Диссертация (1147404), страница 22
Текст из файла (страница 22)
В конфликтной ситуации человек, имеющий высокий уровень эмоционального интеллекта, не только понимает, что он переживает негативные эмоции, но испособен точно их идентифицировать, понять их причины и выбрать оптимальную стратегию управления ими. Кроме того, он способен понять переживанияпартнера в конфликтной ситуации и предугадать, как партнер может отреагировать на выражение им своей позиции. Понимание своих чувств и успешноеуправление ими, а также понимание чувств и позиции партнера позволяет человеку, имеющему высокий уровень эмоционального интеллекта, открыто выражатьсвои чувства и позицию в конфликте и говорить о своих чувствах, а не о нарушениях обязательств или социальных норм со стороны партнера.Результаты дисперсионного анализа выявили, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на предпочтение способа взаимодействия в конфликте117«предложение решения проблемы»у представителей российской культуры(R2=0.14; p<0.001) (рис.4, таблица 22).
Россияне, имеющие высокий уровень эмоционального интеллекта, в большей степени готовы к сотрудничеству с партнером в решении проблемы по сравнению с россиянами, имеющими низкий уровеньэмоционального интеллекта (t=4,25; p<0.001).Голландцы, имеющие среднийуровень эмоционального интеллекта, предпочитают способ взаимодействия«предложение решения проблемы» в большей степени, чем голландцы, имеющиенизкий уровень эмоционального интеллекта(t=2,09; p<0.05) (таблица 28, рис.10).Таблица 22. Влияние эмоционального интеллекта на предпочтение способа взаимодействия «предложение решения проблемы»уровень эмоционального РоссиянеГолландцыинтеллектанизкий17,7517, 65средний19,0519,23высокий20,4718,942120,52019,519низкий уровень ЭИ18,5средний уровень ЭИ18высокий уровень ЭИ17,51716,516россияне***голландцы*Рис.4 Предпочтение способа взаимодействия в конфликте «предложение решения проблемы»российскими (n=146) и голландскими (n=125) респондентами с различным уровнем эмоционального интеллекта* - различия между респондентами с различным уровнем эмоционального интеллекта достоверны на уровне p<0.05*** - различия между респондентами с различным уровнем эмоционального интеллекта достоверны на уровне p<0.001118Результаты исследования свидетельствуют, что низкий уровень эмоционального интеллекта негативно влияет на готовность респондентов к сотрудничеству в конфликте.
В эмпирическом исследовании С.П. Деревянко [44] было показано, что представители российской культуры, имеющие низкий уровень эмоционального интеллекта, в конфликте в большей степени направлены на содержаниепроблемы, а представители российской культуры, имеющие высокий уровеньэмоционального интеллекта в конфликте – на решение проблемы. Низкий уровень эмоционального интеллекта проявляется в трудностях, связанных с пониманием своего эмоционального состояния в конфликте и управлением своими негативными чувствами. Переживаемые негативные эмоции не позволяют ему учитывать интересы партнера и сосредоточиться на поиске оптимального разрешенияконфликтной ситуации в интересах всех сторон конфликта. Результаты исследования согласуются с данными Н.
Шутте и др. [203] о позитивной взаимосвязиэмоционального интеллекта и выбора стратегии сотрудничества в конфликте.Результаты исследования свидетельствуют, что среди представителей голландской культуры оптимальным для готовности к решению проблемы в интересах всех сторон конфликта является средний уровень эмоционального интеллекта, а для представителей российской культуры – высокий уровень эмоционального интеллекта. Мы предполагаем, что результаты исследования могут объяснятьсянесколькими причинами.
Во-первых, российская культура является культурой страдиционно высокой ценностью эмоций, а голландская культура – культурой страдиционно высокой ценностью разума [9]. Во-вторых, голландская культура напротяжении нескольких столетий остается индивидуалистической культурой снизкой дистанцией власти и высокой толерантностью к неопределенности [46;184], в то время как российская культура на протяжении двадцатого столетия несколько раз переживала периоды трансформации социальных норм и ценностныхориентаций[207]. Мы можем предположить, что социальные нормы являютсяболее надежным регулятором взаимодействия в конфликте в голландской культуре, чем в российской культуре.
В ситуации трансформации социальных норм и119ценностных ориентаций [207] в российской культуре возрастает роль личностныхфакторов, в том числе эмоционального интеллекта.Для проверки гипотезы о ведущей роли компонента эмоционального интеллекта «управление эмоциями» был проведен двухфакторный и однофакторныйдисперсионный анализ влияния компонентов эмоционального интеллекта напредпочтение способов взаимодействия в конфликте. Также был проведен сравнительный анализ предпочтения способов взаимодействия в конфликте респондентами с различным уровнем по компонентам «понимание эмоций» и «управление эмоциями» по критериям t-Стьюдента для независимых выборок и U-МаннаУитни.Результаты исследования показали, что компонент «понимание эмоций»влияет на предпочтение способа взаимодействия «выражение своих чувств и позиции в конфликте» только у представителей голландской культуры (R2=0.115;p=0.001). Голландцы, имеющие высокий уровень по компоненту «пониманиеэмоций», в большей степени готовы к открытому выражению своих чувств и позиции в конфликте по сравнению с голландцами, имеющими низкий уровень покомпоненту понимание эмоций (t=3,63; p<0.01).
У представителей российскойкультуры различия между респондентами, имеющими высокий и низкий уровеньпо компоненту «понимание эмоций» достоверны на уровне статистической тенденции (u=1077; p=0.055) (рис.5, таблица 23).Таблица 23. Влияние компонента «понимание эмоций» на предпочтение способавзаимодействия в конфликте «выражение своих чувств и позиции»уровень по компоненту«понимание эмоций»низкийсреднийвысокийГолландцыРоссияне22,3723,8824,8621,121,822,6912026252423низкий уровень ПЭсредний уровень ПЭ22высокий уровень ПЭ212019россиянеголландцы**Рис.5 Предпочтение способа взаимодействия в конфликте «выражение своих чувств и позиции» российскими (n=146) и голландскими (n=125) респондентами с различным уровнем покомпоненту эмоционального интеллекта «понимание эмоций»** - различия между респондентами с различным уровнем по компоненту эмоционального интеллекта «понимание эмоций» достоверны на уровне p<0.01Управление эмоциями позитивно влияет на предпочтение способа взаимодействия «выражение своих чувств и позиции» как у россиян (R2=0.081; p<0.01),так и у голландцев (R2=0.083; p<0.01).
Россияне и голландцы, имеющие высокийуровень по компоненту «управление эмоциями», проявляют большую готовностьк открытому выражению своих чувств и позиции, чем россияне (U=701; p<0.001)и голландцы (t=3,2; p<0.01), имеющие низкий уровень по компоненту «управление эмоциями» (таблица 24, рис.6).Таблица 24. Влияние компонента «управление эмоциями» на предпочтениеспособа взаимодействия в конфликте «выражение своих чувств и позиции»уровень по компоненту«управление эмоциями»низкийсреднийвысокийРоссиянеГолландцы20,1822,2923,4222,7323,4324,8121302520низкий уровень УЭ15средний уровень УЭвысокий уровень УЭ1050россияне***голландцы**Рис.6 Предпочтение способа взаимодействия в конфликте «выражение своих чувств и позиции»российскими (n=146) и голландскими (n=125) респондентами с различным уровнем по компоненту «управление эмоций»** - различия между респондентами с различным уровнем по компоненту «управление эмоциями» достоверны на уровне p<0.01*** - различия между респондентами с различным уровнем по компоненту «управление эмоциями» достоверны на уровне p<0.001Результаты исследования выявили, что на готовность к открытому выражению своих чувств и позиции в конфликте у голландцев влияют оба компонента«понимание эмоций» и «управление эмоциями», а у россиян – только компонент«управление эмоциями».
Результаты исследования согласуются с выводамиЕ.В.Сидоренко о важной роли управления эмоциями в проявлении коммуникативном компетентности у россиян[129]. Для голландцев, точная идентификацияэмоций и понимание причин их возникновения является не менее важным фактором готовности к открытому выражению своих чувств и позиции в конфликте,чем управление эмоциями. Представителям низкоконтекстной голландской культуры по сравнению с представителями высококонтекстной культуры в меньшейстепени приходится преодолевать внутренние барьеры при открытом выраженииэмоций[129].Понимание эмоций оказывает влияние на предпочтение способа взаимодействия«предложение решения проблемы» в конфликте только у россиян(R2=0.073; p<0.01) (рис.7, таблица 25).