Диссертация (1145214), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Философия культуры Воплощенный художественный образ / М.С. Каган. –СПб.: Петрополис, 1996. – С. 261.201сталкиваемся ис рациональными, ис эмоционально-чувственнымисмыслами, ценностями и установками; на уровне алгоритмичности самогокультурногодействиятакжефиксируютсяихрациональноеииррациональное направления; искусственная модальность объекта практикартефактально реализует художественно-практический и художественнотворческий план его выражения.Более того, на концептуальном уровне создаваемый визуальный образмыслится как знаковая структура невербального языка тела, выступающаяего временной, пространственной, пространственно-временной величиной.Семантические и синтактические специфики языка визуального образа,сконструированного в рамках косметических практик трансформации тела,сконцентрированы вокруг их собственно иконической доминанты.В прикладной сфере иконическая семантическая доминанта результатакосметических практик трансформации тела, как правило, отражаетвоплощенные в визуальном образе представления личности и общества о егоидеальном виде.
Это конкретные образы, позволяющие зрительно закрепитьи впоследствии получить представления об объекте, вскрыть их смысловыесоциально значимые и интимно личные конструкты. «Теперь тело, –отмечает К.А. Очеретяный в статье «Механика и косметика: практикимоделированиятела»,–мыслитсяисключительновизмеренияхпротяженности и графизма. Отныне оно обретает свое естество вмучительном подражании ритмике знака, завоевывающего все новыегоризонты. Ведь графизм не исчерпывает себя в знаках, фиксирующих тело впространстве разметки мануфактурных или ремесленных реестров. Онвкрапляетсявтела,сообщаяимтождествочерезповседневновозобновляемые практики ухода, и тот или иной жест – акт нанесениякосметики − неизменно является продуктом “кровавой мнемотехники”,202адресованной телу со стороны знания» 271.
Следовательно, дополним, этаобразная форма, выполняющая репрезентирующую и регистрирующую роль.Примечательно, что искусственно организованная образная форма теламожетзнаковообщественногоконкретнымподменятьвосприятияиндивидом.телоонаБезестественное,точнее,становится неразрывнонеемежличностноевпределахсвязаннойсвзаимодействиезатрудняется невозможностью объективного соотнесения наблюдаемоговнешнего вида с субъектом-носителем. Безусловно, в большей степени этоотносится к макияжу, ибо, как было отмечено ранее, любое, дажеповерхностное косметическое участие в оформлении лица человека можеткардинально изменить его исходные параметры.В творческой сфере иконическая семантическая доминанта результатакосметических практик трансформации тела служит для прямой передачикакой-либо идеи, провоцируя возникновение чувственного образа, подавляяили активизируя мышление и воображение воспринимающего субъекта.
Онаможет быть и конкретной, и абстрактной, и реальной, и фантастической, ицелостной, и фрагментарной, поскольку тело в этом случае становитсяобластью художественного эксперимента.Вместестемиконическаядоминантакосметическихпрактиктрансформации тела подразумевает не только «прямые образные качества»означаемого, но и его сигнальную и символическую обусловленность.Сигнальная составляющая визуального образа в основном связана синформационным полем прикладной сферы.
Она уведомляет, подталкивает,предостерегает, побуждает к мыслительному или действенному поступку. Кпримеру, еще Ж. Бодрийяр, анализируя «тело с меткой», указывал: «…грим имакияж – одно из важнейших орудий структурного осмысления тела.271Очеретяный К.А.
Механика и косметика: практики моделирования тела // ВестникЛенинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – № 1 / Том 2. – 2014.– С. 146.203Накрашенные уста больше не говорят: функцией этих благостных,полуоткрытых-полузакрытых губ уже не является ни речь, ни еда, ни рвота,ни поцелуй. На месте этих всякий раз амбивалентных функций обмена,поглощения-извержения,перверсивнаяблагодаряэротико-культурнаяихотрицанию,функция:губыутверждаетсязавораживаюткакискусственный знак, культурная работа, игра и правила игры… <…>…помада служит своеобразным фаллическим признаком, который помечаетгубы и задает их как фаллическую меновую стоимость; эти выпяченные,сексуально набухшие губы образуют как бы женскую эрекцию, мужскойобраз, которым улавливается мужское желание» 272.Сигнальная функция обеспечивает включенность визуального образа вкоммуникативнуюсистемукультурногоисоциальногодействия,способствуя контекстной подаче информации, ее акцентированности.
С этихпозиций визуальный образ, созданный в рамках косметических практиктрансформации тела, воспринимаемый как невербальный текст, вбирает всебя определенную, установленную субъектом практик совокупностьсмыслов, выявляющихся в полной мере и в точном значении лишь вопределенных контекстуальных обстоятельствах.Согласимся с В.М. Богуславским относительно того, что «…акт оценкивнешности человека носит функционально-ситуативный характер. Он вомногом определяется особенностями человеческого зрения и расстояниямежду объектом оценки и оценивающим, а также продолжительностьювосприятия. В зависимости от названных факторов может существенноизменяться содержание оценки» 273.
Немаловажное значение имеют и272Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. и вступ. статья С.Н. Зенкина. – М.:«Добросвет», 2000. – С. 196.273Богуславский В.М. Общее представление об оценках внешности человека[Электронный ресурс] / В.М. Богуславский. – URL: http://vneshniioblik.ru/ysikosnanie/ocenka.html. – (проверено: 01.09.2016).204экзистенциальный,эмоциональный,психологический,эстетический,социальный и возрастной аспекты 274.Всеэтоособенноактуальнопривосприятии«косметическивозделанного» человеческого лица, которое, как совершенно справедливоотмечают Н. Рамси и Д. Харкорт, «… находится на виду у всех большевремени, чем любая другая часть тела.
Оно представляет собой крайнесложный инструмент коммуникации и является важным компонентом вформировании и поддержании отношений. Лицо подает невероятноемножество важных социальных сигналов, которые улавливаются другимилюдьми, интерпретируются ими и вызывают их реакцию» 275. При этомконнотативность знаковости напрямую не содержит отсыла к конкретномуинформационному контенту, а раскрывается через саму контекстуальностькоммуникативной ситуации, то есть может варьироваться в зависимости отусловий среды репрезентации и презентации самого образа.Например,впрактикегримировально-театральногоискусстваразработано значительное количество схем, приемов, техник, технологий ипрактических рекомендаций по конструированию актуального образасредствамидетализацииосуществляющихсигнальнуювизуальныхфункциюпризнаков,ипервостепеннопозволяющихоперативносоотносить наблюдаемый зрителем облик с конкретными смысловымидоминантами, обусловленными, главным образом, границами постановки, азатем вырабатывать суждение о его информативности, гармоничности,проявлять эмоциональное отношение, формировать личную эстетическуюоценку и т.п.
«Грим, – пишет один из известнейших авторов пособий погриму Д.А. Толбузин, – слагается из признаков возраста, признаков274Там же.Рамси Н. Вопросы внешности: история исследований [Электронный ресурс] / Н. Рамси,Д. Харкорт. – URL: http://vneshnii-oblik.ru/psyhologiya/ramsi-harkort-vneshnost.html. –(проверено: 01.09.2016).275205характера, признаков профессии, признаков классовой принадлежности и т.п.<…> Поэтому самое ценное в гриме – это уметь одной чертой, однимштрихом, одной какой-либо особенностью отразить самое главное, самоехарактерное сценического образа» 276.Яркийграфичныймакияжгубврамкахповседневнойжизнедеятельности человека даже в условиях современной культурызачастую воспринимается как неуместный, свидетельствует об определенныхличностныхкачестваххарактераженщины,еесклонностикконцентрированию внимания окружающих на собственном внешнем облике.В реальной практике это может вызывать не совсем правильное (полное,точное) понимание как ее самой, так и тех моделей поведения, которые будутприемлемы во взаимоотношениях с ней как среди женщин, так и средимужчин.Современный российский писатель Н.
Сидо в повести-воспоминании«Незамеченные самоубийства» пишет: «Я предложила Вере, моей лучшейподруге, в тот день поиграть в бал. <…> Нам по пять лет, поэтому ужеможно и даже пора. <…> Мы украсили свои тела, а наши лица не былиготовы к выходу. Поэтому было сделано то, что запрещалось категорическии всегда: мы взяли в руки мамины принадлежности для красоты, с помощьюкоторых были подрисованы черным карандашом брови, красной помадойгусто намазаны губы, а на лица было высыпано немало пудры из круглойбумажной коробочки. <…> Довольные собой, мы решились выйти в свет,чтобы удивить мир.
<…> … очень хотелось показать свою красоту людям. Имы ее показали. <…> Навстречу шли наши мамы с тетей Галей. И вот ихреакция была совсем не такой, как хотелось… <…> Выход в свет оказалсянеудачным. <…> Наверное, поэтому почти не использую помаду, а яркокрасную вообще не воспринимаю.
И не только на своем лице. Тот детский276Толбузин Д.А. Грим / Д.А. Толбузин. – М.: Долой неграмотность, 1927. – С. 10.206испуг убил во мне желание носить яркую одежду, декольте и длинные юбки.Казалось бы, смешная ситуация. Но именно этот случай поселил страх из-заодежды стать похожей на шлюху. <…> Мой мозг получил сигнал: естьнеправильная одежда, из-за которой тебя могут осуждать и считать оченьплохой.И даже наказать.
Поэтому лучше отказаться от нее, чем иметьнеприятности. <…> Так родился страх перед “красной помадой”» 277.Безусловно, времена жесткого социального табуирования яркогомакияжа прошли, однако и сегодня практики подобного рода все ещенуждаются в особом контексте, а стремление к уместности подразумевает нетолькосоответствие«месту/времени/действию»,ноитехничностьисполнения. На «страницах» одного из популярных российских женскихпорталов о макияже «GYBA.RU» читаем: «Для многих женщин краснаяпомада – это отличная возможность раскрыть свою индивидуальность,сексуальность и характер. Для других же этот цвет абсолютно не приемлемпо отношению к макияжу.
Но, может быть, все дело в том, что просто они неумеют правильно использовать этот оттенок? Дело в том, что, как и платье, иаксессуар этого цвета, помада требует идеального сочетания с остальнымобразом и безупречного нанесения» 278. Далее автор статьи подробноразбирает вопросы, связанные со спецификой конструирования образа,учитывая такие аспекты, как «подбор повода», гардероба, корреляция сцветом и состоянием кожи, зубов, ногтей, выбор правильного (то естьнаиболее подходящего) оттенка, а в результате заключает, что «макияж скрасной помадой – это настоящее искусство, где можно творить» 279, как бы277Сидо Н. Незамеченные самоубийства [Электронный ресурс] / Н.