Диссертация (1148817), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Война как событие случается и в личном плане, и в коллективном, адействительное подключение происходит благодаря ценностям.Антропология утверждает, что разница в позициональностях, в решениивопроса о своем месте – культурная. То, что выступает как более или менеепроизвольное решение,связанное синдивидуальнымиособенностямиипредпочтениями культурного агента изменяет политику жизни группы людей (ккоторой он принадлежит), что потом отражается в наличии ценностей, к которымприобщаются (или приобщают)276.
Всякое исследование конкретных реалийстановится изучением среза социальных потоков277. На срезе проступают именаили значения, через который проходит сила: трудовая, творческая, эротическая.Ценности являются главным указателем для реализации сил и главнойразменноймонетойвопрособиндивидуализации.Ранее,впараграфепосвященном Ницше, вопрос о ценностях поднимался, несомненно, в иномключе. Тогда в центре внимания был сам интерпретатор, теперь же, уясниваккумулирующую роль культуры278, нас интересует взгляд на него самого, исходя275Там же.
С. 254.«…естественный выбор совершает кто-то один из людей, а остальные за ним следуют». Клайд Кен МейбенКлакхон. Зеркало для человека. Введение в антропологию. Перевод с английского под редакцией к. фил. н.Панченко А. А. — «Евразия» — С-Пб., — 1998. С. 91.277Ж. Делез вводит понятие потока для исследования социальной динамики, видимо, ввиду своего пониманиясмысла как бесконечного движения серий - Делез Ж. Капитализм: встреча двух потоков (лекция 12 декабря 1971г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://politizdat.ru/fragment/48/ (дата обращения: 15.06.16).278Она ориентирует на прохождение ряда определенных событий предпочтительным образом, то есть используяодни средства и практики, а не другие.276139из нейтрального смысла ценности. Вспомним триадичную систему знака, как еепредставлял Ч.
С. Пирс: интерпретанта, интерпретатор, и, собственно, знак279.Поставить вопрос о самосознании от первого лица – уделить вниманиеинтерпретатору, исследуя условия высказывания, при которых он наделяет темили иным смыслом событие280. Происходящее со знаком тогда можно истолковатькак некоторое отклонение: мышление интерпретатора наполняет занимаемую импозицию, играемую социальную роль теми смыслами, которые ей не обязательнобыли присущи (роль поэтизируется, преломляется в эмоциональных оценках,оставаясьвпринципетойжесамой–нонедляинтерпретатора).Интериоризируясь, сама социальная роль (или идентичность) обретает иноезначение и статус – в системе смыслов и верований субъекта. В рамках нарративаосеберазвиваетсяисторияособенного,прохожденияособенныхдляинтерпретатора событий (он не может перепутать, что это происходило с ним, иэта память является для него средством для самоопределения).
В том, как онаскладывается, переписывается, она постоянно находится на правах арендатора(предположим, «культурного смысла» и возможных путей). Отсюда и проблема,вытекающая из рассмотрения ницшеанской логики с позиции интерпретанты: каксверх-человек281 вообще обретает формальные признаки? Почему он оказываетсявсе-таки этим исследователем гор и долин, этим странником швейцарскихкурортов, имеющим свои прерогативы и вкусы – неужели из его размышлений оглубине мысли должна быть вычеркнута живая песня бездны, котораяразверстывалась перед ним во время его прогулок по скалам282?Мы уже давали один ответ ранее: из-за Другого. Из-за стабильностидискурсов, из-за самой материи социального… мы цитировали Гринблатта о279Пирс Ч.С.
Избранные философские произведения. Пер. с англ. / Перевод К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т.Дмитриева. М: Логос, 2000. С. 176 – 234.; Краткий обзор схематик знака дан: Нет. В. Чарлз Сандерс Пирс. //Критика и семиотика. Вып. 3/4, 2001. С. 5-32.280Исследование структурных, онтологических основании семиологии Пирса (Первичность, Двоичность,Третичность), сравнение фанероскопии и феноменологии - T.L.Short. Peirce`s theory of signs. Cambridge UniversityPress, 2007.
– 396 p.281Можно взять и другие примеры: постоянно сменяющаяся идентичность, сетевая или трансформационнаяидентичность (Предовская), жизненный стиль игрока (Бауман), наконец, человек как знак, подчиненныйбесконечному семиозису (Пирс).282Подорога А. В. Метафизика ландшафта.
Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX века.М.: Наука, 1993. – Часть о Ницше.140«социальном бытовании текста в мире». Теперь хотелось бы поставить подвопрос саму способность интерпретировать в одиночку – чем бы был такойинтерпретатор, над которым постоянно не было бы смыслового облака,рожденного в коллективной деятельности, закрепленного культурной памятью,пода. Рассматривать с позиции интерпретанты означает поставить под сомнениедостаточность описаний самого интерпретатором его ценностей (например, этоотражено в проблеме привилегированного доступа к сознанию).
А как же другиеинтерпретаторы – его последователи, критики или апологеты, занятые той жесамой знаковой совокупностью? Устанавливает ли вообще автор-интерпретаторсвои ценности (в интерпретациях) наподобие тирана? Помимо писателя у книгиесть и читатель, который также в чтении осуществляет некую интерпретацию, илиже подвластен ей. Исследования Барта показали, что есть общее единое полеязыка, где сходятся автор и читатель по отношению к функции интерпретатора283.Оказалось, что автор является лишь способом отношения пишущего к своемутексту, автор является категорией критики (или же функцией для связанных сименем этого автора дискурсов - как у Фуко).
По Барту существенной чертойпишущего является не его авторская функция (то есть манифестирующим себя,свои мысли и чувства), для него существенно как раз размечать смысловое поле,путем воздействия на языковой код. Усилия пишущего подчинены формальнымпризнакам литературности, которые читатель способен уловить и признатьсостоявшимся факт высказывания.
Литература – игра масками, расстановкасюжетов, где собственный сюжет пишущего теряет свои очертания.Так происходит в силу того, что оценка – далеко не частное действие.Оценка – также продукт существующих социальных отношений, господствующихинтерпретант (поэтому Турен предлагает различать культурную ориентацию инорму, что в понятии ценности иногда трудно различимо. Ценность маркируетвысказывания как исследователя культуры, так и идеолога)284.
Хотя и неотвергается тот факт, что ценность может быть продвигаема тем или иным283284Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. - М.: Радуга, 1983. - С. 306-349.Турен А. Возвращение человека действующего: очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. С. 49.141культурным деятелем, гением – но понять, почему он считается гением можно,лишь исследуя интерпретанту, в которую он вовлечен. Если мы хотим найтиавтора, то должны промыслить позицию, из которой следует его творчество,которая в данной культуре вообще предполагает ценностный орнамент. Темсамым, нас интересует не совокупность сил и случаи речи, обозначающие путисамоопределения, но те направления, которые прочерчивает сам язык (здесь мыопять обращаемся к различию Соссюра между речью и языком), позволяя кому-топознать рубежи своих сил – и вообще дать им социально-исторический контекст.«Ценности — это социальные факты определенного рода, которые могутбыть обнаружены и описаны так же беспристрастно, как и лингвистическаяструктура или техника ловли лососей.
Те ценности, которые по своему характеруинструментальны, могут быть проверены с помощью своих следствий. На самомли деле данные средства эффективны в достижении желаемых целей?»285Ценности, принадлежа к горизонту объективного, фактичного тем не менееостаются неразрывно связанными с личным, глубоко переживаемым, открываютпронизывающий и «собственный» мир, и мир Другого (то есть полагая меняДругому и наоборот) – порядок любви. Порядок сердечных предпочтенийнапоминает досознательную временность у Гуссерля: как и временной поток,ценности присутствуют и ориентируют, даже когда отсутствует очевидный (дляпервого лица) запрос в них. Они не только исполняются в широтеэкзистенциального жеста или же решения следовать истине (Бадью), нопредоставляют предмет потенциального интереса. Благодаря идее ценности мыполучаем объяснение для практического случая, почему действующий субъект(агенс) даже в современности может быть этическим: речь идет о глубоком«чувственном априори», которое и воссоздает склонность к тому или иномуповедению286.285Клайд Кен Мейбен Клакхон.