Диссертация (1147470), страница 10
Текст из файла (страница 10)
К характеристикам переживания событий относятэлементарное дихотомическое отношение к определенной модальностипережитых событий, каждая из которых имеет полярный тон семантическойоценки;ксвойствампереживаниясобытийотносятструктурувзаимосвязанных отношений к определенной модальности пережитыхсобытий, что раскрывает определенную грань личного прошлого, настоящегоили будущего личности.По замечанию ряда зарубежных и отечественных авторов (Ф.Зимбардо, К.
Левин, Ж. Нюттен, П. Фресс, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,Абульханова-Славская,Березинаидр.),источникомсамоопределения и поиска смысла жизни является временная перспектива51(как компонент личностной регуляции жизненного пути).Например, И.А. Ральникова (2010), исследуя трансформационныепроцессыперспективыличностивконтекстепереломныхсобытийжизненного пути, говорит о том, что спланированная будущая перспективапомогает субъекту направлять усилия в нужное русло, формировать личныедостижения,ощущатьосмысленностьсобственныхдействийипланомерность прохождения жизненных этапов, оценивать значимостьпринимаемых решений, структурировать время собственной жизни. И,несомненно, построение картины жизненного пути, перспективы будущего— является актуальной темой и имеет важную практическую значимость вработе с семьями, где есть дети с жизнеугрожающими заболеваниями.Ребенок для родителей является символом временной перспективы ихсобственной жизни, и в ситуации заболевания ребенка представления обудущем будут реконструироваться, уверенность в желаемом будущемможет уменьшаться.
По мнению А.А. Кулик (2013), данная ситуация можетприводитьксужениювременнойперспективы,отсутствиючеткойпростроенности картины будущего.Обращаясь к работам по данной проблеме, мы видим, что онипредставленывосновномисследованиями,проведеннымисредиродственников детей с незлокачественными состояниями. Исследования,касающиесяотношениякбудущемуродственниковдетейсозлокачественными заболеваниями — практически отсутствуют.Многие авторы, анализирующие данную проблему, относят этособытие к переломным событиям жизненного пути и характеризуютвосприятие родителями будущего (или близких родственников ребенка), какамбивалентного,являющегосяисточникомвозрастающейтревогиифрустрации. Будущее воспринимается неопределенным, фаталистичным,трудно управляемым, связанным с постоянным преодолением каких-либотрудностей (Ральникова, 2010).Это подтверждается исследовательской работой М.А.
Лебедь и Ю.И.52Чепик(2013б),проведеннойнабазе«Республиканскогонаучно-практического центра детской онкологии и гематологии» в Боровлянах(Беларусь), в результате чего было выявлено, что для всех испытуемыххарактерна тревожная оценка временной перспективы. Л.М. Шипицына(2002), приводит данные о том, что родители тяжело болеющих детей (сособымиобразовательнымипотребностями)представляютбудущеенеопределенно-пассивным, не поддающимся управлению с их стороны,амбивалентным.
В образе будущего отсутствует реализация жизненногосценария болеющего ребенка, и оно делится на два полюса — будущее прижизни родителей и после их смерти. Н.В. Жутикова (1990) опираясь на опытработы в психоневрологической больнице, указывает на то, что появление всемье ребенка-инвалида приводит родителей к осознанию того, чтовыстроенные планы на будущее теряют свою актуальность, появляетсянеобходимость в планировании жизненной перспективы, связанной сболезнью ребенка.По мнению А.А.
Кулик (2013), ТЖС, связанная с присутствием в семьеребенка-инвалида, приводит к временной дезинтеграции личности. Исследуяособенности временной перспективы этих семей, она делает выводы о том,что в данной ситуации родителям свойственно фаталистическое отношение кбудущему и жизни в целом, убежденность в том, что жизнь человеканеподвластнасознательномуконтролю.Пессимистическоеотношениеотносительно временного параметра «будущее», приводит к отсутствиючеткой связи жизненных событий с перспективой будущего. В актуальномэмоциональном состоянии данных семей преобладает негативная оценкабудущего.
В структуре представлений о будущем актуализируются страхи,обусловленные неопределенностью исхода заболевания ребенка. Характернотакже наличие специфических установок на выздоровление ребенка («вера»,«надежда»),что,помнениюавтора,способствуетчастичномузадействованию адаптивных ресурсов и позволяет преодолевать негативныепереживания, связанные с собственным будущим и будущим ребенка. Она53показала, что отсутствие четкой связи жизненных событий с перспективойбудущего приводит к сужению временного континуума. С.С. Шмакова(2008), исследуя особенности временной трансспективы матерей детейинвалидов, на базе Краевого реабилитационного Центра для детей иподростков с ограниченными возможностями и детской поликлиники (г.Барнаула),выявила,чтопсихологическиеособенностивременнойтрансспективы матерей детей-инвалидов заключаются в амбивалентностибудущего.Этопроявляетсяцеленаправленностивпланирования,недостаточнойиррациональномстратегичности,выборесредствдостижения цели.
Амбивалентное отношение к будущему, проявляется черезсочетание надежд и опасений матери.Исследуютсяразличные факторы, детерминирующие отношениеродителей (или близких родственников) к будущему, в контексте даннойТЖС: связь диагноза ребенка и тяжесть заболевания, уровень адаптации кданной ситуации, детско-родительские взаимоотношения, и пр.Так,М.Л.Сабунаевой(2007),примоделированииструктурыпереживаний родителями критической ситуации заболевания ребенка (напримере заболевания сахарным диабетом) с использованием факторногоанализа, выявила четыре структурных компонента: «Первичная ориентация вкритической ситуации», «Позитивно-нейтральное эмоциональное восприятиевременнойперспективы»,«Негативноевременнойперспективы»,«Деструктивнаяэмоциональноереакциянавосприятиекритическуюситуацию».
Автор делает выводы о том, что при постановке диагноза (напервичном этапе) — эмоциональный фон у родителей характеризуетсятревогой о будущем и настоящем семьи, что является, по ее предположению,мотивирующей силой для развития высокой активности и инициативы впоиске выхода из критической ситуации. При этом показатель тревоги обудущем выше, чем показатель тревоги о настоящем, что связано с тем, чторебенок для родителей является символом временной перспективы ихсобственной жизни, и в ситуации заболевания ребенка уверенность в54желаемом будущем уменьшается и появляется тревога о будущей жизни.Второй и третий компоненты характеризуются переживанием родителямипсихологического кризиса, поскольку надежды родителей на будущее,связанные с ребенком, претерпевают изменении, и это негативно сказываетсяна эмоциональном восприятии будущего (связанно с невозможностьюреализации жизненного замысла, а также настоящего (связь с болезнью) ипрошлого (связанного с приближением к моменту заболевания).
И в данномслучае, если родитель склонен оценивать негативно/позитивно-нейтральнонастоящее, он в большинстве случаев так же оценивает прошлое и будущее.Четвертый компонент характеризуется тем, что члены семьи отдаляются иизолируются друг от друга, уменьшается уровень взаимной поддержки,семья как ресурс теряет свою значимость, личность пытается вернуться впрошлое, к ситуации, которая обозначается в его памяти, как положительная.Происходит идеализация прошлого, и в данной ситуации личность не видитскрытого потенциала саморазвития.И.А.
Ральникова, С.С. Шмакова (2008), исследуя субъективнуюкартину жизненного пути матерей, воспитывающих детей инвалидов,выявили, что матери условно здоровых детей в своей субъективной картинебольшую значимость в жизни придают временному интервалу «настоящее–будущее», а матери детей инвалидов — «прошлое–настоящее». Мысли обудущем отходят на дальний план, в связи с переживанием и опасением поповоду предстоящих изменений в их жизни. Будущее воспринимается, какнеприятное, темное, тусклое, болезненное, пассивное, грустное, тревожное,несчастливое, нестандартное, однообразное, скучное, ненасыщенное. Наоснове факторного анализа, исследователи показали, что в основе оценкибудущего матерей детей-инвалидов лежат следующие факторы: 1) фактор«оптимистичнойпроекции»,отражающийжеланиематерииметьнасыщенное, стабильное, активное будущее и здорового ребенка; 2) «факторответственности за благополучие», раскрывающийся в дескрипториях:«исходящее от меня», хорошее, легкое, счастливое время; 3) фактор,55отражающий «тревогу и опасения» в том, что будущее может оказатьсятихим, стандартным, темным, неприятным.Неадаптивныйхарактеризмененийэмоционально-оценочногоизмерения жизненных перспектив, в данном случае, отражает формированиеотношения к будущему как к неприятному и быстротечному периоду,которому отводится незначительное место в общей картине жизненногопути;трансформациикогнитивногоизмеренияперспективныхпредставлений выражаются в слабой насыщенности будущего событиями, втом числе целями, сокращении глубины перспективы, ориентации напланированиеосмысленности,ближайшихвременныхреалистичности,отрезков,стратегичности,низкойстепеницелеустремленности(Ральникова, 2010).Т.А.