете по адресу: 199034, СанктПетербург, В.О., Менделеевская линия, д.
5, институт философии, ауд.___.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горькогои на сайте Санкт-Петербургского государственного университета ww.spbu.ru.Автореферат разослан «_____»_________________2017 г.Ученый секретарьдиссертационного советаЛузина Татьяна Ивановна3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность диссертационного исследования.
«Смерть субъекта»или более позитивно – «схватка о субъекте» (В. Декомб), означила целыйкомплекс проблем, которые в различных исследовательских программахдвадцатоговека,наконец,изменилипорядокобращенияктемесубъективности. Структуралистские и постструктуралистские исследования,парадигма структурного психоанализа, закат больших нарраций (Лиотар),деконструктивизм, прояснение биологических оснований и социальнокультурных доминаций поведения человека – все это свидетельствовало оневозможности выделения прежнего концептуального персонажа, которыйпринимался в классической установке в качестве однозначного субъекта –фактически, субъекта познания, переосмысленного Духа, выведенного врамках протестантской теологии, духа философов, который приходит в мир,выражается в нем – чтобы обрести «себя», тем самым этот мир отринув.
Вновом, неклассическом видении мир оказался действительностью праксиса,столкновения и сожительства разнородных агентов, которые более не моглибыть унифицированы под эгидой единого субъекта. На первый план вышли«множества», «интерпретации» и «различия», вопросы их сосуществования ивзаимовлияния – то, что ранее было подчинено и дополняло ведущийдискурс о субъекте и о человеке, вышло за его пределы – чтобыпереопределить, детерриторизовать и обозначить как частную тему.Уже в глубине философской антропологии была предпринятасегрегационная попытка – связать человека как раз с особым духовнымначалом, выделив его из жизненного порыва, вовне цепи биологическихвидов.
Связь с такой духовной свободой способствовала трудности вобнаружении стабильного результата, образа человека, а также установилапродуктивную возможность мыслить его как творческое, свободное иоткрытое к преобразованиям существо. С одной стороны, пафос по поводуего свободы и творчества сбивают когнитивные науки (например, понятие4 мозга как Штаб-квартиры без оператора у Д.
Деннета), а исследованиядискурсивных практик и философия языка и вовсе заключает о нем в ключенекоторогофункциональногоостатка,агентаритуальныхпрактик,исполнителя и глашатая культурных смыслов. С другой стороны, феноменчеловеческой субъективности остается сущностно определенным черезгоризонтысвободывозрожденческойидеиитворчества.человекаПо-прежнему(дополненныйисиленпосылограненныйвПросвещении) как существа, определяющего собственную, только емусвойственную человеческую реальность. Человек является субъектомсобственного действия, если он мыслит критически - сам определяетоснования своих поступков, предлагает свою интерпретацию положения дел,рассказывает уникальную историю своей неповторимой жизни.
Он не толькодетерминирован доиндивидуальным (pre-individual, как пишет Вирно), но исостоит из индивидуализированных элементов. Человек различает себя отбиологическогопроисхождения,ищетпризнаниясвоего«Я»вмежсубъектном взаимодействии, утверждает себя на пути общего для всехязыка посредством индивидуального акта разума и воли (если следоватьметкому определению Соссюра).Актуальность сохраняет и вызов, брошенный непосредственно идеесубъекта. Дверь в царство субъекта в-себе и для-себя захлопнулась, ссубъектом случилась катастрофа (ее, опять же, располагают в теоретическомполе постмодернизма, структурализма или постструктурализма), которуюдвадцатый век осмысляет в терминах утраты: Бога (от критики креационизмас позиций дарвинизма в его различных модификациях до христианства безрелигии - Бонхеффер), автора (Фуко М., Барт Р.), и, наконец, самогосубъекта.
Однако позитивный смысл катастрофы заключается в возможностисведения размышлений и изысканий антропологического характера к«проверке» дискурса об отсутствии на консистентность и теоретическуювалидность. Что есть содержательного в отсутствии, провоцируемом сдвигомкатегории субъекта из центра размышления, из освященного немецкой5 классической философией тождественного центра повторений и различий –на периферию? Мы считаем уместным применить здесь метафору«фона/фигуры»: ведь отсутствие мыслится, прежде всего, через то, что ещене различено, и показывает вообще наш способ размышлять о фоне (которыйпредстает как то, что обуславливает человека в его поведении ижизнедеятельности), в то время как человек является фигурой, фигурностьюопределенных отношений, системы – будь она рассмотрена социологическиили психологически.Тем самым любое заявление о смерти субъекта является выдвижениемфона на первый план – в его окрестностях мы ищем не просто субъекта(наподобие ожидающих Годо бродяг из известной пьесы С.
Беккета), ноалиби для присутствия того, что существует, уже действует и живет. Тогдавозникает вопрос о природе этого алиби, порождённый как раз изосвобожденного субъектом места, указывая тем самым с одной стороны —на новых арендаторов, а с другой - на условия запроса об истине. Неисключить тех операций, чья запись ведётся в регистре практик, которыеобнаруживают связь субъекта и истины, и ту недвусмысленность указанияна… опять же "реального" её референта, на оживляющее сами ценности,истины, на (по совпадению или нет) то биологическое социальное существо,более не поддержанное метафизическим двойником.Перемена,произошедшаясосмещением,нейтрализациейтемысубъекта (а теперь – оценкой и стремлением понять способ обращения ксубъекту практики), на наш взгляд указывает на переход от концептасамосознания,расширенному,свойственномуклассическойизменившемусямоделипониманиюсубъектаксамосознания,соответствующему неклассическим исследованиям, а далее - к исследованиютого, почему место (откуда говорят, действуют, желают) не оказываетсяпустым.6 Тем самым вопрос о самосознании – это вопрос о герменевтикесубъекта, проводимой действующим и полагающим себя в реальностиживым человеком.Человек не просто есть открытое миру существо, но он в принципезнает о себе как об открытости.
Эта данность «себя» в многообразныхформах самосознания, указывает на формы отношений с собой, наимплицитный контекст антропотехнологий и культуры «себя». Исследованиефеноменасамосознанияэтоисследованиетого,кактворческаяипродуктивная деятельность человека оказывается тесно связанной с заботойо себе.Известно, что забота о «себе» всегда являлась проблематичной именнокак раз за счет характера и статуса этого «себя». Утверждение объекта этойзаботы - «себя» - отсылает либо к особенной сфере знания (сознательныесодержания, qualia), либо к языку (первое лицо, субъект), либо к социальнойроли (и социальному как таковому), либо к практической установке(рассмотренные М.
Фуко и П. Адо духовные упражнения). Обращение к«себе», забота о «себе» отсылают прямым образом к последнему контексту,в то же время не представляется возможным существования последнего безостальных.Со стороны философии языка, современных исследований в областинейрофизиологии и психологии все чаще звучит утверждение о том, чтосубъект является избыточной категорией, запутывающий в объяснении какреально происходящих в мозгу процессов, так и поведения человека. Неменьшейпроблемойявляетсясубъектпонимающий,достоверностьприписывания действия которому – не кажется очевидной ряду теоретиковсоциального действия.
Характеристики
Тип файла PDF
PDF-формат наиболее широко используется для просмотра любого типа файлов на любом устройстве. В него можно сохранить документ, таблицы, презентацию, текст, чертежи, вычисления, графики и всё остальное, что можно показать на экране любого устройства. Именно его лучше всего использовать для печати.
Например, если Вам нужно распечатать чертёж из автокада, Вы сохраните чертёж на флешку, но будет ли автокад в пункте печати? А если будет, то нужная версия с нужными библиотеками? Именно для этого и нужен формат PDF - в нём точно будет показано верно вне зависимости от того, в какой программе создали PDF-файл и есть ли нужная программа для его просмотра.