Диссертация (1147119), страница 26
Текст из файла (страница 26)
В четырёхдругих случаях мы видим сведение к минимуму набора коммуникационныхинструментов GR — для первых двух респондентов это исключительнонепосредственный контакт с лицами, принимающими решения; для других— прямые контакты и коалиционное лоббирование.137Здесь же необходимо привести результаты аналогичных отечественныхи зарубежных исследований: так, согласно статистическому анализуамериканской компании Burson-Marsteller (2010 г.), более 90% общественныхорганизаций (в выборку попало 34 НКО, действующих на территории США)используют Twitter, Facebook и видеохостинг Youtube для того, чтобывысказывать свою позицию по вопросам федерального законодательства;более 70% признают эффективность применения интернет-сервисов244.В отечественном экспертном интервью (2014 г.), посвящённоминструментам, применяемым практиками для организации и поддержаниявзаимоотношений с органами управления, использование публичныхобсуждений законодательных инициатив в сети Интернет подтвердилабольшая часть — 70% респондентов245.
Но, как описано в диссертационномисследовании, авторами было сделано более 20 запросов на участие винтервью в адрес специалистов по связям с органами государственнойвласти, имеющих не менее чем пятилетний опыт работы на позицииспециалиста по связям с органами государственной власти или должности, сосхожимперечнемобязанностейикомпетенций,—толькоот14респондентов было получено согласие на участие в исследовании и лишьполовиной из них были предоставлены ответы на поставленные авторамивопросы.Несмотря на различные методы и регионы исследований, мы видимстабильно высокий и продолжительный интерес субъектов GR к сервисам,существующим в Интернете на сегодняшний день. Тезис о том, чтоиспользованиеэлектронныхсервисовусиливаеткакминимумдваважнейших звена GR-кампаний (сбор необходимых данных и выявлениесоюзников)ненашёлконтраргументов,востальномжеможно244Vast Majority of Leading U.S.
Political Advocacy Groups Are Using at Least One Social Media Platform toConnect and Organize Stakeholders // Study Finds. URL: http://www.burson-marsteller.com/press-release/vastmajority-of-leading-u-s-political-advocacy-groups-are-using-at-least-one-social-media-platform-to-connect-andorganize-stakeholders-study-finds/#sthash.CBdSqkMy.dpuf.245Глущенко А.О. Эффективность GR-коммуникаций в социальных медиа.138предположить, что относительно низкая активность их использованияобусловлена уже упомянутыми выше трудностями, связанными с текущимпериодом институционализации профессии: критической дистанцией междусуществующими технологиями и их теоретическим осмыслением, разрывоммежду реальными потребностями рынка и возможностями специалистов.Поддержка прямых контактов с лицами, принимающими решение и попыткикоалиционноголоббирования,сегодняактивноприменяютсяGR-департаментами, в то время как масса других технологий остаютсянеклассифицированными, неосвоенными, нетрадиционными и, вследствиеэтого, неприменяемыми.В качестве следующего этапа исследования автор проводил глубинныеинтервью как с участниками бизнес-процессов, так и с представителямиорганов власти.Обращение к фокусированному глубинному интервью представляетсяадекватным методом исследования в тех случаях, когда все потенциальныереспонденты включены в схожие социальные практики, обладают общиминавыками и знаниями и принадлежат однородной среде.
Поэтому дляпроведения интервью с представителями органов власти нами быласоставлена так называемая карта экспертов: туда вошли государственныеслужащие администрации Санкт-Петербурга, отвечающие за направления,связанные с бизнесом; председатели комитетов и депутаты пятого созываЗаконодательного Собрания, проявляющие активность в деятельностипрофильных комиссий. Было направлено десять запросов представителямвсех ветвей и уровней власти, выступить интервьюерами согласились пятьчеловек:крайнеЗаконодательногосвязаннойсслабыйсобрания,подготовкойоткликчтокнаблюдалсяможноуобъяснитьпредвыборнымпредставителейзагруженностью,кампаниям;низкуюзаинтересованность мы наблюдали и у большинства представителейисполнительной власти.
Практически все респонденты пожелали остатьсяненазванными.139Поскольку основными задачами исследования стали определениеготовности представителей органов власти к применению интернеттехнологий для взаимодействия с бизнес-субъектами и оценка потенциала ипрактикииспользованияинтернет-технологийвGR,авторомбылиразработаны два перечня вопросов (Приложение № 2), один из которых былсоставлен в соответствии с целями исследования для представителей власти,другой, составленный зеркально, в том числе для выявления противоречий,— для специалистов по взаимодействию с органами власти.
Темреспондентам, кто принимал участие в первом этапе исследования —анкетном опросе, были разосланы персонализированные перечни вопросов,основанные на данных, предоставленных ими в ответ на анкеты в 2014 г. Издесяти разосланных запросов (четыре эксперта приостановили деятельностьв России) ответы мы получили только от пяти GR-директоров. Такимобразом,мыосновывалисьнаответахдесятиэкспертов–пятипредставителей власти и пяти специалистов, взаимодействующих с ними.Как и в случае с проведением анкетного опроса, даже низкий уровеньотклика не помешал нам выявить определенные закономерности и найтиответы на поставленные в диссертационном исследовании вопросы.Проведение интервью подтвердило то, что одной из причин низкогоуровня сегодняшней востребованности Интернета в решении задач GRявляется формальная определенность процедур общения чиновника сгражданами, влекущая за собой запреты в первую очередь для компаний(«социальные сети во многих компаниях запрещено использовать дляобщения с внешними клиентами уровня GR» — сообщил нам директордепартамента по внешним связям одной из компаний), а также отсутствиекакой-либо регламентированности взаимодействия акторов в интернет-среде.В ответ на вопрос об эффективности текущих попыток обращения общества,бизнеса, субъектов коммерческого сектора к власти посредством социальныхсетей, петиций, обращений к онлайн-СМИ, один из респондентов объясняетнизкуюэффективность,ссылаясьнадействующуюрегламентацию140механизмов взаимодействия: «я в онлайн совершенно безответственнаяфигура.
Понимаете, да? Вот мне приходит бумага, я на неё должен ответить вустановленный срок. На ней печать: входящие, исходящие, журнальчик есть.А здесь ответил, не ответил, ну может кто-то про меня там крикнуть громко,ну, скорей всего, нет. И потом начальство мое к этому так и отнесется».Кроме того, в ходе интервью были выявлены и другие барьеры: если нанехватку времени представители органов управления жалуются уже непервый год246, то о проблеме катастрофически низкого уровня компьютернойграмотности открыто было заявлено впервые. Представители Смольногоутверждают, что цифровой разрыв очень ощутим и значительная частьсотрудников не знают, что такое BaseCamp, не распознают расширенияграфических файлов, не используют даже Excel; отмечается недостаточнаятехническая оснащенность: «15 лет назад в межнациональных проектах былото, чего у нас нет до сих пор […] хочу сказать об очень большихтрудопотерях, времяпотерях оттого, что, в частности, в Смольном несуществует единой высокотехнологичной системы хранения и обменаинформации».Один из специалистов по взаимодействию с органами власти, говоря онетворкинге в GR, ссылается на портал ОРВ и, признавая его ценность,обращает внимание на существующих на сегодняшний день недостатках:«идеологически ресурс ОРВ крайне важен и полезен.
Его в своей работе яиспользую регулярно и достаточно плодотворно. При этом я не толькознакомлюсь там с проектами НПА и оставляю на них отзывы, но итранслирую в случае необходимости эту информацию коллегам и бизнесассоциациям, мобилизуя их на работу по важным направлениям. Техническиже существующий ресурс ОРВ развит крайне плохо, в нем не предусмотренавозможность подписки на обновления по интересующим направлениям,функция поиска реализована крайне неудачно и часто сбоит, что246Информация о деятельности региональных парламентов подаетсяПетербургский правовой портал. URL: http://m.ppt.ru/news/133172?fm=0.гражданампо-разному//141существенно затрудняет поиск и оперативное реагирование на появлениеважных НПА.
Кроме того, ресурс ОРВ пока реализован только нафедеральном уровне, в моей же работе мне в равной степени важно иметьаналогичные возможности как на наднациональном уровне (ЕАЭС, ЕЭК), таки на региональном (Санкт-Петербург), которые пока, к сожалению,отсутствуют». Другой информант характеризует ресурсы, внедряемыегосударством для взаимодействия бизнесом, НКО и гражданским обществом,следующим образом: «в мусорную корзину их — сложна регистрация,идентификация, люди даже не знают об этом; информация не донесена,соответственно, этот канал не работает». Беспокойство респондентовподтверждаетпрактика:внедрениеэлектронныхтехнологий,автоматизирующее производство и сокращающее нагрузки, представляетсобой продолжительный и трудоёмкий процесс, сопряженный с рядомсложностей: максимальное обеспечение защиты персональных данных,компьютеризация и обучение работе в специализированных программах иинформационных системах247.