Диссертация (1147119), страница 27
Текст из файла (страница 27)
Поэтому можно предположить, что кризиснаяситуация в экономике, затронувшая и, более того, определившая развитиемногих отраслей, частично повлияла и на скорость развития и освоенияdigital GR, поскольку любая интернетизация подразумевает ощутимыефинансовые вложения и инвестиции ресурсов.Но это предположение оказалось промежуточным. Самым серьёзнымпрепятствием была признана явная незаинтересованность власти: «для тогочтобы взаимодействие было эффективным, необходимо желание двух сторонпринимать участие в положительном результате этого взаимодействия.
Этодолжно быть желание самих предпринимателей, я думаю, что оно у них есть,и желание представителей органов законодательной власти. Мне кажется,что у представителей органов законодательной власти особо горячегожелания нет. В противном случае эти технологии давным-давно уже247Московские поликлиники будут отправлять результаты анализов пациентам по электронной почте //Ремедиум. URL: http://remedium.ru/news/detail.php?ID=69485.142использовались бы.
Более того, я могу сказать, что мне кажется, что тетехнологии, которые уже сейчас используются, например, обращение черезсайт, — это самый элементарный способ общения, который не требуетникакихусилийниотпредпринимателей,ниотпредставителейзаконодательной власти, и сейчас именно поэтому используются не в полномобъеме». Данное заявление представителя Законодательного собранияобъясняетнерешенностьостальныхпроблем,парадоксальнуюдлямегаполиса: при желании ключевых представителей власти уже были быпрописаны регламенты, проведено обучение и осуществлены закупки. До техпорпоказаинтересованностидополнительнымипрепятствиями,нет,ноостальныенефакторыопределяющими.остаютсяМнениеразделяется и другой стороной: один из экспертов, представитель НКО,считает, что подавляющее большинство представителей власти готовывступать во взаимодействие в Сети «только если это им выгодно, если этопринесет им некоторый социальный капитал или PR. Иначе никто не пойдетна такое.
Только во время выборов — когда нужно симулироватьдеятельность, взаимодействие с гражданами. А в остальное время имнеинтересно и не нужно, поэтому взаимодействия и нет. Оно фрагментарное,частичное, а нам нужно общее».Обращает на себя внимание разница в оценках, выставляемых одной идругой стороной электронным ресурсам: можно сказать, что специалисты повзаимодействию с органами власти оценивают их более позитивно, чемпредставители органов власти. Один из респондентов, принявший участие вдвух этапах опроса — анкетировании и интервьюировании, — говоря оположительной динамике в использовании social media, отметил следующее:«возможно, успех использования социальных сетей связан с такимитенденциями, как омоложение непосредственно самого состава менеджеров(особенно со стороны государства), так и более открытое отношение ксамому инструменту — это признанная среда коммуникации, а неразвлечение для молодежи; возможно, мы дозрели».
Другой эксперт,143рассуждая о социальных сетях, демаркирует GR и PR («компания, в которойя работаю, развивает своё присутствие как глобально, так и локально — встранах своего присутствия на национальных языках — по двумнаправлениям:brandиemployercommunications.Этимзанимаютсяспециальные службы, которые также производят мониторинг социальныхсетей на предмет упоминания компании и брендов и при необходимостиреагировании на таковые. Но эти направления практически никак некасаются GR, за исключением крайне редких случаев появления упоминаниякомпании в контексте её взаимоотношений с органами власти — чаще всегоэто перепосты сообщений СМИ») и вместе с тем признаёт особую ценностьиспользования социальных медиа именно в целях GR: «социальные сети,особеннопрофессионально-ориентированные(LinkedIn),позволяютустанавливать и поддерживать контакты с коллегами в других компаниях,состоять в профессиональных группах, подписываться на ленты СМИ илидеров мнений (в т.
ч. представителей органов власти) и таким образомвыполнять две крайне важные функции GR-специалиста: мониторинг инетворкинг». Ещё один бизнес-эксперт, использующий в GR-практике блоги,объясняет необходимость этого компонента следующим образом: «длявзаимодействия в области GR очень важна последовательная реализацияпринятых принципов в рамках стратегии взаимодействия. Один из этихпринципов — открытость, и его существенно проще реализовывать именночерез блогосферу. Если говорить о стратегии — то, прежде всего, этоинформационнаяоткрытостьипредставлениевинформационномпространстве тех же принципов и тезисов, которые мы пропагандируем науровне переговоров.
Естественно, реализация стратегии требует оченьпристального освещения каждого шага, что будет подтверждать оговоренныедвижения по порядку работы».Таким образом, проведенные нами интервью отразили тенденцииприменения традиционных (в данном случае неэлектронных) каналов GR —событийного и документного: «наши вопросы корпоративного GR пока не144вышли на уровень, который бы требовал привлечения широкой публики,которое является основой функционирования данных ресурсов [сетевыхинструментов обсуждения законодательных инициатив – Т.
Ч.]. На данныймомент мы удовлетворяемся объединением заинтересованных позиций врамкахбизнес-ассоциаций,считаяихмаксимальноэффективнымирепрезентативным ресурсом».Среди исключений — кейсов, свидетельствующих о попыткахпредставителей петербургского правительства использовать Интернет вовзаимодействии с бизнесом и обществом, — проведение электронногоопроса по выбору места строительства для Ленинградского зоопарка,инициированного представителями Комитета по инвестициям СанктПетербурга. Основное, на что следует обратить внимание — Интернет всё жеоказывается более подходящим для решения социальных вопросов иобсуждениясоциально-значимыхтем.Этоподтверждаетсясловамируководства Комитета по экономической политике и стратегическомупланированию Санкт-Петербурга: «население обращается через Интернет —популярная вещь.
А бизнес при личных встречах и на мероприятиях вопросыподнимает, либо в письменных обращениях. У нас в комитете болееглобальные вещи, требующие проработки вопроса, ответ сразу невозможнополучить, потому что вопросы требуют финансового моделирования илидругих продолжительных и трудоёмких операций».И, наконец, довольно противоречивые ответы были получены навопрос, который мы задавали всем представителям власти — учитывается лиими информация, размещенная в Интернете? Несмотря на то, что нескольколет назад утверждалось, что Рунет «не в состоянии конкурировать стелевидением в формировании повестки дня»248, сегодня ценностьинформации, размещенной в онлайн-медиа, с одной стороны, подтверждаютвсе:248Волков Д., Гончаров С. Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, интернет.1451.Онаможетслужитьповодомдляпроведенияконтрольныхмероприятий («полтора года назад прошла информация на одном изпопулярных ресурсов о том, что с треском провалилась попыткаэлектронной записи детей в школу.
Мы в этом разобрались, провелиинспекции, внеплановую проверку, привлекли там государственныхчиновников к ответственности» — руководитель региональногоуправления Федеральной Антимонопольной Службы).2.Она используется в G2G-коммуникациях («для меня готовится медиаобзор — все публикации, в которых поднимаются какие-то проблемылибо рассказано о каких-то новшествах в части курируемой мноюобласти, тщательно прорабатываются; затем с учетом полученнойинформации даются поручения председателям подведомственныхкомитетов» — один из вице-губернаторов Санкт-Петербурга).3.Она является достаточным основанием для кадровых перестановок ииных административных решений (был приведен пример смещения сдолжностиэкс-вице-губернатораМ.
Оганесянавсвязисопубликованными фотографиями сомнительного характера).4.Она используется для формирования повестки дня внутри органоввласти («конечно, это учитывается, у нас вот особенно — скандальныеслучаи; у нас в основном идет ʺсбор пеныʺ, но очень важно смотреть,где, что, в какую сторону; но в разных комитетах, в которых работаютмолодые люди, конечно, Интернет используется и для общения сбизнесом, и для получения информации, и для сканинга, мониторингавсего, что происходит по определенной тематике» — сотрудникаппаратагубернатора).То,что«информация,размещаемаявэлектронных СМИ, часто является основанием для рассмотрения тогоили иного вопроса на заседаниях к собраниям и на заседанияхкомиссий» подтверждает представитель городской законодательнойвласти.146Сдругойстороны,последнийреспондент—служащийЗаконодательного собрания Санкт-Петербурга — сразу же уточняет, чтотакие площадки, как Change.Org парламентское большинство «естественноигнорирует, поскольку, как правило, они являются субъектами илиобъектами размещенных там обращений.
Они не вызывают у законотворцевникакую тревогу, что эти обращения могут как-то помешать их работе».В то же время, другой представитель властных структур утверждает:«для нас определяющим и наиболее часто используемым ресурсом являетсяФонтанка — как оперативный и объективный источник информации,который позволяет нам судить о том, что творится в городе. «ДеловойПетербург» тоже хорошее издание, — собственно, вот два источника, накоторые мы ориентируемся в поиске информации, больше нам не надо,потому что есть три центра влияния для нас: это бизнес, это местная власть инаше московские начальники. Если работа с начальством осуществляется вИнтернете через портал, то работа с бизнесом осуществляется посредствомпередачисигналоввсредствахмассовойинформации».Эксперт,представляющий точку зрения НКО, придерживается схожего мнения:«Фонтанка — лучший ресурс, самый огромный в Петербурге. Когда новостьпубликуется в этой газете — а её читают все чиновники и депутаты — мерыбудут предприняты моментально».Следовательно, вне зависимости оттого, обращает ли большинствочиновников внимание на размещение петиций и подписей, правильноеиспользование площадок для их размещения — в том числе и Change.Org —гарантирует доведение информации до тех ресурсов, публикации на которыхуже обладают определенным весом и являются достаточным основанием дляпринятия решений.Успешным примером является петиция о допуске родственников вреанимации — после того как информация о ней была озвучена напрезидентской прямой линии одним из отечественных деятелей культуры,решение о новом порядке на федеральном уровне было принято в147кратчайшие сроки и уже сегодня реализовано в субъектах РФ.