Диссертация (1146247), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Согласно мнению грековкиприотов, турецкая сторона также была бы в выигрыше, если бы вступила вЕС. Евросоюз и другие международные организации разделяли эту точкузрения185. Кроме того, греческая сторона отмечала, что членство в ЕС непротиворечит гарантийным и союзным договорам, так как они запрещаютвступать не в международные организации, а в союз государств186.При вступлении в ЕС греческие власти Кипра могли бы требовать управительства ТРСК признания прав частной собственности греков-киприотов,свободы передвижения и свободного поселения на северной части острова. Этиправа и свободы, в свою очередь, не были бы признаны ТРСК из-за отсутствияполитического решения конфликта. Как отмечал греческий исследователь Г.Христу, если Республика Кипр станет членом ЕС, то Евросоюз будет183Турецкий историк Н.
Кызылйюрек поясняет, что обоснованием выступления греческогоКипра против присоединения Турции к ЕС являются не расхождения в турецко-греческихотношениях, а нежелание нарушать баланс сил и позиции, сформированные в результатевмешательства Турции в 1974 году.Однако, членство Северного Кипра в ЕС вслед заРеспубликой Кипр в достаточной мере устранит военное превосходство Турции. Данныеобстоятельства будут способствовать приближению к достижению целей греческого«энозиса». Kızılyürek, N. Doğmamış Bir Devletin Tarihi: Birleşik Kıbrıs Cumhuriyeti.
İstanbul:İletişim Yayınları, 2005. S. 287.184Ozturk İ., Sertoğlu K. Application of Cyprus to the European Union and the Cyprus Problem //Emerging Markets Finance & Trade. 2003, Vol. 39, No. 6. P.62.; Nugent N. A New Look at theCyprus Problem. P. 245.185Özcan B.
The Cyprus Problem In Turkey-Eu Relatıons. Master Thesis, Ankara, 2008, P. 90.186Crawford J., Hafner G., Pellet A. Republic of Cyprus: Eligibility for EU membership // CyprusAnd European Union Membership Important Legal Documents/ ed. A. Markides Nicosia, 2002.P.13.; Mallinson W. Cyprus A Modern History. P.
143.72поддерживать право на частную собственность, свободное передвижение исвободное поселение греков-киприотов на северной стороне187.Чтобы достичь всех поставленных целей, Кипр должен был вступить вЕС объединенным, поскольку присутствовала вероятность того, что Брюссельвоспримет разделенный Кипр как проблему.
Присоединение разделенногоКипра представляло собой потенциальную угрозу и для взаимных интересовТурции и Европейского Союза, поскольку против вступления Турции в ЕС ирешенияпроблемыКипрачленыЕвросоюза,включаяКипр,моглиобъединиться в блок188.Турция и без того была обеспокоена действиями Греции, котораяубеждала ЕС начать переговоры с греками-киприотами. Тем не менее, турецкиелидеры считали, что Турция, вступив в состав ЕС, сможет уравновеситьпозицию Греции в Брюсселе189. Главный вопрос заключался в том, сможет лиЕвросоюз в краткосрочной или среднесрочной перспективе продолжатьприменять в отношении членства Турции политику «кнута и пряника»190.Интересно, что 1995 год стал очень значимым в отношении возможностирешения ряда вопросов, поскольку «европеизация» конфликта на Кипре инепосредственное участие ЕС в процессе урегулирования произошли именно вовремя переговоров о Таможенном союзе между Турцией и ЕС.Подведем итог.«Скрытая сила», то есть кемалистская элита и«глубинное государство», которые на протяжении долгих лет после военногопереворота 12 сентября 1980 года удерживали Турцию в своих руках, в периоднахождения у власти Т.
Озала не нашла широкой поддержки, чтобы масштабноразвернуть свою деятельность. Озал предпринимал попытки на пути кинтеграции Турции в Евросоюз посредством демократизации страны. Однако,как он сам отмечал, кипрский вопрос был главным камнем преткновения на187Christou George, The European Union and Cyprus: The Power of Attraction as a Solution to theCyprus Issue. P.7.188Ibid, p.15.189Bahcheli. Оp. cit.., P.217.190Christou George, The European Union and Cyprus: The Power of Attraction as a Solution to theCyprus Issue.
P.17.73пути к демократизации. По этой причине основной оппозиционной силой дляпрезидента, который всеми силами поддерживал усилия ООН по разрешениюкипрского вопроса, стала именно верхушка сторонников кемализма. Напротяжении долгого периода времени Турция практически оставила кипрскийвопрос на совесть Р.
Денкташа, но с приходом к власти Т. Озала Анкара началасерьёзно подходить к данному вопросу и прилагать значительные усилия дляего разрешения. Внезапная смерть Озала, который считал, что интеграция в ЕСбудет выгодна для Турции как с экономической, так и с политической точкизрения,сталанестабильностиначаломвзатяжнойстране.экономическойСторонникиОзалавиполитическойкипрскомвопросепридерживались политики сохранения статус-кво, что было обусловленодавлением со стороны военной верхушки и кемалистской элиты. Денкташ,которому в сложившейся ситуации начали оказывать поддержку, стал первым,кто покинул стол переговоров, проходивших под эгидой ООН.С другой стороны, ЕС поддержал политические партии, которыепыталисьобеспечитьэкономическоепроцветаниеиполитическуюстабильность турецкого общества.
Тот факт, что Кипру был присвоен статускандидата на вступление в ЕС, сильно огорчил турецкую элиту, поэтомуТурция полагала, что для неё на тот момент лучшим вариантом будет именноТаможенный союз, ведь вступление в него означало для неё приоткрытуюдверь в ЕС.С точки зрения Кипра очевидно, что его заявка о членстве в ЕЭС/ЕС быласделана от лица всего острова.
Одновременно с этим позиция, которую занялБрюссель, стала решающейв политике, которую он в дальнейшемреализовывал в отношении кипрской проблемы и диалога с Турцией. Впрочем,не последовавший сразу за обращением отказ в статусе кандидата официальнопродемонстрировал,чтогреческаячастьКипрарассматриваласькакединственный представитель острова. В этой ситуации ЕС намекнул Турции,74что он не признаёт как соглашения 1959-1960-ых годов, так и тугосударственную структуру, которая возникла на их основе191.При этом Греция стала одной из тех стран, которые больше всехвыигрывали от сложившейся ситуации.
С одной стороны, Афины сумелидобиться переноса кипрского вопроса на платформу ЕС, с другой –они успешносправились с политическим маневрами, которые предпринимали для того,чтобы Кипр был внесён в список стран-кандидатов на членство в ЕС.1.4 Кипрский вопрос в переговорах Турции и ЕСМаастрихтский договор открывал для стран ЕС новые экономическиегоризонты, и в этот период ЕС начал разрабатывать стратегические планы. Так,24 февраля 1995 года в Брюсселе Советом Министров ЕС было опубликовано«Предложение президиума»192. В данном документе все члены ЕС принимализаявление Республики Кипр от имени всего острова. В документе былозакреплено решение о начале переговоров по вопросу вступления Кипра вЕвросоюз.
Кроме того, было предложено обозначить параметры диалога сцелью подготовки к переговорам под названием «Конструктивный диалог».Также было высказано пожелание ЕС, согласно которому турецкая община, ане государство, будет регионом в Республике Кипр и будет считаться частьюЕС.Однако Турция проигнорировала данный документ, так как не хотелавозникновения проблем накануне подписания договора о Таможенном союзе,поэтому решение кипрской проблемы было временно отложено.6 марта 1995 года на встрече Совета Ассоциации Турция-ЕС былоподписано Соглашение о Таможенном союзе193. Таким образом, наконец191Özarslan B.
B. Kıbrıs Sorunu ve Avrupa Birliği’nin Yaklaşımı. S. 118.Ergör S. Avrupa Birliği’nin Kıbrıs Politikaları:Değişim mi Süreklilik mi?, Başkent ÜniversitesiAvrupa Birliği Uluslararası İlişkiler Enstitüsü Siyaset Bilimi ve Uluslararası İlişkiler Anabilim Dalı,Yüksek Lisans Tezi, магистерскаядиссертация Ankara, 2011, S.71.193Decision No 1/95 Of The Ec-Turkey Association Council of 22 December 1995 on implementingthe final phase of the Customs Union (96/142/EC) // См. URL:http://trade.ec.europa.eu/doclib/html/115267.htm19275наступил последний этап, предусмотренный Анкарским соглашением194.
ЕСпоставил Турции конкретное условие для вступления:не возражать противпереговоров греческой стороны Кипра и ЕС по поводу его полноправногочленства. Когда М. Караялчын был главой МИД, Турция дала устное согласиена это условие, но затем был опубликован доклад, официально закрепившийпозицию Турции относительно Кипра.
В докладе было заявлено:1) Даже если проблемы на Кипре будут решены до вступления Турции вЕС, Кипр не может стать членом ЕС,т.к. это нарушит хрупкий баланс вотношениях между Турцией и Грецией.2) ЕС, в состав которого входит Греция, не место для решения кипрскойпроблемы. Решение должно быть найдено в рамках миссии Генеральногосекретаря ООН.3) Если будет предпринята попытка вступления греческой части Кипра вЕС, Турция будет вынуждена также вступить в аналогичное интеграционноеобъединение195 с ТРСК196.Этот доклад вызвал негодование, в особенности на Северном Кипре,потому что формула «интеграции с Турцией» была лишь превентивной меройпротив углубления отношений Республики Кипр с ЕС и эффективныминструментом давления на Брюссель.Подписание соглашения о Таможенном союзе с ЕС, к несчастью, быловсего лишь «продуктом» правительства Турции, которое на тот момент былоозабочено исключительно количеством голосов на выборах197.
Увеличениенедовольства общественности в Турции и в ТРСК подтолкнуло президента194Подписание c ЕС договора о Таможенном союзе со стороны правительства трактовалоськак большой успех, а критика, исходящая, в частности, от военного крыла ичиновниковминистерства иностранных дел, была сосредоточена на том, что ради вступленияв Таможенный союз «Кипр был продан». См. FıratM.Yunanistan’la İlişkiler. S.
461.195С этого периода турецкие политики чаще станут употреблять такие слова, как«интеграция» и «присоединение», что станет важным инструментом для оказания давленияна Европейский союз.196Этим заявлением Турция сообщала как общественности, так и ТРСК о том, что Кипр былсерьезным аргументом в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ülger İ. K.Ertan,Efegil, 1974’den 2001’e Kıbrıs Sorunu SS. 2-3.197Özkan İ.R. Op/cit S.