Диссертация (1147676), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Другое дело, что он может осознаваться или не осознаваться,восприниматься в острой или стертой формах.V. Krane, P.Y.L Choi, S.M. Baird, C.M. Aimar, K.J. Kauer (2004)предположили, что парадоксальные отношения между мужским и женскимповедением распространены и в повседневной жизни. Спортсменки стремятсясоответствовать идеальным женским образам, которые часто определяютсяобществом и культурой как «маленькая, худая и как модель» (Krane и др., 2004,стр.
326). Но им трудно соответствовать этому образу идеальной женщины из-замышечной массы и «мужских» особенностей. Из-за «нарушения гендерных ролей»спортсменки могут страдать ролевым конфликтом и в других аспектах своейжизни, в том числе и в школе и на работе, и во время общественных мероприятий,которые могут привести к повышению уровня стресса (Knight, Giuliano, 2003).Женский блок в комиссии австралийского спорта в 1991 году выпустилпрограммный документ в отношении девочек-подростков и спорта. В нёмотмечалось, что «девочки могут испытывать социальный конфликт междуженскими и спортивными ролями» (Lamont-Mills, 1998, с. 7). Далее в документесообщается, что девочки «могут чувствовать, что они должны выбирать междуодним или другим, потому что соответствовать обеим ролям слишком трудно» (тамже, с.7).
Документ не рассматривает, как женственность может быть построена вспорте.Женщины-спортсменки стараются преодолеть конфликт ролей посредством«улучшения» своей женственности в других областях – одежда, макияж и т.д.(Murphy, Leonard, 1998; цит. по Цикуновой, 2003). Однако, по мнению L.M. Lance(2004) разрушительная сила конфликта усиливается из-за попыток многихспортсменок компенсировать своё мужское поведение во время занятий спортом31женскими способами поведения вне спортивной арены. Нормы «женского мираспорта» и остальной части общества сильно отличаются. К сожалению, L.M. Lanceне уточняет, что конкретно он имел в виду.
Можно предположить, что автор вданном случае говорит о том, что девушки только делают попытку вести себя поженски, но на самом деле переключения ролей не происходит. Это можетвыражаться как в смене одежды со спортивной на женскую, но без измененияповедения, либо в излишней инфантилизации, как попытки быть более ранимой,«женственной» или в нанесении макияжа на лицо, маникюре, причёске. При этомизменения касаются в основном только внешнего, более глубинные установки,манеры поведения остаются прежними.Итак, о наличии конфликта между гендерной и спортивной ролями уже былозаявлено в исследованиях ряда авторов (Anshel, Porter, Quek, 1998; Schmalz,Davison, 1996; Lamont-Mills, 1998; Knight, Giuliano, 2003; Lance, 2004; Krane, Choi,Baird, Aimar, Kauer, 2004; Hoiness, Weathington, and Contrell 2008). Удивительно,что, несмотря на то, что о конфликте гендерной и спортивной ролей у спортсменокбыло заявлено еще два десятилетия назад, до сих пор конкретных программ илипринципов работы со спортсменками в отношении разрешения конфликта ролейразработано не было.
До сих пор ведутся споры, ведут ли занятия спортом кмаскулинизации спортсменок, хотя реальностьуже требует практическихдействий. Тем не менее, нагрузки девушек-спортсменок с каждым годом всёувеличиваются, от них требуется всё больший профессионализм и самоотдача, а обудущем спортсменок говорят мало.Таким образом, содной стороны,данные исследований являютсяпротиворечивыми, и вопрос о том, как сами спортсменки оценивают собственнуюгендерную идентичность остаётся не раскрытым, а значит актуальным дляизучения. С другой стороны, авторы скорее лишь констатируют наличие илиотсутствие маскулинизации спортсменок, а не рассматривают сам процессформирования и становления гендерной идентичности спортсменок, а значит, невыявляют особенностей, механизмов, характерных для гендерной идентификацииспортсменок.
Знание же особенностей формирования и становления гендернойидентичности спортсменок позволило бы разработать принципы психологическойработы со спортсменками по вопросу согласования гендерной и спортивной ролей.321.3. Формирование и становление гендерной идентичности спортсменокусловно мужских видов спорта1.3.1. Анализ и сопоставление понятий «пол», «половая идентичность» и«гендер», «гендерная идентичность»Задачи данного параграфа состоят в том, чтобы дать определениецентрального для нас понятия «гендерная идентичность», а также согласоватьмежду собой такие смежными понятия, как «пол» и «половая идентичность», содной стороны, и «гендер» и «гендерная идентичность» с другой.
Решениепоставленных задач начнем с обсуждения родового понятия «идентичность».Впсихологииоднимизродоначальниковиспользованиятермина«идентичность» считается Э. Эриксон, но эксплицированного определения понятияон не предлагает. Содержание, которое Э. Эриксон при этом вкладывает в этоттермин, раскрывается через описание аспектов идентичности (Evans, 1969, с. 218219):1. Индивидуальность – сознательное ощущение собственной уникальности исобственного отдельного существования.2.Тождественностьицелостность–ощущениевнутреннейтождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чемобещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность исмысл.3.
Единство и синтез – ощущение внутренней гармонии и единства, синтезобразов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождаетощущение гармонии.4. Социальная солидарность – ощущение внутренней солидарности сидеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственнаяидентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком других людей и чтоона соответствует их ожиданиям и восприятию.Структурно эти аспекты мы можем соотнести между собой какнадстраиваемые друг над другом.
«Социальная солидарность» (основаниепирамиды) подчёркивает связь идентичности человека с социальными аспектами,стремление человека в своем поведении соответствовать ожиданиям социальногоокружения, в основе которой потребность человека быть среди людей. Аспект33«единствоисинтез»подразумеваетужеосмысленность,внутреннююупорядоченность образов себя, их стабильность во времени и непротиворечивостьдруг другу. Аспект «тождественность и целостность» подчёркивает динамическуюсторонуидентичности,представленностьидентичностикакпроцесса,протяженного во времени.
Венчает пирамиду аспект «индивидуальность»,подчёркивающий наличие у человека ощущения собственной уникальности инеповторимости, в нем подчеркивается собственный выбор человека – с чем бытьсолидарным, с чем синтезироваться. Соответственно, момент выбора предполагаетвзятие ответственности человеком на себя. Идентичность достигается в результателичностной работы самого человека.Сам Э. Эриксон делает акцент скорее на динамичности, изменяемостиидентичности на протяжении жизни человека, выделяя в качестве основнойадаптационную функцию данной личностной структуры (Эриксон, 1996).Дж.
Марсиа (цит. по Иванова, 2003) выдвинул предположение, чтогендернаяпроявляетсяидентичностьчерезкакгипотетическаянаблюдаемыепаттерныструктурафеноменологически«решенияпроблем»,т.е.актуализируется в ситуации социального выбора. Решение каждой, даженезначительной,проблемывноситопределённыйвкладвдостижениеидентичности. Важно подчеркнуть, что Дж. Марсиа, как и Э.
Эриксон,подчеркивает важную роль личностной работы, самостоятельного выбора впроцессе становления идентичности. Идентичность человека проявляется в том,каким образом он решает проблемы, как реагирует на ту или иную ситуацию.Л.Н. Ожигова понимает идентичность через её функциональное значениекак «процесс и результат уподобления, отождествления или самокатегоризацииличности с кем-либо или чем-либо» (Ожигова 2006, с. 38). «Идентичностьвыступает как часть личности, как сложное интегративное образование,включенное в структуру личности и несущее в себе отражение закономерностиразвития и функционирования личности.
В то же время личность являетсявершиной многомерных идентификаций личности (гендерной, профессиональной,этнической и др.), обеспечивая их согласование и целостность человека» (Ожигова2006, с. 46).34Мы видим, что авторы рассматривают понятие как минимум с трёх сторон –структурной, динамической и функциональной. О такой характеристике какстепень осознанности идентичности говорит Дж Мид.Рассматривая проблему соотношения личных и социальных начал вчеловеке, Дж. Мид (цит. по Антоновой, 1996) выделяет осознаваемую инеосознаваемую идентичность. Неосознаваемая идентичность базируется нанеосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплексожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит.Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себеи своем поведении.