Диссертация (1147470), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Осмысленность жизни в ситуации болезни ребенка какличностный ресурс и результат переживаний взрослогоИсторически понятие «смысл» развивалось в рамках философии и вдругих гуманитарных науках. И как отмечает Б.А. Амирова, Е.А. Плеханова:“…проблема смысла жизни всегда являлась одной из ключевых проблемрелигиозной и философской мысли, и, являясь философской проблемой,смысл жизни относительно конкретного человека становится проблемойпсихологической в той мере, в какой затрагивает вопросы психологическогоздоровья” (2012. С.63).Исследование осмысленности жизни в современнойотечественнойнауке осуществляется преимущественно через выявление смысложизненныхориентации(Д.АЛеонтьев,2004).Смысложизненныеориентацииохватывают три основные группы явлений: осознание цели, осознаниепроцесса жизни и ощущение самоконтроля и управляемости жизнью.Осознание цели позволяет человеку планировать свое будущее, формироватьжизненнуюпозицию,понятьпрогнозировать их результат.движущуюсилусвоихпоступковиОсознание процесса жизни позволяетформироваться ощущению насыщенности настоящего, удовлетворенностиреализацией, чувство полноты жизнью.
Осознание результата жизнипозволяет ощущать осмысленность жизни в прошлом, собственнуюэффективность (Парфенова, 2016).78Процесс когнитивной оценки и поиска выхода из сложившейсяситуации тесно связан с осознанием и рефлексией. То есть, высокий уровеньосмысленности жизни может являться одним из факторов, позволяющихэффективно справляться с трудными жизненными ситуациями, и выборстратегии поведения личности в трудной жизненной ситуации будет зависетьот уровня осмысленности жизни.Проблема выхода из данной «экстремальной ситуации будет напрямуюсвязана с утратой прежних смыслов, нахождением и обретением новыхжизненных смыслов» (Амирова, Плеханова, 2012). Потеря смысла жизни,которая сопровождает травму, нередко создает экзистенциальный вакуум,становящийся тормозом в реализации человеком его жизненно важныхцелей.
Но с точки зрения В. Франкла, жизнь не может лишиться смысла нипри каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. Смыслне субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, осознает иоткрывает для себя (Франкл, 1990).Вслед за М. Ш. Магомед-Эминовым, Б.А. Амирова и Е.А.
Плеханова(2012), понимают экстремальность, как опыт человека, в котором онстолкнулся с возможностью небытия (смерти, утраты, невозможностиоставаться прежним), и высокий уровень осмысленности жизни способствуетболее эффективному выходу из такой ситуации.По замечанию ряда авторов, «столкновение с угрожающим жизнизаболеванием, собственным или своего ребенка, актуализирует глубинныепроблемы, сталкивает с экзистенциальными вопросами, в некоторых случаяхвызывая быстрый и значительный регресс» (Хаин и соавт. 2014а. С.113). Икак отмечает Е.Н. Ермакова, “…продуктивно жить в такой ситуациивозможно лишь обретя смысл — смысл жизни и смысл смерти, которыенеразрывно связаны. Чтобы жить и активно действовать, выполнять все, чтопредписывает данная ситуация, совершать выборы и нести всю полнотуответственности за их последствия, родителям необходимо верить в то, чтоих поступки имеют смысл, даже если их последствия не являются79гарантированно успешными” (2005б.
С.94).Н.В. Мазурова (2014а) также говорит о том, что болезнь ребенкаменяет представление родителей о себе и своей жизни, серьезной экзаменуподвергаются представления о смысле жизни, меняется система убеждений.Согласнонекоторымзарубежнымисследованиям,большинствородственников, ухаживающих за взрослым онкобольным членом семьи,считают, что забота о любимом человеке придает их жизни смысл и даетвозможность гордиться собой (Hilgeman, 2007).Также в данной ситуации для родственников характерен внутреннийдиалог, цель которого напомнить себе о том, что они совершают хорошийпоступок, и этот внутренний диалог становится средством совладания сбурными отрицательными эмоциями и усилия чувства, что ситуация в итогеразрешиться успешно.Такимобразом,вситуациинеблагоприятным прогнозом длятяжелойболезниребенкажизни), жизненные установки(сегородителей (или родственников), а также религиозное мировоззрение — могутпретерпевать существенные изменения. Переосмысление происходящего, уодних будет формировать устойчивые религиозные убеждения, другиепрекратят верить в Бога, третьи не поменяют основ своей веры, однако будутнастойчиво пытаться постичь смысл случившегося (Мазурова, 2014а).Испытание, связанное с тяжелой болезнью ребенка, может сталкиватьродственников с такими экзистенциальными вопросами, как смысл жизни исмысл смерти, актуализировать страх собственной смерти.
И религиозность,в данном случае, может способствовать восприятию жизни как дара, а нетолько как отрезок времени. Вопреки страданиям, ощущать ценность жизни,находить в себе силы в ежедневной заботе о ребенке. А.А. Баканова (2016)отмечает, что в вере люди ищут в большей степени ответы на вопросы не отом, как умирать, а о том, как «жить в мире, где есть смерть». В своемисследовании автор приходит к выводу, что религиозная вера можетвыступать весьма действенным инструментом, позволяющим дать не только80ответы на вопросы о смерти, но и конкретные способы для совладания сострахом перед ней.
И.М. Никольская, Р.М. Грановская (2014) указывают нато,чтохристианскиеободряемыеирелигиозныехорошоритуалыдетализированныепредлагаютспособысоциальносовладаниястравматическими переживаниями, что усиливает чувство психологическойбезопасностиизащищенности,атакжепозволяетэмоциональноотреагировать внутреннее напряжение. Е.П. Белинской (2015, www) пишет,чторелигиозныеконструктивнуюубеждения,рольвкаккопингересурссовладанияродственников—онкобольныхиграет(внезависимости от конкретной конфессиональной принадлежности)Итак, одной из возможных тенденций, актуализирующихся у человекав такой ситуации, является усиленный поиск смысла жизни. По мнению Д.Ю.Чернова (2014), чтобы длительно удерживать смысловое поле в сферевниманиячеловеку требуется либо особаяподготовка(тренировки,медитации), либо чрезвычайные обстоятельства в окружающем мире,которые побуждают человека к повышенному интересу в отношении смысла,и такой ситуацией может являться болезнь ребенка.
Кто-то, из попавших вТЖС ситуацию (особенно связанную с потерей ребенка), ломается, а кто-товыходит из нее более сильным, по-новому оценивающим жизнь. Важноучитывать, что “…смысл — это, в конечном счете, островок безопасности вокеане бытия, где мы всегда можем "укрыть" нашу жизнь. Ведь смысл,являясь ответом на вопрос "Зачем?", не ограничивается тем, что есть вданный момент, а всегда указывает на большую по масштабу взаимосвязь,исходя из которой его (смысл) только и можно понять.
Тем самым смыслукрепляет нашу связь с жизнью и охраняет нас от отчаяния” (Лэнгле, 2004,www). То есть кризис — это не только "угроза катастрофы", но ивозможность изменения, перехода на новую ступень развития личностиисточник силы и в этом его позитивный аспект (Амирова, Плеханова, 2012).Е.Ф. Василюк пишет о том, что “переживание — есть особая работа поперестройкепсихологическогомира,направленнаянаустановление81смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которогоявляется повышение осмысленности жизни” (1984.
C.30). А.В. Серый (2004)отмечает, что в психологии личности фокусными понятиями являются цели,смыслы и значения, результатом взаимодействия которых с внешней средойявляются ощущения благополучия и удовлетворенности.Осознание, принятие и контроль смысла позволяют управлять самимсмыслом и его влиянием на жизнь человека (Чернов, 2010).
Мотивационнаятенденция к поиску смысла жизни детерминирована целым рядомпсихологических факторов (Бодалев, 1997; Чудновский, 1999; Д.В. Леонтьев,2000, 2010; Чернов 2010; Амирова, Плеханова 2012; и др.). Их знаниепомогаетпрогнозироватьнекоторыенаиболеевероятныетенденцииповедения взрослого, способствующие или наоборот препятствующиеконструктивному и эффективному переживанию ТЖС, когда существуетугроза утраты ребенка. Это в дальнейшем может направлять работупсихолога, помогающего родственникам: открывать для себя возможность реализации себя в чем-то, что ранее небыло доступным; приобретать новый опыт и понимание того, что тяжелые жизненныеобстоятельства несут не только боль, но и просветление; взглянуть на жизнь по-новому (Амирова, Плеханова, 2012).В будущем, это может служить важной мотивационной ролью впреодолении горя в случае, если утрата ребенка произойдет.Таким образом, усиленный поиск смысла жизни в ТЖС являетсяведущей тенденцией анализа, оценки и совладания с ситуацией.
По мнениюнекоторых исследователей, осмысленность является результатом работыпереживания. Так, по мнению Д. Бьюдженталя (2001), открытие и созданиеновых смыслов происходит как результат внутреннего исследованиясубъективных переживаний. В то же время отмечается, что высокий уровеньосмысленности жизни может являться одним из факторов, позволяющийэффективно справляться с ТЖС.