Диссертация (1147470), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Сергиенко, 2007, 2008),является оценка ситуации по двум пересекающимся ментальным «шкалам»:1) разрешимость/неразрешимость трудной ситуации (представления человекао возможности изменения либо устранения ситуации, мере опасностипоследствий и т. д.); 2) преодолимость/непреодолимость трудной ситуации(представления человека о своих психических и физических ресурсах с точкизрения влияния на трудную ситуацию).Ф.Ротбаум(Rothbaum,1982),подчеркиваярольстадии«предикативного» контроля, связывает ее с предвосхищением человекомнегативных ситуаций, что выражается в форме «ухода» и «замыкания».Соотнося разные виды копинга с характером оценки ситуации,некоторые авторы выдвигают предположения и дают рекомендации об егоэффективности в зависимости от таких характеристик как контролируемостьи изменчивость ситуации.
М.А. Холодная (2007) обнаружила, что по меретого, как меняется сегмент оценочного пространства, в котором находитсяиндивидуальнаяоценкаситуации(попараметрам46«разрешимость/неразрешимость» и «могу справиться/не могу справиться»),человек оказывается склонным демонстрировать разные стили совладающегоповедения: проблемно–ориентированный стиль (ситуация воспринимаетсякак разрешимая и я могу справиться); мобилизационный стиль (ситуациянеразрешима, но я могу справиться); социотропный стиль (ситуацияразрешима, но я не могу справиться); эмоционально–доминантный стиль(ситуация неразрешима и я не могу справиться).Моделируя структуру переживания родителями критической ситуациизаболевания ребенка сахарным диабетом, М.Л. Сабунаева (2006) напрямуюсоотносит особенности осмысления и отношения к данной ситуации схарактеристиками их реагирования и поведения.
Полученные ею типыреагированиявключаюткогнитивно-поведенческиеиэмоциональныестратегии переживания, оцениваемые по двум осям: эмоциональный знакоценки данного события родителем и его активность и готовностьдействовать. В результате их сочетания она получает четыре типареагирования: «Конструктивный оптимизм», «Конструктивный пессимизм»,«Пассивный оптимизм», «Пассивный пессимизм».Сторонники данного подхода подчеркивают также, что систематизацияили таксономия характеристик стрессовых ситуаций и копинг-стратегий в ихоптимальныхсоотношенияхможетиспользоватьсядляоценкииформирования навыков стресс-преодолевающего поведения.
На ее основанииможно выдвигать гипотезы и преобразовывать их в правила и рекомендациикак действовать, чтобы достичь определенных целей при определенныхусловиях.Таким образом, знание структуры ментальной картины ситуации и еесмысловых единиц позволяет исследователям сделать следующий шаг —эмпирически выявить взаимосвязь между оценкой ситуации и темиспособами реагирования, которые выбирает человек. Например, «еслиситуация контролируема, малоизменчива (то есть маловероятно, что она пособственной динамики преобразуется к лучшему) и имеет отчетливую47негативную значимость, то действенной реакцией будет активное влияние настрессор для его устранения и восстановления гомеостаза. И наоборот, «вситуациях с высокой степенью переменчивости действенной являетсяпассивность.
Если же “стрессор не является ни контролируемым, нипеременчивым, если он обладает высокой негативной значимостью”, то вкачестве действенного средства может быть реакция бегства (цит. по:Вассерман и соавт., 2010. С.21).Опираясь на данные, которые представлены в литературе, мы можемвыделитьобщиехарактеристикиоценкиТЖС,которыеоказываютнепосредственное влияние на копинг-поведение:1.значимостьситуациикакфункциямотивов:включенность,валентность (субъективное значение ситуации, которое влияет на еестрессогенность, что индивидуально обусловлено) и т.д.;2.степень подконтрольности ситуации: понятность, прогнозируемость,безопасность, влияние ситуации на будущую жизнь, контролируемость(субъективнаяоценкаличнойспособностиконтролянадстрессовой ситуацией — ситуация подконтрольна мне, контролируетсядругими, не контролируется никем), изменчивость (субъективная оценкатого, что стрессовая ситуация изменится самостоятельно, без участиясубъекта),неопределенность (субъективная оценка неопределенности инеясности ситуации), повторяемость (субъективная оценка повторяемостистрессовой ситуации) и т.д.;3.степень–трудностикаккомплекснаяхарактеристикаситуации:интенсивность, проблемность, длительность (хронические, краткосрочные),величина потери или угрозы и т.д.;4.разрешимость–неразрешимость трудной ситуации: представления овозможности изменения либо устранения ситуации, мера опасностипоследствий и т.
д., обратимость и т.д.;5.преодолимость–непреодолимость трудной ситуации: представления освоих психических и физических ресурсах с точки зрения влияния на48трудную ситуацию, установление соответствия происходящего мотивам иличностному смыслу как функция эмоций, состояние «невозможности», вкотором оказалась жизнедеятельность субъекта, определение успешностидостижения цели, поставленной в ситуации, осведомленность (степеньличного опыта переживания подобных ситуаций) и т.д.1.3.3. Представления о причинах и оценка будущего в переживанииТЖСКакотмечалосьвыше,переживаниеТЖСвключаюттакжеинтерпретацию причинно-следственных или временных связей и их оценку.С точки зрения О.С.
Никольской (2000), субъект не только не выделениз среды, наоборот, он жестко привязан к ней и выражен своейопредмеченной потребностью, которая описывается с помощью отдельныхлинийпричинно-следственныхсвязей,сюжетоввозникновенияипреодоления трудностей, историй побед и поражений .
Пространство и времяпредстают как взаимосвязанные условия, единая пружина задачи.Причины болезни и переживания родителей.отмечаютсяследующиеобъективныепричины,В литературекоторыеназываютсяродственниками, в качестве источников заболеваний: климатографические,экологические (Стегунин, 1974); образ жизни человека, генетическиефакторы, окружающая среда, медицинские факторы (низкое качествомедицинской помощи) (Лисицын, Радбиль, Комаров, 1987); социальногигиенические факторы (Юдин, Кику, 2009).
Среди субъективных факторовчаще всего называются: психическое состояние и особенности личности(Чулкова, Моисеенко, 2009); стресс, бессознательные психологическиеустановки личности (Гнездилов, 2002).Одним из элементов субъективной картины ТЖС, связанной сболезньюребенка,ихарактеристикеепереживаниявыступаетпредставление о причинах болезни, наиболее важным фактором средикоторых исследователями называется переживание собственной вины. С.Б.Лазуренко, Н.В.
Мазурова, Л.С. Намазова-Баранова, А.К. Геворкян, Л.М.49Кузенкова, Н.Д. Вашакмадзе (2013), отмечают, что родители, в связи скризисом принятия болезни и возможной потери, существенную долюответственности за причину болезни возлагают на себя. Также некоторыеперекладывают вину за случившееся на других людей, в том числе врачей, ив этом случае их действия и образ мыслей направляются, как правило, наборьбу с обстоятельствами, поиск справедливости, создание воображаемоймоделиидеальногомира.Припреобладаниисобственнойвинывслучившемся, родители говорили о том, что должны были как-топредупредить ее возникновение, испытывали желание сделать ребенказдоровым, осознавали свое бессилие, ощущали отчаяние. Подобныепереживаниявызывалиподавленность,самоуничижение,снижениесамооценки.
Родители говорили о своей некомпетентными в прошлом,настоящем и будущем, сомневаясь в своих возможностях справляться слюбой жизненной ситуацией, поскольку не в состоянии помочь даже своемуребенку. Н.В. Мазурова (2014) говорит также о том, что представленияродителей о болезни зависят от психологических особенностей родителей(уровень социально-психологической адаптации, тяжесть соматическогосостояния ребенка).
Так, родители с низким уровнем адаптации (СПА), по еенаблюдениям, причины болезни воспринимают, как нечто, не зависящее отих действий; родители с высокими показателями (СПА) — были готовыконтролировать свою жизнь, в том числе заболевание ребенка. О.А.Черненко, В.А. Чулкова (2014) исследовали, как уровень травматическогостресса влияет на восприятие болезни ребенка. Опираясь на полученныеданные они приходят к выводу, что в группе матерей, где болезнь ребенкаоценивается как очень сильное травмирующее событие (лечение по поводурецидива), матери могут ощущать бессилие в данной ситуации («я не знаю,на что надеяться», «от нас ничего не зависит»).
Причины болезнивоспринимаются как нечто, не зависящее от родителей, как то, что они немогут контролировать. В группе матерей, дети которых в большинстве своемтолькопроходятпервичноелечение(воздействиесобытия,как50травматического — ниже, чем в предыдущей группе), матери напротив,могут воспринимать себя ответственными за болезнь ребенка, ощущатьответственность за изменения в течении болезни ребенка.А.Ю. Суроегина, А.Б Холмогорова (2015), исследуя адаптациюродителей к разным типам хронического инвалидизирующего заболеванияребенка, пришли к выводу, что важным фактором, влияющим наэмоциональную дезадаптации родителей подростков и молодых людей соспинальной травмой и ДЦП, является восприятие заболевания с точки зренияегоконтролируемости.Так,родителипациентовсДЦПсклоннывоспринимать болезнь ребенка как подвластную контролю и использоватьдисфункциональныеспособыкоммуникацийсребенком(сверхвключенность, критика) для снижения тревоги в случае потериощущения контроля.
Родители пациентов со спинальной травмой навосстановительном этапе реабилитации рассматривают болезнь как результатвнешних причин, то есть не поддающихся контролю. Чтобы справиться счувством собственной беспомощности родители этой группы склонныприбегать к дисфункциональным стратегиям гиперопеки.Переживание будущего в ТЖС. В литературе также отмечается, чтовременные координаты могут являться основой для измерения переживаниясобытий (Гусев, 2010).