Диссертация (1146247), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Kıbrıs Sorunu. // 21. Yüz yılın esiğinde Türk Dış Politikası / der. Bal İ. İstanbul: AlfaYayınları, 2001. S. 270.151Предварительный проект, предлагаемый органами ЕЭС до принятия того или иногорешения, носил рекомендательный, а не обязательный характер. Как правило, страны-членысами определяли форму реализации предварительного проекта.152Hrisostomos P. Tarihsel Süreçten Kıbrıs Referandumuna. Nicosia: Galeri Kültür Yayınları,2011. S. 36.153М.
Сойсал был одним из ведущих учёных и писателей кемалистов Турции. В течениедолгих лет вёл свою колонку в одной из самых значимых газет Турции «Хюрриет». Также онявлялся одним из самых значимых сторонников Денкташа. По кипрскому вопросу онпридерживался националистических взглядов.63момент – это и есть Кипр»154, - писал по данному вопросу кемалист155инационалист М. Сойсал156, состоявший в оппозиционном Т. Озалу движении.Идея, которой руководствовались те, кто пришёл в Турции к власти послеОзала и управлял страной до конца 1990-х годов, заставила их пережить тотстрах, о котором говорил Сойсал, и это нашло своё отражение в турецкомобществе в целом. Считалось, что из-за подобной позиции Турция потерялагоды на своём пути в ЕЭС/ЕС, а также престиж на международной арене. Вчастности, кемалистская элита посредством принадлежавших ей СМИнагнетала в обществе страх того, что «страна потеряет Кипр, а Запад пытаетсяее развалить», и связывала по ногам и рукам правительство, желавшеепредпринять определённые шаги в этом направлении.С другой стороны, лидер ТРСКР.
Денкташ выступал с обвинениями и вадрес турецкого правительства по вопросу территориальных уступок. Впервыев Турции начали задаваться вопросом об этнической роли, которую играли какДенкташ, так и Озал, выступавший против Денкташа через Д. Чандара. Такжевпервые выявилось различие в подходахпо кипрскому вопросу президента иминистерства иностранных дел Турции157.Т. Озал, полагая, что с достижением компромисса на Кипре ЕЭС/ЕСизменит свою позицию относительно возможности полноправного членстваТурции, с подачи президента США Дж. Буша в 1991-1992 годах впервыепопытался взять на себя инициативу по разрешению ситуации на Кипре158.154Севрский дух объясняет страх перед очередным претворением в жизнь Севрскогомирного договора 1920 года, открывшего двери для уничтожения Османского государства иоккупации Анатолии.
Добавим, что по кипрскому вопросу начиная с 1950-х годов Сойсал вцелом высказывался за традиционный турецкий национализм, которым было пропитано всетурецкое общество.155Такое выражение применялось после смерти Ататюрка в отношении тех, ктопридерживался ценностей, которые он принёс в страну, и вел соответствующий образ жизни.156Soysal M., Hurriyet, 27.11.1992; Robins P. Suits and Uniforms: Turkish Foreign Policy Sincethe Cold War. Seattle, WA: University of Washington Press, 2003. P.83.157Hrisostomos P.
Tarihsel Süreçten Kıbrıs Referandumuna. P. 78.158Robins P. Suits and Uniforms: Turkish Foreign Policy Since the Cold War. P.86.64Однако Денкташ и «глубинное государство»159, сумевшие мобилизоватьпреданных им «колумнистов», свели эту инициативу на «нет».Передача заявки на вступление в ЕЭС/ЕС из Совета министров вКомиссию воодушевила греков-киприотов, которые расценили это как«оплеуху Анкаре и Денкташу от ЕЭС»160. Комиссия ЕЭС рассмотрела заявку,объявив в июне 1993 года161 о том, что Кипр соответствует критериям. СоветЕЭС, в свою очередь,заявил о необходимости создания на острове федерации,состоящей из двух общин, и призвал турецкую общину также принять участиев переговорах о вступлении в ЕЭС/ЕС. Однако турецкая сторона отказаласьучаствовать в этом процессе, чтобы не создавать впечатление об отходе отсвоих принципов, поскольку это могло привести к потере их основных прав навласть162.В свете этих событий после прошедшего в 1993 году заседанияЕвропейского Совета в Копенгагене в предварительном проекте Комиссии ЕЭСот 4 октября 1993 года отмечалось следующее: «Присоединение Кипрапредусматривает мирное разрешение кипрского конфликта, которое быобеспечило стабильность и носило бы длительный характер.
Такая постановкавопроса даёт возможность обеим общинам достичь взаимного доверия иналадить сотрудничество на основании консенсуса»163. Тем не менее,Еврокомиссия, хотя и отказала Кипру в статусе кандидата на вступление до тех159Посол США в Турции Р. Пирсон 22 марта 2003 года направил в Вашингтон шифрограммуна семи страницах. В указанном документе описывалось турецкое «глубинное государство».«15 ноября 2002 года: В Турции существует глубинное государство, состоящее из армии,бюрократии и судебной системы. Сюда возможно ещё присовокупить прессу.
У глубинногогосударства есть три аспекта. Это кемализм, лаицизм и территориальная целостность», писал он. Bülent Erendaç, ABD Belgelerinde "Türk Derin Devleti" // URL:http://www.takvim.com.tr/yazarlar/erandac/2012/06/11/abd-belgelerinde-turk-derin-devleti160Tamçelik S. Avrupa Topluluğu-Kıbrıs ve Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti. Gazi ÜniversitesiSosyal Bilimler Enstitüsü Tarih Anabilim Dalı Yüksek Lisans Tezi. Dissertation. 1995. S. 77.161См. Commission Opinion on the Application by the Republic of Cyprus for Membership 30June1993//URL:http://ec.europa.eu/enlargement/archives/enlargement_process/past_enlargements/eu10/op_06_93_en.htm162Bölükbaşı S. Barışçı Çözümsüzlük.
Ankara: İmge Kitabevi, 2001. S. 330.163Application for membership - Pre-accession strategy, URL: //http://www.cyprusembassy.net/home/index.php?module=page&cid=3165пор, пока не будет решена обозначенная проблема, всё же отметила дваключевых момента: правовую концепцию ЕЭС и компромисс. В этой связи впредварительном проекте предлагалось отнести обязательное соблюдениеполитического баланса между двумя общинами Кипра и верховенство права натерриториивсегодемонстрировалостроватакже,чтокразрядуподобныегарантий.Присоглашенияэтом,документнеобходимыдлябеспрепятственного участия Кипра в процессе принятия решений ЕЭС. В итогеКомиссия дала Кипру «зелёный свет», указывая на то, что, как только будетнайдено решение по политическому вопросу, ЕЭС/ЕС сочтёт странуподходящей для интеграции в него.«Ввиду того, что кипрский вопрос так и не был разрешён, а сам островде-факто разделён на две части, очевидно, что он не может войти в ЕЭС/ЕС», отметил еврокомиссар Х.
Ван ден Брук, выступая на пресс-конференции,организованной после оглашения предварительного проекта. При этом,предлагая рамки разрешения проблемы, он воздержался от высказываниянамерения взять на себя инициативу по поиску путей урегулирования всоответствии с требованиями ЕЭС/ЕС. Вместо этого, ссылаясь на переговоры,продолжавшиеся между общинами под эгидой Генерального секретаря ООН,он ограничился словами о том, что «ЕЭС полностью поддерживаетГенерального секретаря ООН в его попытках разрешить конфликт»164.В условиях гнетущей атмосферы, которую создал на Кипре отказ обеихсторон от «Набора идей» Бутроса-Гали Совет министров ЕЭС, принявшийпредварительный проект от 4 октября 1993,сделав ещё один шаг вперёд,приоткрыл дверь для греков-киприотов.
После заявления, в котором сноваговорилось о поддержке ЕЭС «миссии добрых услуг» Генерального секретаряООН, Совет провел переоценку ситуации в свете позиций, занимаемых каждойиз сторон, и, исходя из этого, в январе 1995 года вопрос о членстве Кипра онпривязал к решению о начале межобщинных переговоров165.164165Цит. по: Hrisostomos P. Tarihsel Süreçten Kıbrıs Referandumuna. SS. 36-37.Ibid. S. 36-37.66Обязательство по пересмотру ситуации придало новое измерениепозиции ЕС по вопросу вступления Кипра в качестве полноправного члена.Это было, с одной стороны, своего рода предупреждением для Кипра и Турции,а с другой – указанием на то, что членство и разрешение кипрской проблемыидут рука об руку166.Кроме этого, было отмечено, что в случае, если переговоры не принесутрезультатов, и, учитывая позицию обеих сторон, возможность полноправногочленства Кипра будет снова рассмотрена в январе 1995 года.Турция и Греция по-разному видели кипрскую проблему, но начиная с1993 года она стала появляться на повестке дня и в отношениях между Турциейи ЕЭС, поэтому Европейской комиссией было принято решение о назначениикоординатора переговоров во время председательства Греции167.С одной стороны, Анкара под руководством Брюсселя и Вашингтонастаралась уклониться от принятия решений на предмет вступления греческойчасти Кипра в ЕЭС/ЕС, а с другой – мировому сообществу было объявлено, чтоТурция и ТРСК будут предпринимать совместные шаги по решению этоговопроса.Тем более, что Греция и Республика Кипр ранее систематическипытались препятствовать попыткам Турции вступить в Таможенный союз сЕЭС/ЕС.
Неоднократно высказывалось мнение о подкупе процесса переговоровпо вступлению греческой части Кипра в ЕЭС/ЕС при поддержке Генеральногосекретаря ООН.В докладе Еврокомиссии от 30 июня 1993 отмечалось: «Географическоеположение Кипра, многовековые отношения с цивилизацией европейскойкультуры,увеличениевлиянияевропейскихценностей,культурная,политическая, экономическая и социальная жизнь граждан острова и любыеотношения с ЕЭС/ЕС, без сомнений, подтверждают европейскую идентичностьи характер Кипра»168. Всё это доказывало, что будущее острова принадлежит166Ibid, s. 37.Ülger İ. K., Efegil E 1974’ten 2001’e Kıbrıs Meselesi// AB ve Kıbrıs.