Автореферат (1148816), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Его комментарий сводится к требованиюпересмотра роли сознания и самосознания в человеческом поведении.Во-первых,проблематиченстатусанаблюдателя.Наблюдательсобственного опыта сознания не равнозначен эмпирическому наблюдателю.Последний не локализован в пространстве и времени. Его местопребываниемтакже нельзя назвать мозг – в мозгу попросту нет точки, в которой сходятсяразличные информационные потоки. Качества (qualia) являются фантазиейсубъекта,затемняющейпервоначальныйинформационныйпосыл,обрабатываемый в различных частях мозга. Красный цвет, предстающийнаблюдателю своего сознания как самостоятельный феномен, на самом делеесть сигнал об опасности (отсылающий к тревожному закатному времени,когда хищники выходят на охоту), или же сигнал, осведомляющий опригодности употребления фрукта в пищу (если речь идет о яблоке).Во-вторых, Деннет критикует картезианскую концепцию театрасознания и выдвигает гипотезу о мозге как штаб-квартире.
Картина мира,которой обладает субъект, является лишь пьесой, чей сценарий постояннопереписывается. Лишенные операционального значения качества указываютна то, что субъект имеет дело с интерпретацией реальности, которая неотражает объективной истины. Поэтому субъективное видение должносопоставляться с оценками других субъектов и с данными науки в целом.Тем не менее сознание опирается на язык, предъявляющий логическуюструктуру действительности (Витгенштейн), без которой невозможнасубъективная картина мира. Это возражение Деннету озвучивает Дж.
Серль,экспликация взглядов которого осуществляется в параграфе 1.5. «Дж.Серль и нередуцируемость самосознания». По Серлю операционализм(или функционализм) путает ментальные процессы и соответствующие иммозговые процессы. Различие между субъективными состояниям (такими каквера, убеждение, желание) имеется, прежде всего, для сознания самогосубъекта, поэтому редукция сознания ведет к неразличимости самой позициисубъекта в мире. Также работы Серля показывают, что без допущения18 сознания невозможно допустить существование не только частной, но иобщей реальности.
Сознание является не только способностью наделятьнечто смыслом и значением, но понимать институциональные факты, то естьсам смысловой контекст межсубъектного взаимодействия. Следовательно,успешность межсубъектного взаимодействия связана как раз с умениемраспознавать общие, коллективные смыслы, разделять коллективнуюинтенциональность.Человек существует в горизонте культуры и общества. Законы иинституциональныефакты,регулирующиесуществованиепоследних,интериоризируются. Они осуществляются и приобретают значимость толькос позиции первого лица. Выполнение взятых на себя обещаний характеризуетличность, которая задана интериоризированными институциональнымифактами.
Личность у Серля – это самосознание, осмысляющее внутреннийзакон. Она способна интерпретировать содержание этого закона (правиласвоего действия), а также принимать на себя новые обещания, которыеобеспечивают динамику личностного изменения. Практика «обещания»самому себе завершает рассмотрение конститутивного, прагматическогозначения самосознания, которое было только намечено в параграфе 1.2., гдесамосознание рассматривалось как организация собственного поведения, иполучило развитие в параграфе 1.3., где отмечалась конститутивнаязначимость возвратных действий, но еще не была показана истинная сутьпроцедуры самообозначения.
Заботиться о себе, довольствоваться собой –это различные формулировки призыва выполнять обещание быть тем илииным субъектом; вследствие этого чисто формальное самообозначение («Я –достойный человек», «Я – русский») обретает статус практическогоимператива быть этим субъектом.Тем самым в параграфе 1.5. претерпевает существенные измененияисходная операционалистская трактовка мира человеческого действия(проводимая Деннетом). С одной стороны, Деннет говорит об избыточноститермина «сознание» и «субъект». Человек действует в мире, опираясь на19 иллюзорные представления о своих содержаниях сознания (качествах qualia), фантазируя о мотивах своей деятельности.
С другой стороны,несомненна практическая значимость субъективной иллюзии, проявляемая вформемировоззрения,координирующегодеятельностьнесколькихсубъектов (группы, сообщества). В частной картине мира иллюзии такжеполезны: они позволяют создать такой образ реальности, который становитсяэффективным практически.
Например, представления о реальности могутбыть защитной проекцией или выполнять компенсаторную функцию, еслипользоваться терминологией психологии. Таким образом, иллюзия вобъективном мире оказывается истиной в другом мире, который объединяетносителей различных форм самосознания. И поэтому субъект оказываетсяпроектом, знанием о себе, истину которого ему предстоит утвердить.Различным аспектам утверждения истины «себя» посвящена втораяглава «Самосознание в перспективе от первого лица». В ней получаетсвое развитие понятие «форма самосознания», связанное с социальной рольюи идентичностью. Задача главы - показать, что субъект не в меньшей мереучреждает собственную реальность, чем является продуктом внешнейкультуры, дискурсивных практик и внешней ему власти. Тем самым эта главаразвивает теоретические взгляды М.Фуко и П.
Адо на становлениесубъективности, показывая двоякость феномена конверсии: с одной стороны,способность к внутреннему радикальному преобразование присуща самомучеловеку, с другой – конверсия происходит под воздействием внешних сил.Впараграфе2.1.«Ф.Ницшеиактивнаялингвистика»рассматривается значимость силового момента и активного самоутверждения– без которого не бывает ни феномена субъективности, ни, как следствие,самосознания.
В параграфе анализируются основополагающие для мыслиНицше концепты «воля к власти», «сверхчеловек», «вечное возвращение», атакже осмысляется диалектика активных и реактивных сил. Выдвижениеэтой диалектики на первый план в интерпретации Ницше - заслуга Ж.Делеза,и его подход к Ницше разбирается отдельно.20 Уже в ранней работе «Рождения Трагедии» обнаруживается посылка,котораябудетиметьрешающеезначениекаквкритикеНицшеметафизических доктрин, так и в его собственном определении человека вболее поздних работах. Это посылка – о первичности силового момента вобъяснении мира, человека и их взаимодействия.Действительность представляет из себя противоборство сил (Аполлони Дионис), между которыми колеблется хрупкая индивидуальность.
Междугрезами о чистой форме (сновидение) и хаотическим единением соВсеобщим (пир) и располагается древний грек. Действительность это борьбасил, в которой побеждает та, которая имеет большую волю. Современногочеловека, живущего трансцендентным и потерявшего ценности жизни,Ницше застает в ситуации триумфа реактивных сил.Активные силы утверждают жизненно важные ценности (по Шелеру –ценности жизни). Реактивные силы ограничивают рост и развитие, не даютновым ценностям утвердиться и приводят саму жизнь в тупик. Ницшесчитает сознание сущностно реактивным образованием, пассивным откликомна воздействие среды. Обладающий только пассивным сознанием, человектем не менее способен к выходу за собственные пределы. Реалистическаятрактовка этого выхода – самоистребление нигилистическим человеком всейжизни и себя.
Гуманистическая трактовка – это идея самопреодоления,сверхчеловек как идеал очищения от старого и творчество нового.Причина триумфа реактивных сил коренится как в человеческойприроде, так и в отсутствии самопреодоления. Человек реактивен в своембиологическом состоянии (его ведут не только инстинкты сильного человека,но и слабого), но открыт тому или иному образу жизни. Сама его жизненнаяпрограмма может быть как активной, так и реактивной. Не случайно Ницшесвязывает «Само» с телом, не раз подчеркивает приоритет образа жизни вопределении типа человека.
Он использует образ сверхчеловека – чтобыуказать на феномен конверсии, на фундаментальные преобразования, набудущий рост, который не виден ввиду инертности и реактивности сознания.21 Человек – то, что должно превзойти – и для этого необходимакультивация активных сил. Ницше сам воплощал в себе лиминальногочеловека (Подорога), преодолевая и преобразуя свою болезнь в источниквысшего душевного здоровья. Для обнаружения тех или иных сил, стоящихза формальным актом самообозначения используется активная лингвистика.Именно ей Делез отводит решающую роль: определить как речь индивидасвязана с его экзистенциальным намерением, понять кто говорит, и какиесилы при этом выражает.В свете идеи активной лингвистики неоднозначность приобретаетоценка самим Ницше категорий метафизики: с одной стороны, они являютсяненадежным теоретическим щитом от тревог и ужасов реальности, с другой –они могут быть реактуализированы творческими интенциями.