Диссертация (1147119), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Данная тенденция касается не только традиционныхтехнологий GR, но и взаимодействия бизнеса и власти в сегментах Web 2.0 иWeb 3.0. Согласно обзору, проведенному Национальным институтомсистемныхисследованийпроблемпредпринимательства(НИСИПП),общественные предложения по нормативно-правовым актам с соблюдениемрегламента рассматриваются ничтожно малым числом ведомств 229 . Обобъективной потребности в создании эффективной коммуникативной моделивзаимодействия бизнеса и власти, ссылаясь на усиление роли государства,пишут учёные, ведущие активную работу по изучению GR. По их словам,«подобная модель могла бы способствовать устойчивому росту как всей228Fawkes J.
Public relations models and persuasion ethics: a new approach // Journal of CommunicationManagement. 2007. Vol. 11. № 4. Pp. 313–331.229Горяшко С. Органы власти не нуждаются в советах // КоммерсантЪ. 2015. № 125. С. 4. URL:http://kommersant.ru/doc/2768853.124российской экономики в целом, так и региональных экономик в частности, атакже стабилизации политической ситуации в долгосрочной перспективе»230.Вместе с тем, в то время как в России электронное взаимодействиеправительства, бизнеса и общества остается таким же неповоротливым, какбумажная бюрократия, с декабря 2014 г. инвесторы, бизнесмены, учащиеся ииные резиденты других стран получают право использования цифровойподписи благодаря появлению онлайн-карты резидента 231 .
Безусловно,переход к цифровому взаимодействию не происходит моментально. Так,Регистр акционерных обществ Дании (The Danish Business Authority) занялсяразработкой услуги по регистрации бизнеса в онлайн-режиме в 2009 г.,только к 2011 г. система обрела популярность, и лишь в 2015 г. процентрегистраций, потребовавших непосредственного участия чиновников, упал с70% до 30%232.При этом отечественные исследователи в целом отмечают, чторазвитие виртуального поля для взаимодействия государства, бизнеса иобщества происходило одновременно со становлением национальныхмедиапространствдругихразвитыхстран.Так,еслимедиасистематрадиционных СМИ возникла в России несколько позже, чем в Европе,развитие Интернета «первой ступени» отставало от США на два-три года, торазвитие опосредованной коммуникации на базе Web 2.0 проходило в Россииабсолютно синхронно с другими странами233.Остается предположить, что источником торможения в развитии GRкоммуникаций в России являются в основном не технологические, асоциально-политические факторы.230Быков И.
А., Грибанов В.В., Сидорская И. В. Базовая модель коммуникации бизнеса и власти: проблемытеории и практики // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестникнауч.-исслед. центра корпор. права, управл. и венчур. инвестир. Сыктывкар. гос.
ун-та. 2015. № 4. C. 168–179.231Сухова С. На бумаге проще обмануть // Огонёк. № 4 (5357). 2 февр. 2015. С. 20–21.232Lundqvist Martin & Olesen, Peter Braad. Digitizing the delivery of government services / McKinsey Quarterly.2016. URL: http://www.mckinsey.com/business-functions/business-technology/our-insights/digitizing-the-deliveryof-government-services.233Шелонаев С. И. Институционализация медиапространства. С. 81.1252.3 Использование публичного интернет-пространствароссийскими GR-специалистамиОпираясь на анализ специальной литературы и выявленные проблемыв практике применения GR в Интернете, автор предпринял собственноеисследование по данной тематике.При проведении настоящего исследования нами было принято решениеограничить генеральную совокупность респондентов Северо-Западнымрегионом.
Полномасштабное исследование GR в Рунете представляется намосуществимым в будущем, но значительный объём объективных трудностейв проведении исследований федерального масштаба, затрагивающегопередовыерегионыиспользованииРоссии,вынуждаетинтернет-технологийнассосредоточитьсяGR-специалистаминаСеверо-Запада.Анализируя Северо-Западный регион, мы концентрируемся на СанктПетербурге и Ленинградской области, в которых эта отрасль наиболееразвита: здесь расположено множество центров производства продукции техотраслей, для которых GR-директора стали неотъемлемыми лицами вкомпании — автомобильной, фармацевтической, табачной и алкогольной. Нов то же время, при желании проведения в жизнь решений федеральногозначения, по мере отдаления от Кремля GR-департаментам необходимозадействовать больший набор инструментов.Впрочем, данные СМПЭУ по общему уровню использования РОИ за2013–2016 гг. свидетельствуют, что треть всех общественных инициативисходит из Москвы и Московской области (32,1%), в то время, как,например, из Петербурга было выдвинуто только 7,8% инициатив, и этонесмотря на физическую доступность представителей органов власти дляжителей Москвы и МО.Вероятно, физическая доступность влияет на другой показатель —общее количество инициатив, решение по которым было принято: от всей126выборки 69,6% принятых решений касаются московских и областныхинициатив.
Данные о том, были ли приняты какие-либо решенияотносительно петербургских инициатив, в системе отсутствуют.Установитьпредставляетсяточныйразмервозможным,такгенеральнойкакпрофессиясовокупностинеспециалистаповзаимодействию с органами власти в России находится лишь в начальнойстадии институционализации.
Более того, данный этап институционализацииможно назвать кризисным: становление профессии протекает крайненеравномерно234, «накоплена критическая масса практик и содержания, исуществование института в прежнем порядке становится невозможным, а егофункционирование – неэффективным как для самих лоббистов, так и дляобщества, и для государства»235.Сегодня далеко не все GR-специалисты являются личностями,стремящимися к известности среди широкой общественности, — нередко ихдеятельность является предметом корпоративной тайны и не подлежитразглашениютретьимпрепятствующаялицам.Сопределениюэтимобъёмасвязанаперваягенеральнойтрудность,совокупностиисследования: сложность выявления директоров департаментов. Кроме того,в значительной части компаний отсутствуют специальные должности — это,безусловно, ещё больше затрудняет определение лиц, курирующих вкомпании направление взаимодействия с органами власти.
Частичномупреодолениювышеперечисленныхтрудностейспособствуетсозданиеплощадок, объединяющих наиболее активных практиков отрасли (GR-лига,Национальная лига специалистов по связям бизнеса и государства – RGRA –и региональные GR-клубы).Но до тех пор, пока не разработан профессиональный реестр впредлагаемой Министерством экономического развития форме – Агентство234Быков И. А., Дорский А. Ю., Филатова О. Г. Government Relations в Санкт-Петербурге: первые итогиисследования // Политическая экспертиза // ПОЛИТЭКС. 2013. т. 9, № 3. С.
252–262.235Толмачева И. В. Кризис лоббизма. Бизнес России.127учёта и квалификации специалистов по взаимодействию с органамигосударственнойвластиприОткрытомправительствеилиМинэкономразвития России, — определение точного размера общейсовокупности по объективным причинам крайне затруднено.Для составления выборки нами были использованы две базы: списокчленов Петербургского GR-клуба и участников круглого стола «ПрактикаGovernment Relations в России: состояние и перспективы», организованногоСанкт-ПетербургскойМеждународнойБизнес-Ассоциацией(СПИБА)28 октября 2014 г. Таким образом, выборка составила 49 человек. При этомсопоставление указанных баз выявило, что из 45 участников круглого столаСПИБА только двое не состоят в GR-клубе, что косвенным образомсвидетельствует о близости выборочной совокупности к генеральной.НебольшоеколичествоGR-практиковвСанкт-Петербурге,подтвержденное в других исследованиях236, позволяет предположить, что входе проведения настоящего исследования были задействованы наиболееактивные практикующие GR-специалисты региона.Основными задачами исследования стали:1.Определение готовности GR-специалистов к применению интернеттехнологий.2.Выявлениевидовинтернет-технологий,используемыхGR-специалистами.3.Оценка эффективности используемых интернет-технологий.Длядостиженияцелиисследованиянамибылсоставленаираспространена анкета (Приложение № 1).
Респондентам было предложенооценить использование ими основных ресурсов Интернета в целях GR.Вопросы предусматривали пять вариантов ответа, характеризующих частотуи активность применения того или иного инструмента: «пользуюсьпостоянно», «периодически использую», «использовал(а) 1–2 раза», «пока не236Быков И. А., Дорский А. Ю. GR в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы и перспективы; Быков И. А.,Дорский А. Ю., Филатова О. Г.
Government Relations в Санкт-Петербурге: первые итоги исследования.128использовал(а), но планирую использовать», «не использовал(а) и непланирую».Ниже в форме таблицы представлены результаты анкетного опроса.129Таблица 2. Результаты анкетного опроса руководителей GR-департаментовСеверо-Западного регионаНеиспользуетсяПрименениепланируетсяПрименялось1–2 разаПрименяетсяпериодическиПрименяетсяпостоянноПодтвердилиэффективность1Twitter11201012Блоги11200113Change.org8510004Соцсети7121355РОИ4532026ОРВ103367Начать анализ необходимо с того, что на 49 идентичных анкетоткликнулись только 14 респондентов, то есть реальная выборочнаясовокупность составила 14 человек — 29% от запланированной.
Следуетподчеркнуть, что эта цифра не случайна и не нова: как правило, приисследовании GR-сообщества откликается около трети респондентов 237 .Таким образом, мы возвращаемся к проблеме закрытости, характерной дляGR-деятельности, в особенности GR-деятельности на развивающихся рынках— ею обусловлен невысокий результат. Здесь же отметим, что политикузакрытости в обсуждении GR-деятельности демонстрируют и представителиорганов власти: при проведении исследования проблем взаимодействиябизнеса и власти в Санкт-Петербурге отказывались от участия как городскиекомитеты, так и районные администрации, несмотря на открытый доступ ктопик-гайдуиуведомлениеоподдержкепроведенияисследованияправительством города238.
При выявленном уровне готовности отвечать навопросы анкеты мы можем говорить о необходимости применять комплексметодов, обеспечивающих всесторонний анализ рассматриваемого феномена,237См.: Berg, K.T. The Ethics of Lobbying: Testing an Ethical Framework for Advocacy in Public Relations //Journal of Mass Media Ethics: Exploring Questions of Media Morality. 2012. Vol. 27, issue 2. P. 97–114;Глущенко А. О. Эффективность GR-коммуникаций в социальных медиа: дис. ...