Диссертация (1146685), страница 8
Текст из файла (страница 8)
В Швеции и Японии, напротив, пропуски диализаявляются исключительно редким явлением, в то время как контроль наборажидкости и уровня фосфатов остается серьезной проблемой. По даннымроссийских авторов Бородина В.И. , Аведисовой А.С., (2005) примерно третьобследованных больных допускают регулярные нарушения диализногорежима и медицинских рекомендаций, причем наиболее часто наблюдаетсянеадекватный набор жидкости в междиализный период и высокий уровеньфосфатоввследствиенесоблюденияСистематические пропуски диализовдиетическихрекомендаций.достаточно редки и наблюдаютсяпреимущественно у лиц, злоупотребляющих алкоголем.Как отмечают исследователи C.Iborra-Moltó, S.López-Roig, L.PastorMiraMde(2012), у 16 % пациентов выявлено несоблюдение рекомендаций помеждиализной прибавке жидкости.
Только 73 % пациента выполняли данныерекомендации. Контроль сухого веса и соблюдения водно-питьевого режимаявляется важным показателем приверженности к лечению для диализногопациента. При принятии решения о трансплантации пациента также важноучитыватьуровенькомплаенса.Некомплаентныепациентыпослепроведенной транспалнтации имеют высокий риск осложнений K.Anderson,J.Devitt, J. Cunningham, C.
Preece, M. Jardine, A. Cass, (2012).Систематическое сокращение времени диализной процедуры также нехарактерно для больных, и, если иногда и встречается, то наиболее часто41связано с опозданиями на диализ из-за дорожных пробок и других бытовыхпроблем. В группе больных, неподатливых лечению, уровень АД выше, чтологично объяснялось нерегулярным приемом медикаментов и постояннымизбытком жидкости (M.Rahman; P.Fu; AR. Sehgal; MC.Smith, 2000).Но по данным В.Ю. Шило, А.А. Горина, А.Ю. Денисова, Т.М.Головкиной,Г.И.Сторожакова(2002),полученыпротивоположныерезультаты, в которых АД достоверно снижено у данной категории больных.Вероятно, в эту группу вошли и пациенты с уже развившейся гипотензией,обусловленной уремической кардиопатией и патологией сосудов, чтоповлияло на общий результат.По данным исследователей из Австралии TM.
Salgado, R. Moles, SI.Benrimoj, F. Fernandez-Llimos(2012), комплаентность пациента улучшаетсяпри постоянном сопровожднении лечения клиническими фармакологами, чтопозволяет усилить поведенческий контроль и улучшает в целом качествозаместительной терапии.Также В.Ю. Шило, А.А. Гориным, А.Ю. Денисовым, Т.М. Головкиной,Г.И. Сторожаковым(2002) была исследована взаимосвязь податливостилечению с качеством жизни(КЖ). КЖ в группе non-compliance оказалосьвыше, что само по себе примечательно.
Данные этого исследования, такимобразом, дают ключ к пониманию того сопротивления, с которым частосталкивается медперсонал, пытаясь добиться от пациентов следованиямедицинским рекомендациям на гемодиализе. Поэтому непременно важноуделять внимание образовательным программам для пациентов, главнойцелью которых должно стать достижение более глубокого осознанияпациентами необходимости соблюдать диетические и другие медицинскиерекомендации.При этом акцент нужно делать на том, что ценой сиюминутноговыигрыша в качестве жизни за счет игнорирования ограничений, которыенакладывает диализное лечение, является значительное снижение качества42жизни и продолжительности жизни в отдаленной перспективе(A.A.Горин,А.Ю.Денисов, В.Ю.Шило,2001).Ряд исследователей отмечает(F. Gayle, AK.Soyibo, DT.
Guilbert, J.Manzanares, EN. Burton, 2009), что КЖ у пациентов с терминальной стадиейХПНявляетсяважноймеройадекватностидиализа.Вобластиздравоохранения КЖ является независимым фактором риска смертности вТПН. КЖ определяет прогноз успеха заместительной терапии и адекватностидиализа, в связи с чем необходима оценка данного показателя у диализногопациента.У пациентовпациентамипосле проведенной трансплантации по сравнению сназаместительнойтерапииподаннымA.Sağduyu,VH.Sentürk,S.Sezer,R.Emiroğlu,S.Ozel (2006),снижается уровеньдепрессии и тревожности, повышаются показатели КЖ, физического ипсихического состояния.1.7.Реабилитациягемодиализныхпациентовснарушениямипсихического статусаРеабилитация – это динамическая система ряда взаимосвязанныхпсихологических, социальных и биологических компонентов, преследующаяцель восстановить личный и социальный статус больного, направленная надостижениемаксимальновысокогоуровняегофункциональныхспособностей и представляющая собой процесс создания активногоотношения пациента к факту нарушения его здоровья, восстановлению у негоположительного отношения к жизни, семье и обществу (М.М.Кабанов, 1978;1985, 1998; Т.Д.Демиденко, 1979; Б.С.Виленский, 1982; В.Г.
Помников и др.,1993,2004,2005; В.М.Шкловский, 2003; R.Pak, M.Dambovy, 1994).Вместе с тем, некоторые специалисты понимают этот термин болееузко и относят к реабилитации лишь преодоление имеющегося у больногодефекта, обучение его самообслуживанию и приспособление к трудовойдеятельности в новых условиях его повседневной жизни (Л.Г. Столярова,43Г.Р.
Ткачева, 1978; В.Н.Григорьева, А.Н.Белова, 1997; А.Н. Белова, 2002;В.В. Гудкова, Е.А. Петрова, И.Н. Митрофанова с соавт., 2003). При этом, каксчитаютнекоторыеисследователи,реабилитационныемероприятияцелесообразно проводить лишь «при наличии признаков продолжающегосявосстановления. (А.Н.Белова, 2002). Однако Т.Д. Демиденко (1989), Я.Н.Кушнеренко (1999), О.А.Балунов, Е.А. Триумфова (2000) считают, чтовосстановление функциональных нарушений и повышение социальнойадаптации больных возможно и в более позднем периоде.Известно, что большинство исследователей придерживается той точкизрения, что реабилитация является чрезвычайно важной лишь в раннемреабилитационном периоде, и часто сводится только лишь к медицинскимаспектам, во многом определяя прогнозирование исхода (S.Paolucci,G.Antonucci, LPratesi et al., 1998).В то же время существует и другая точка зрения, согласно которойпреодолению аффективных расстройств, включая депрессию и нарушениямимышления, способствуют повторные лечебно-восстановительные курсы напоздних этапах реабилитации.
Именно они предоставляют больномувозможность лучше адаптироваться к своему состоянию, а специалистамосуществить работу с родственниками и с семьей больного, рассмотретьвозможные решения проблемы его занятости и досуга, провести лечениепсихопатологическихсостояний(О.В.Коган,В.Л.Найдин,1988;Т.Д.Демиденко, 1990; О.А.Балунов, В.А.Журавель, А.Ю.Алемасова, 1992;О.А.Балунов,1994;О.А.Балунов,Е.Триумфова,2000;О.А.Балунов,Ю.В.Коцюбинская, 2000, D.S.Smith, E.Goldberg, A.Ashburn, 1981).С точки зрения Т.Д.
Демиденко (1979, 1989), любая реабилитационнаяпрограмма направлена на опосредование через личность больного всехлечебно-восстановительных воздействий, использование широкого кругапсихологических и социальных методов с учетом особенностей личностибольного, характера функционального дефекта, социального положенияпациента и его профессии. При этом, как считают О.Г. Коган и В.Л. Найдин44(1988),большоевниманиедолжнобытьуделенопсихологическойреабилитации.
Планирование реабилитационной программы, с точки зренияL.Lennihan(1994), представляет междисциплинарное сотрудничество, котороеобеспечивает пациенту помощь, безопасность, заботу и определенныйуровень свободы. При разработке плана реабилитационной программыучитываются степень тяжести психических нарушений, неврологическиенарушения, функциональные возможности, социальные и финансовыеусловия, семейное и общественное окружение пациента.Вместе с тем, C.А.Громов, В.А.Михайлов, С.Д. Лынник(2002)справедливо отмечали, что результативность проводимых реабилитационныхмероприятий до недавнего времени традиционно объективизироваласьклинико-инструментальными данными и давалась теми, кто ее проводил, т.е.специалистами.Приэтомоставалосьнеучтенныммнениенепосредственного участника реабилитационного процесса – пациента. Поутверждению Е.Н.Семернина, Е.В.Шляхто, С.Н.
Козлова и др.(2001), мнениеврача основывалось, главным образом, на физиологическом здоровье и внебольшой степени на эмоциональном состоянии пациента. Вместе с тем,Л.И. Вассерман, С.А.Громов, В.А. Михайлов и др.(2001) указывали, чтопонятие системности предполагает рассмотрение человека (пациента) какоткрытой биопсихосоциальнойсистемы, обладающей индивидуальнойценностно-смысловой сферой.
И поэтому с появлением методики оценки КЖвреабилитологиипоявиласьреальнаявозможностьоценитьвосстановительный процесс «глазами больного».Также современный подход в медицине предполагает, что в основереабилитации должно лежать обращение к личности пациента.
Около двухтретей диализных пациентов не возвращается к работе, которой были занятыдо развития терминальной стадии ХПН. Способность вернуться к активнойтрудовой деятельности во многом зависит от тяжести заболевания,своевременности начала диализного лечения(А.Ю. Земченков, 2006).45Физическая активность также важный аспект реабилитации. Дляпредупреждения и разрешения психических проблем важно использованиекомплексного подхода, который включает качественную диализную помощь,а также психологическую адаптацию.Психотерапия в условиях ГД обращена, прежде всего, не на симптом, ак духовному началу человека, на установки личности по принципуэкзистенциально-гуманистической терапии В.Франкля и К.Роджеро. Длябольных, находящихся на начальных этапах лечения ГД, когда наиболееактивно идет перестройка привычного образа жизни, в частности, выработканового стереотипа поведения из-за изменения режима жизни в связи снеобходимостью регулярного и длительного посещения сеансов ГД, полезносоставлять схемы деятельности в течение суток.
Эти схемы должны бытьориентированы на максимально продуктивное для данного больного (сучетом его соматического состояния) использование свободного времени,что будет способствовать повышению у больных чувства удовлетворенностисвоим социальным функционированием. Актуально формирование новогопути мышления у больного. Необходимо научить больного различатьздоровую и больную части человеческой структуры, что крайне важно какпревентивная мера в отношении "ухода в болезнь"(S . Mawar, S.Gupta,S.Mahajan, 2012). С этих позиций необходимо раскрытие содержательноговнутриличностного конфликта, поиск смысла жизни, формирование новойсистемы ценностей.