Диссертация (1145601), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Источник проблемы - внутренняя неэффективность, вытекающая из взаимодействиямежду правительством и частным сектором. Проблема непоследовательности встает, когдарешение правительства проводить определенную политику в некоторое будущее времястановится не оптимальным при наступлении этого будущего периода. В работе К. Мацуямы[K. Matsuyama] рассматривается страна А, в которой развился большой и неэффективныйпромышленный сектор, защищенный торговыми барьерами.
Предполагается, что правительствоосознало, что расходы на его поддержание слишком велики и объявило о либерализации черезопределенныйпромежутоквремени.Еслиэтообъявлениезаслуживаетдоверия,промышленность решит провести реструктуризацию и инвестировать в менее затратныетехнологии.Проблемавременнойнепоследовательностиможетвозникнуть,еслипромышленность предвидит, что правительство не проведет либерализации, пока сектор неготов к международной конкуренции. В таком случае за датой объявления о либерализациипромышленность не предпримет шагов по реструктуризации.
На стадии реализации политикиправительство не проведет либерализации, поскольку в противном случае оно столкнется скризисом в секторе. «Связывая руки» правительства, соглашение о международной торговлеможет помочь ему взять на себя твердые стратегические обязательства, затрагивающие частныйсектор, который оно не было бы в состоянии поддержать без соглашения. Приверженностьмеждународному соглашению будет сигнализировать внутренним участникам, что, еслиправительствоизменяетсвоемусловупообязательству,онобудетстоятьпереддополнительными внешними затратами в виде возмездия от торгового партнера. Эта внешняяугрозаделаетзаявляемуюполитикунадежнойирешаетпроблемувременнойнепоследовательности, делая либерализацию торговли жизнеспособной.
Вступление в ВТО илив ЕС может играть роль «внешнего якоря». В рамках этой теории работали Р. Стайгер и Г.111Табеллини [R. Staiger, G. Tabellini], показавшие, что ГАТТ поддержало обязательстваправительства США перед частным сектором. «Аргумент, апеллирующий к обязательствам как«внешнему якорю» [Transition], часто используют в обсуждениях выгоды от вступления в ВТО.… ВТО или региональное соглашение помогают сфокусировать политику, выступая в качествеарбитражного механизма в случае отличающихся политических мнений участников». [SixtyYears of the Multilateral Trading System] В развитие этой идеи мы предложили тезис о«движущей силе» ВТО для стран ЕАЭС, которая создается за счет все более высокихобязательств каждой вновь вступившей в ВТО страны, принимаемых ею от имени всего Союза[Е.В.
Жиряева, Т. Хейландт]. Опыт последних лет показал, что согласование различных нормрегиональногоинациональногоуровнясмеждународнымистандартамипомогаетсформировать простую и понятную структуру нормативного регулирования, что закладываетфундамент единого рынка пищевой продукции стран ЕАЭС.Таким образом, вопросыкоординации внутренней экономической политики по правилам ВТО можно рассматривать вконтексте теорий международных экономических организаций.Можно показать, что присоединение страны к ВТО делает позицию страны намеждународной арене более стабильной. Рассмотрим три временных периода: холодной войны,разрядки 1980-90-х годов, политического обострения после 2014 года.
Базовая линия, накоторой основывалось американское отношение к торговле «Восток-Запад», проистекала изполитики сдерживания, впервые введенной в конце 1940-х годов. Была принята стратегияэкономической войны. С 1974 года торговый режим Соединенных Штатов в отношении СССРосновывался на поправке Джексона-Вэника, запрещавшей предоставлять режим наиболееблагоприятствуемой нации (РНБ) Советскому Союзу. Хотя на практике поправка неприменялась, Соединенные Штаты отменили ее только после вступления России в ВТО, вноябре 2012 года.
В эпоху разрядки начала применяться стратегия стимулов. СШАпредоставили Советскому Союзу поддержку во включении в международную систему [L.Haus]. Создание ВТО в этот период считают основным результатом глобализации. Осложненияв политических отношениях, возникшие в 2014 году, как представляется, имеют более низкийуровень противостояния. Санкции со стороны стран Запада не затрагивают импорта товаров,что прямо нарушало бы положения ГАТТ. Они касаются экспорта услуг (финансовых исервисных в отрасли нефтедобычи). Российская Федерация не оспорила этих санкций с позицийГАТС, вероятно, по той причине, что ГАТС также регулирует, в первую очередь, вопросыограничений импорта, а не экспорта. Таким образом, в условиях политического противостоянияпротивники Российской Федерации, включая Украину, стремятся придерживаться норм ВТОили прибегают к ВТО для разрешения споров (в случае с Украиной).
На это, вероятно, мы немогли бы рассчитывать, не будь Россия членом организации. Российская Федерация, как член112ВТО, пользуется РНБ со стороны других стран-членов. Помимо этого, согласно «разрешающейоговорке» ВТО более развитые страны могут предоставлять относительно менее развитымстранам тарифные преференции в рамках Всеобщей системы преференций. Такие преференции,в частности, предоставляет Турция Российской Федерации. До недавних пор Россия числиласьв списках стран-бенефициаров Глобальной системы преференций США. Льгота была отмененав мае 2014 года.
По времени это совпало с началом западных санкций, по факту же на середину2014 года уровень жизни в России соответствовал высокому по классификации ВсемирногоБанка, что лишает страну права на тарифные преференции со стороны США. Несколькимигодами ранее по той же причине ЕС вывел РФ из своей системы тарифных преференций.Можно с уверенностью говорить, что Россия больше не окажется в числе дискриминируемыхстран благодаря сделанным нами шагам навстречу глобальному миру.Необходимость найти определенный подход к внешним экономическим связямроссийских регионов оправдана тем, что эти связи должны быть вписаны как в правила ВТО,так и созданную на национальном уровне систему административной и финансовой поддержкивнешнеторговой деятельности.
На региональный уровень нормы ВТО не транслируютсянепосредственно. Актами прямого действия являются решения органов ЕАЭС илинациональные нормативные документы. В сложившейся системе регулирования это неискажает передаваемых правил. В диссертационной работе много внимания уделенотрансляции правил ВТО на региональный уровень и гораздо меньше - обратной связи. Первое,на наш взгляд, что требуется российским регионам от ВТО, - это право на льготныетранспортные тарифы в экспортных направлениях, которое не удалось отстоять в переговорномпроцессе [Е.В. Жиряева, 2011б].
Так, по мнению Л.А. Безрукова, в транспортногеографическом отношении Сибирь континентальнее, чем Монголия и Антарктида. «Сочетаниеже этой континентальности со значительным индустриальным потенциалом ставит Сибирь вобстановку, не имеющую аналогов в остальном мире, порождая ряд проблем, вне нее неизвестных вообще», - констатирует автор [Л.А.
Безруков]. Возможность пересмотра одногоконкретного обязательства в ГАТТ существует. Вопрос состоит в том, чтобы внести этупроблему в политическую повестку дня.В параграфе 2.1. буудут определены ключевые элементы политики региональныхправительств во внешнеэкономической сфере, формирующие рамки для широкого подхода ктеме.1132.1.2. Положения, учитываемые при разработке торговой и инвестиционнойполитикиНаше исследование внешнеэкономической активности регионов позволяет выделитьнесколько аспектов вопроса: разработка торговой и инвестиционной политики и развитиевнешнеэкономических связей; реализация торговой политики; координация торговой политики;участие во внешнеэкономической деятельности [Е.В.
Жиряева, 2014а]. Вовлеченностьрегиональных властей в торговую политику исторически была присуща канадскимпровинциям. Авторы, изучавшие историю провинциальной внешней политики в Канаде,выделяли в ней несколько стадий [T. Cohn, P. Smith]. Стадия ad hoc свидетельствует осравнительнонезрелыхнамеренияхивозможностях.ВБританскойКолумбиионапродолжалась со времен первой Мировой войны до начала 1970-х. Рациональная фазауказывает на усилия по разработке более рациональных подходов к международнойдеятельности (со второй половины 1970-х до начала 1980-х). На стратегической фазеформируется международная позиция провинции (середина-конец 1980-х). Последней являетсяглобалистская фаза - 1990-е годы. Этот подход мы используем для оценки развития внешнейполитики субъектов РФ.
Разработка политики предполагает, в первую очередь, созданиепланов, которые могут носить общий характер планов развития, включающих международныйаспект. В ОАЭ эмираты Абу-Даби и Дубая имеют долгосрочные планы развития. Чтобыдостичь целей 2030 года, Абу-Даби продолжит разносторонне развивать свою экономику,вкладывая средства в капиталоемкие ориентированные на экспорт сектора.
Абу-Дабипланировалсоздатьагентствопосодействиюэкспорту.Кполномочияморгановгосударственной власти субъектов РФ в сфере разработки политики закон [Об основах] относитпроведение переговоров и заключение соглашений, а также формирование региональныхпрограмм внешнеторговой деятельности. Внешнеэкономические программы, создаваемыеотдельнымисубъектамиРФ,являютсясоставнойчастьюихстратегийсоциально-экономического развития или, если активность в данной сфере в регионе высокая,формулируются в виде самостоятельных документов. В программы развития закладываютсястимулированиеэкспорта,импортозамещение,развитиемеждународнойтранспортнойинфраструктуры. Возможность экспорта высокотехнологичной продукции теперь все болеесвязывается с прямыми иностранными инвестициями, при этом субъекты РФ признаютважность вступления в ВТО для инвестиций. В стратегии социально-экономического развитияСанкт-Петербурга, в частности, говорится, что в условиях членства России в ВТО СанктПетербург продолжает терять функции донора технологий, превращаясь в их реципиента.Чтобы переломить эту тенденцию, необходимо наладить выпуск высокотехнологичной114продукции, что предполагает привлечение ПИИ [О стратегии экономического].
Политикаимпортозамещения фигурирует во многих долгосрочных стратегиях регионов, в т.ч. в тех изних, которые создавались до обострения международной обстановки в середине 2014 года,после которого импортозамещение было положено в основу государственной промышленнойполитики. Так, например, развитие импортозамещающих производств предусматриваетобластной закон Новгородской области [О стратегии социально-экономического развитияНовгородской]. Коллегия администрации Кемеровской области [О стратегии развития легкой]указывает на необходимость «создания условий для развития импортозамещения в легкойпромышленности». Распоряжение администрации Псковской области [Об утверждениистратегии социально-экономического развития Псковской] гласит, что «в агропромышленномкомплексе ключевым фактором усиления российских производителей на внутреннем рынкеявляется политика импортозамещения, активно проводимая федеральными органами власти впоследние годы».