Автореферат (1148816), страница 3
Текст из файла (страница 3)
С другойстороны-этодействиеконкретно-историческогоиндивида,реализующее определенную стабильную форму самосознания.6.Индивидуация происходит в ситуации капитализма, и мы определили(раскрыв идеи труда и капитала), что исчезновение естественнойстоимости,повсеместногохарактераосвященныхтрадициейотношений, сопровождается претензией (имеющей корни в идеебеспредельного «Я», исторически – в эпохе Возрождения) науникальность,неповторимостьсобственногобытия,требующей12 особенныхресурсовсмыслообразования,восполнимыхчерездуховные упражнения, практики.7.Идея самосознания предполагает этического субъекта, но этот субъектсоотнесен не с телесностью как таковой, биологическими иликультурными параметрами (последние в полной мере характеризуютиндивидное основание субъективности).
Как тот или иной субъект, онконструируется под воздействием события – исключительного толькодля первого лица, возникающего как разрыв в порядке культуры илисубъективного интереса, тем не менее преобразующий последний вследовании истине. Объяснить модель субъективности значит выявитьсущественные черты истины, которая возникает вместе с событием.
Аэто означает – поиск той модели, в которой культура «себя» сочетаеткак эстетику существования, так и этику.Научно-теоретическая и практическая значимость работыТема работы – междисциплинарна; предложенный нами подходпозволяет не только проследить тенденции, характерные в пониманиисамосознания в ряде гуманитарных и естественно-научных дисциплин, но ивыявить их точки пересечения в рамках избранной нами темы. В этой связинаше исследование обозначает переход от неклассического способафилософствованиякпостнеклассическому,посколькуеевыводырасполагаются в актуальном для современных наук проблематическом полепоследнего способа – например, обнаруженная нами точка схождения вконцептуализации самосознания как самоорганизации для мыслителейразличных направлений. Для философской антропологии значимостьисследования проявляется в экспликации последствий тезиса, связывающегосущность человека с субъективностью.Результаты диссертации могут применяться в различных областяхфилософского, антропологического и в целом – социогуманитарного знания,они могут служить источником для подготовки лекционных курсов,семинарских и практических занятий, учебных пособий по философской13 антропологии, философии сознания и самосознания, философии языка и длядальнейшего изучения моделей субъективности в культуре.Апробация результатов исследованияРезультаты диссертационного исследования были представлены иобсуждались на всероссийских и международных конференциях, в том числеследующих: «Медиакультура и медиаобразование» (Санкт-Петербург, 22-23ноября 2013 года), Всероссийская научно-практическая конференция"Прошлое - настоящее - будущее Санкт-Петербургского государственногоуниверситета кино и телевидения" (СПб, 29-30 октября 2013 года), IIМеждународнаянаучно-практическаяконференция“Проблемысовременности: человек, культура и общества” (Рязань, 22-24 июня 2014года), Международная научно-практическая конференция «Медиакультура имедиаобразованиеII.(ФеноментуризмавкультуреXXIвека:медиатехнологии современной культуры)» (Санкт-Петербург, 21 ноября 2014года).Структура диссертации.
Диссертационное исследование состоит извведения, трех глав, четырнадцати параграфов, заключения и библиографии.Объем работы составляет 183 страницы. В списке литературы 172наименования.14 I. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИПерваяглава«Сознание,самосознание,саморефлексия»посвящена раскрытию тех оснований и сущностных процедур, которыеопределяют генезис самосознания человека. Проводится реконструкцияотношений с собой, которые предстают в многообразии актов самосознания:заботиться о себе, доверять себе, довольствоваться собой. Чтобы этипроцедуры были выполнимы, необходимо, чтобы само действие былосубъективным.Самосознание–этоспособностьбратьжизньподсобственный контроль, и глава посвящена изучению логического перехода откритики эссенциалистских представлений о сознании и субъекте кутверждению субъективной реальности действия. В процессе обучения,исполнении принятых на себя обещаний и самоорганизации – в полной мерепроявляется субъективирующее начало, которое затем кладется в основумежсубъектного взаимодействия.В параграфе 1.1.
«Самосознание и саморефлексия»проводитсяразличие между самосознанием и саморефлексией. Гносеологическаяфункция, с которой часто ассоциируется самосознание в контекстефилософского знания, не является единственной. Дело в том, что субъектконституирует себя посредством различных практик и упражнений. Субъектучреждает себя на полях диететики, экономики и эротики, и никогда непредзадан в качестве объясняющего начала. Современное положениетермина самосознание в психологии и социальных науках отличает вниманиек тому факту, что самосознание не может быть привилегией Духа.
Переход кнеклассическим моделям самосознания связан с тем, что субъектомсаморефлексии является не столько абсолютный Дух, сколько различныедействующие агенты, обладающие своей историей и вовлеченные впостояннуюре-интерпретациюэтойистории(например,таковапсихологическая трактовка самосознания у В.С.
Мерлина). Поэтомузатруднительно говорит об универсальном значении самосознания, исходя15 только из гносеологической функции последнего. Термин самосознаниемаркирует не только познавательный акт, но и конститутивный. Активную,самосозидающуюдуховныхдеятельностьупражненийисубъектапрактик,характеризуетудерживающихвыполнениеэкзистенциальнуюконкретность собственного «Я». Поэтому мы переходим к объяснению того,что означает быть сознающим себя агентом действия или – действующимсубъектом.Параграф 1.2.
«Критика Райла: сознание как пустой термин.Сознательность и диспозиция» иллюстрирует свойственную бихевиоризмутенденцию понимать деятельность человека как реализацию определенныхповеденческих схем. Подход Райла позволяет проблематизировать самоместочеловеческогодействия.Райлисследуетразличныеспособыобозначения сознательных действий, основываясь на диспозициональнойтеории личности Г Олпорта. Как и Олпорт, он использует терминдиспозиция, обозначающий предрасположенность человека совершать однии те же действия в широком диапазоне ситуаций. Диспозиции подвластныизучению, в отличие от сознания, что связано с отсутствием у последнеготермина четкого денотата.
Связанные с ним значения разнообразны и могутбыть легко заменять его. Если сознание оказывается пустым термином, топозитивноезначениесохраняетсознательность.Райлкритикуеткартезианскую модель сознания как хорошо освещенной комнаты, предлагаявзамен сознательное поведение. В этом случае «Я» являюсь сознательным,если могу дать себе отчет в мотивации своих поступков (то есть знаю своидиспозиции),аобладаюсамосознанием–всилуспособностьюкоординировать собственную сложную деятельность.В параграфе 1.2.
«Отношение к предполагаемому правилудействия» показана проблема идентификации субъекта, следующая изпредшествующего диспозиционального рассмотрения. Как справедливозамечает В. Декомб (вслед за Л. Витгенштейном), психологические глаголыне являются глаголами сознания. Объясняя кому-то, что мы ощущаем, видим16 и слышим – мы не столько передаем само психологическое состояние,сколько формируем некое знание об этом состоянии. Такое знание будетзнанием о человеке как об объекте, который переживает указанныепсихологические состояния. Возвратные глаголы, в которых выражено нашесамосознание(«Я брею сам себя», «заботиться о себе»), позволяетобнаружить объект, на который направлено действия (то есть «себя»), но несубъект.
Иначе говоря, забота о себе (и другие возвратные действия,маркирующиеотношенияссобой)необнаруживаетпринципаидентификации того субъекта, о котором заботятся.Декомб указывает на то, что субъектом не становятся в результатеавтопозиционирования. Никто не становится субъектом собственногодействия, гордо обозначая себя субъектом. Наоборот, человек обучается томуили иному поведению и, в результате этого обучения, действия и поступкиявляются личностно-окрашенными, и обретаются кардинальные диспозиции(которые Г. Олпорт также называет чертами личности).
Поэтому та или инаяформа субъективности является целью, поставленной перед процессомобучения. Например, в случае обучения игре на скрипке, целью являетсясубъект «скрипач», а целью воспитания является моральный субъект. Та илииная субъективность заключает в себя формулу действия. Однако возвратныеглаголы обозначают такие действия, которые подразумевают собственнуюоценку, самоконтроль, самоорганизацию и т.д.
Иначе говоря, субъективностьпроявляется в избирательном поведении: субъектом называется тот, кто самрешает, следовать ли правилу или закону – и если следовать, то какимобразом. Такая широкая трактовка подразумевает как свободу воли, так иналичие определенной субъективной истины (или «правды»), котораяпроблематизируется в следующей главе.Параграф 1.4. «Штаб квартира без оператора: Деннет о сознании»показывает принципиальную неполноту того представления о мире исобственном поведении, которое имеется у субъекта действия. Деннеткомментируетрезультатымногочисленныхнейрофизиологическихи17 психологических экспериментов.