Диссертация (1147802), страница 24
Текст из файла (страница 24)
В нашемисследовании было выявлено, что среди приверженных лечению пациентов,перенесших операцию КШ, чаще встречается положительное отношение кработе, как актуальной, так и прошлой, если пациент уже находится напенсии. Неудовлетворенность своей работой как фактор неприверженногоповедения выделяют в своей работе и Е.В. Строкова с соавт. (2012),исследовавшие пациенток женского пола, перенесших ИМ.Обегруппыпациентовотметили,чтоэкономическиймотивпродолжения трудовой деятельности является для них первостепенным.Несмотря на невысокий в среднем достаток, большинство пациентовотметили, что в настоящий момент не испытывают серьезных финансовыхзатруднений.
Среди неприверженных пациентов этот процент был несколькониже (что совпадает с данными P. Theofilou, свидетельствующими одостоверной связи более высокого дохода с большей приверженностьюлечению (Theofilou P., Panagiotaki H., 2012); однако в нашем исследованииразличия между группами статистически не подтвердились.Всовременныхисследованияхособоевниманиеуделяетсясубъективным представлениям пациентов в отношении своего здоровья,болезни, а также субъективно воспринимаемому контролю над своимсостоянием и эффективности проводимой терапии. Считается, что прихронических заболеваниях воспринимаемая эффективность лечения, довериек знаниям врача, хороший контакт между врачом и пациентом, а такжеминимальный воспринимаемый контроль над терапевтическим процессомявляются достоверными факторами, способствующими приверженномуповедению (Chia L.R.
et al., 2006; Laba T.-L. et al., 2015). Среди пациентов,страдающих ССЗ, были выявлены схожие взаимосвязи: была отмеченазначимость субъективно воспринимаемой пользы от лечения и субъективных140ограничений в связи с ним для формирования приверженности пациента(Joho A.A., 2012), а также была показана обратная корреляция междувосприятием пациентом контроля над своим АД и приемом прописанныхпрепаратов (Patel R.P., Taylor S.D., 2002).
Следовательно, невозможностьощущать собственное однозначное целенаправленное влияние на своифизиологические показатели препятствовала снижению приверженностипациентов. И наоборот, когда пациент чувствовал, что может сознательновлиять на состояние своего здоровья и регулировать его по своемуусмотрению, он переставал в точности следовать предписанной терапии,переходил на симптоматический прием лекарств и т. п. В связи свышесказанным представляется крайне важным максимально учитыватьсубъективные представления пациентов о своем состоянии после операцииКШ, так как они могут в значительной мере определять степеньприверженности лечению.Анализ типов субъективного реагирования пациентов на свою болезньпоказал, что в группе приверженных лечению большинство больныххарактеризовались адекватным реагированием на свое заболевание; в группенеприверженных лечению пациенты чаще характеризовались активнымигнорированием своей болезни, отказываясь признавать себя больными, атакже чаще были фиксированы на своем заболевании, подчиняя все мыслиболезни.
Эти данные, полученные в ходе клинико-психологическогообследования, сопоставимы и согласуются с полученными в результатепсиходиагностических процедур (методика ТОБОЛ – тип отношения кболезни).По мнению пациентов, наиболее частой причиной, вызвавшей ИБС,являлось наличие стрессовых ситуаций и эмоционального перенапряжения(околотретиобследованныхпациентов).Этоподтверждаетранееполученные данные, в которых отмечается, что среди причин развития и141факторов риска ИБС пациенты чаще всего называют стресс, курение и АГ(Погосова Г.В.
с соавт., 2007).Было также выявлено, что приверженные пациенты в отношенииограничений, вызванных болезнью, чаще жалуются на неудовлетворенностьсвоим физическим состоянием в связи с заболеванием, а неприверженныепациенты – на материальные затруднения, вызванные болезнью, последниетакже достоверно чаще отмечают, что не испытывают абсолютно никакихограничений в связи с болезнью, что может свидетельствовать об их гипоили анозогнозии.
Этот факт подтверждается и тем, что неприверженныепациенты,какотмечалосьвыше,достоверночащедемонстрируютигнорирующий тип реагирования на заболевание.Известно, что уровень знаний пациентов о своем здоровье значительновлияетнастепеньихприверженноститерапииприхроническихзаболеваниях (см., например, Ngoh L.N., 2009; Al-Qasem A.
et al., 2011;Theofilou P., Panagiotaki H., 2012). В связи с задачей изучения субъективныхпредставлений и убеждений пациентов специально исследовался вопросуровня их осведомленности об ИБС и ее лечении. Неприверженныепациенты, несмотря на полное информирование со стороны медицинскогоперсонала как в устной, так и в письменной форме (брошюры, рецепты,выписки, рекомендации), сообщили об очень условных и приблизительныхзнаниях о своем заболевании, ходе проводимой им операции и необходимомтерапевтическом режиме в краткосрочном и отдаленном послеоперационномпериодах.
Данное обстоятельство может свидетельствовать о нежелании(сознательном или неосознанном) принимать и усваивать информациюпациентами, не соблюдающими рекомендации врачей. Прояснение причинподобногоявлениятребуетдополнительногоцеленаправленногоисследования, однако можно достоверно утверждать, что полученные данныеуказывают на неблагоприятный фактор в плане приверженности лечению,поскольку ранее было установлено, что у пациентов с ССЗ верные знания о142болезни и особенностях проведения терапии и необходимой терапевтическойактивностисамихпациентовдостоверноповышаютихуровеньприверженности лечению (Stanton A.L., 1987).До операции КШ приверженные лечению пациенты достоверно чащепроходили систематическое лечение в связи с ССЗ, в то время какнеприверженныепациентычащенелечилисьсистематическиилизанимались самолечением.
Данные, полученные Shaw, подтверждают, чтоприменение домашних средств и самолечение среди пациентов являютсядостовернымпризнаком,связаннымснеприверженностьюантигипертензивной терапии (Shaw E. et al., 1995).Регулярность соблюдения дооперационных рекомендаций врачейварьировалась по двум сравниваемым группам: неприверженные пациентычаще лечились симптоматически и лишь в незначительной мере следовалирекомендациям врача.
Данные пациенты также достоверно чаще заявляли онамерении в дальнейшем отказаться от лечения (среди приверженныхпациентов 100% сообщили о желании продолжать лечение после операцииКШ). В связи с полученными данными можно сделать вывод о том, чтостепень приверженности лечению у пациентов кардинально не поменяласьпосле перенесения ими хирургического вмешательств, т. е.
уровеньпослеоперационной приверженности в краткосрочном восстановительномпериоде после операции КШ среди неприверженных пациентов в основномостался прежним – недостаточным. В своем исследовании С.А. Помешкина ссоавт. также отмечают, что после проведенной операции КШ степеньприверженности лечению пациентов остается крайне низкой (ПомешкинаС.А., Барбараш О.Л., 2014). Однако существуют данные, свидетельствующиео том, что операция КШ достоверно повышает приверженность пациентов,страдающих ИБС. Так, А.В.
Нелидова с соавт. отмечают, что перенесенноесосудистое событие (в число которых авторы включают ИМ, коронарноестентирование и операцию КШ) положительно143влияет на уровеньприверженности пациентов женского пола: после КШ число приверженныхпациенток повысилось в 2,5 раза (Нелидова А.В. с соавт., 2015). Подобноерасхождение в данных свидетельствует о необходимости проведенияспециальных исследований, направленных на детальное динамическоеизучение приверженности пациентов, проходящих различные виды лечения всвязи с ИБС.Изучение субъективных представлений пациентов о необходимостиприверженности лечению позволило выявить, что неприверженные пациентызачастую убеждены в отсутствии необходимости соблюдать любыерекомендации врачей; однако в восстановительном периоде после операцииКШ, согласно мнению данных пациентов, к рекомендациям врачей можноприслушиваться, но выполнять их можно выборочно.
Зарубежные авторыподтверждают, что непонимание или непризнание важности высокойприверженности лечению характеризует неприверженных пациентов иявляетсядостовернымсоблюденияврачебныхфактором,негативнорекомендацийвлияющимпациентами,настепеньстрадающимиотхронических заболеваний (Vlasnik J.J. et al., 2005; Al-Qasem A. et al., 2011).Анализ субъективных представлений пациентов также позволилустановить, что приверженные лечению пациенты для эффективнойреабилитации в послеоперационном периоде признают необходимостьучитывать все лечебные и поведенческие факторы в комплексе, в то времякак неприверженные пациенты предпочитают следовать собственным«рецептам», помогающим, на их взгляд, восстановиться после операции и неучитывающим рекомендации врачей.Стоит отметить, что факторы приверженности изменениям образажизни, необходимым в связи с заболеванием и проводимым лечением (в томчисле в восстановительном периоде после проведенной операции КШ),зачастую связаны с привычками пациентов до манифестации болезни или доих госпитализации.
Так, например, было показано, что неприверженность144отказу от курения у взрослых пациентов, перенесших ОНМК, достоверносвязана с бóльшим количеством выкуриваемых до инсульта сигарет, анеприверженностьрегулярнойфизическойактивностисвязанаснедостаточной физической активностью до госпитализации с инсультом(Choi-Kwon S. et al., 2005).