Диссертация (1148814), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Дьюи, что рассмотрение проблем морали возможно не абстрактно, а только конкретно, на основе анализа специфических ситуаций. Каждаяситуация, считал Дьюи, представляет собой самостоятельную моральную281Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. С. 322Там же. С.
324283См.: Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М.: Российское гуманистическое общество, 200228286диллему, которая не имеет прецедента, и моральные правила и нормы создаются всякий раз заново. П. Куртц поддерживает точку зрения о релятивностиморали, утверждающей зависимость правил поведения от той ситуации, в которых они «работают»: «принимаемая … «по умолчанию» точка отсчета состоит в том, что мораль релятивна по отношению к жизни индивидов илиобщества, она погружена в социально-исторический контекст и в конкретныеситуации»284.Отказ от трансцендентного обоснования этических нормЭто утверждение тесно связано с другой чертой гуманистической этики– отказом от представления, согласно которому нормы этики базируются нанепререкаемых и не-обсуждаемых основаниях подобно религиозному откровению. Пол Куртц обращает внимание на следующие недостатки этики,имеющей в основе своих норм догматические постулаты.
Во-первых, догмасама по себе является препятствием к адаптации этических норм в изменяющихся условиях человеческой жизни. Во-вторых, даже если бы мы принялинеобходимость априорной веры в правильность религиозных предписаний,мы столкнулись бы с проблемой их неопределенности: скептики «обращаютвнимание на то, что от одного и того же божества исходят взаимоисключающие предписания. Бог используется для оправдания и рабства, и свободы, имоногамии, и полигамии, и абортов, и законов, их запрещающих, и войны, имира»285.Эти противоречия философ рассматривает как результат подмены причины следствием: «теистические вероучения, которые пытаются представитьмораль в виде высочайших теологических истин, просто маскируют стремления людей приписать свои моральные ценности вселенной и использоватьидею Бога, чтобы декларировать святость этических предписаний и необходимость подчинения им»286. Более того, данное обоснование этических нормявляется, по сути, одним из способов некорректной аргументации, а именно284Куртц П.
Новый скептицизм: Исследование и надежное… С.284.Там же.286Там же, с. 283.28587– отсылкой к авторитету (в данном случае в его роли выступает трансцендентное), и не может быть принято человеком, руководствующимся научнойметодологией.Отказ от этического эмотивизма и субъективизмаВ 1936 г. британский философ Альфред Айер опубликовал работу«Язык, истина и логика» («Language, Truth and Logic»)287. Эта книга принеслаему всемирную известность, и стала поводом для многочисленных дискуссий.
В ней автор дал характеристику тем суждениям, которые, по его мнению, имели право существовать в научном дискурсе, и тем, которые такогоправа лишались в виду своей бессмысленности. Осмысленный язык, по мнению А. Айера, состоит из концептуальных отношений в математике и логике,а, если речь идет о фактах, то должна подразумеваться возможность их эмпирической верификации.Если же суждение отсылает к «потусторонней реальности», то оно несоответствует ни одному из указанных элементов осмысленного языка и является бессмысленным.
К числу указанных суждений А. Айер относил всеметафизические высказывания, в том числе, суждения о бытии / небытии Бога. Суждения о существовании и не-существовании Бога не истинны и неложны, так как они – лишены значения.В рамках этой модели Айер развивал эмотивистскую этику, полагая,что моральные суждения не имеют объективного значения в силу невозможности их эмпирической проверки. Они не содержат ни истины, ни заблуждения, не выражают ничего, кроме наших эмоций. Он считал, что «предложения, которые выражают просто моральные оценки, не говорят ничего.
Эточистые выражения чувства, и как таковые они не подпадают под категориюистины и лжи. Они так же не проверяемы, как крик боли или слово команды,поскольку не выражают подлинных суждений»288. Айер отмечал, что подоб-287288Айер А. Язык, истина и логика: Научное издание. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. 240 с.Там же.
С. 15688ный взгляд рискует «скатиться в субъективизм», в рамках которого у людей сразными взглядами на ту или иную этическую проблему, не было бы шансовдоговориться. Чтобы этого избежать, единственно возможной стратегиейоказывается процедура аргументации, обращенная в первую очередь к эмоциям оппонента: «И поскольку люди, с которыми мы спорим, в общем получили то же моральное воспитание, как и мы сами, и живут при том же самомобщественном порядке, то наше ожидание обычно оправдывается. Но еслислучилось так, что наш оппонент подвергся отличному от нашего процессаморальной “обработки”, так что, признавая все факты, он все же не согласенс нами относительно моральной ценности рассматриваемых действий, то мыпрекращаем попытку убедить его с помощью аргументации»289.!!П.
Куртц не разделял эмотивистское объяснение этики, видя в немопасность «скатывания в субъективизм»: «Я читал работы логических позитивистов. Их критика метафизики и теологии пришлась мне по душе. Однако, должен признаться, что я не разделяю их оправдания эмотивной теорииэтики, согласно которой этические утверждения субъективны и не поддаютсяпроверке. Мне довелось прослушать курс лекций ведущего английскогопредставителя эмотивизма Алmфреда Айера. И я, юный студент, отчаянноспорил с ним и утверждал, что "убивать невинных людей – зло".
Но у меня небыло прочных аргументов в пользу своего суждения. Меня настолько глубоко волновали вопросы нравственности, что я решил посвятить свою жизньфилософии морали. Сегодня я называю себя евпраксофом, которого отличаетне только любовь к мудрости (нечто метаэтическое), но и стремление к практическому применению этой мудрости»290.Любое научное исследование требует от ученого отказа от собственных эмоций и чувств в отношении предмета исследования и разрабатываемых им теорий. Оценочные суждения – способ выражения эмоций, не можетбыть применим в науке, т.к.
представляет собой субъективное, ничем не под289Там же. С.159Куртц П. Нравственность естественна. URL: http://atheismru.narod.ru/humkurtz.htm (дата обращения:03.02.2016).29089твержденное, мнение отдельного индивида. Поскольку П. Куртц предполагает использование научной методологии не только в лабораториях и университетских аудиториях, но в обычной жизни, неизбежно возникает конфликтмежду «чувствованием», как неотъемлемой частью жизни человека, и необходимостью сохранения беспристрастного отношения к действительности.Признавая то, что «мы остаемся людьми, лишь пока чувствуем: мы теряемголову от любви, нас можно рассмешить до слез, мы гордимся успехом»291,философ видит необходимость эмоционального «окна» внутри строго рационального взгляда светского гуманизма на мир.Метод этического исследованияДля того, чтобы избежать опасностей субъективизма, Пол Куртц, вследза Дьюи292 предлагает распространить воздействие скептического исследования и на этику тоже.
На вопрос, корректно ли подобное вторжение рационалистического подхода в область эмоций и чувств, философ отвечал, чтонаучный метод не вторгается в сферу чувственного, а помогает разобраться впроблеме, разложив все по полочками и представив на суд совести все «за» и«против». Этот подход он характеризует как «умеренный (mitigated) скептицизм». Этот метод утверждает, что, «несмотря на индивидуальные различияв ощущениях или эмоциях, моральное поведение не полностью свободно отрациональных соображений и определенные моральные разногласия могутбыть связаны с суждениями, а не с чисто субъективными установками»293.Скажем, при решении проблем ужесточении наказания за преступления, можно руководствоваться а) эмоциями б) анализом ситуации. Так, навопрос, нужно ли вводить смертную казнь, можно объяснить свою позициютремя разными способами.
Можно сказать, что а) «да, смертная казнь нужна,потому что я ненавижу убийц», б) «да, смертная казнь нужна, потому что этобудет сдерживающим фактором для будущих преступников. И если в первом291Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. С. 335.Юлина Н.С. Философская мысль и США. XX век. М., Канон+. 2010. С.176.293Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. С. 282.29290случае не будет никаких сходных точек для обсуждения проблемы, то вовтором случае можно провести исследование по изучению и сопоставлениидинамики преступлений в тех странах, где смертная казнь есть, и где она отсутствует. На основе этих выводов, доказанных фактическими данными,можно откорректировать свое мнение касательно проблемы.Применение научной методологии в сфере морали проходит три этапа:Определение моральной дилеммы.
Под моральной дилеммой Пол Куртцпонимает некоторую проблему или вопрос, который должен быть решен, икоторый может быть «чреват конфликтами между ценностями, нормами,правилами или принципами». 294 Наиболее яркими выглядят те моральныедилеммы, которые касаются жизни и смерти человека. В американской традиции у подобных проблем даже есть свое особое название – «hot buttons».Чаще всего они связаны с вопросами смертной казни, эвтаназии, права женщин на аборт, разрешения гомосексуальных браков, необходимости преподавании в школах эволюционизма и др. Эти дилеммы являются «местом столкновения» представителей разных идейных убеждений, и любые происшествия, связанные с ними, получают значительный отклик со стороны общественности.