Диссертация (1145195), страница 51
Текст из файла (страница 51)
Та же идея неизбежности и притягательности смерти мы находим во многих образцах классической поэзии,например, у Дж. Китса, Э. По, Ш. Бодлера, М.И. Цветаевой.Речь вовсе не об идеализации смерти, присущей экзальтированному романтизму или безысходному декадансу. Это способ примирения, принятия посюсторонней реальности умирания, но не просто как естественного финала или избавления от боли, но умирания как минутного замирания мысли и чувства, передчем-то потусторонним. Ныряя в смерть, мы словно задерживаем дыхание, замираем перед прыжком, делаем усилие (агония — ἀγωνία — ведь и есть «борьба»,384Янкелевич В.
Смерть. Париж, 1996. URL: http://musa.narod.ru/yankel.htm.251«состязание»),385 направленное на возможность реализации последнего права –«расстаться с телом достойно».Невыносимо терять силы и дряхлеть, сознавая, что прежний «Я» становитсяот меня же все дальше с каждым днем. Сама смерть как прекращение процесса«потери себя», действительно обретает черты «приобретения», как утверждаетАпостол Павел.
Так уж сложилось, что парадигма Нового времени, поставившаязнак равенства между индивидуальным и личным, понимает смерть как потерюсебя. Но парадокс в том, что при великом множестве неизлечимых заболеваний,разрушающих личность, именно эйтаназия как «верно спланированная смерть»,позволяет пациенту остаться собой, сохранив достоинство. Смерть представляетодну из отправных точек в философии экзистенциализма. Однако, почти никто,кроме Кьеркегора не замечает, что частью и даже условием «тихого бытия» всееще остается вопрос о том, как и кем умереть. Интересно, что зачастую вопрос отом, как и кем умереть пациенту врач вынужден решать в одиночку.«Смерть — точка касания метаэмпирической тайны и естественного феномена; феномен летального исхода относится к компетенции науки, а сверхъестественная тайна смерти апеллирует к религии.
Человек то принимает в расчетлишь закон природы, игнорируя тайну, то преклоняет колени перед тайной, пренебрегая феноменом».386 Внезапная смерть в медицинской практике, часто заставляет врача не только апеллировать к компетенции науки, но и «преклонятьколени» перед тайной. Совершенно платоновское «вдруг» как естественный момент «разлуки смертного с бессмертным» (Пруст) заставляет врача осознать своюроль не как «хозяина положения», но как «пограничника», стоящего на границемежду жизнью и смертью.385386Вейсман А. Д.
Греческо-русский словарь. Ст. 16.Янкелевич В. Смерть. Париж, 1996. URL: http://musa.narod.ru/yankel.htm252«Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним— умиранием и смертью», — эти слова традиция приписывает Сократу. Уже нарассветеНовоговремениихповторилипереосмыслилМ.Монтень:«…исследование и размышление влекут нашу душу за пределы нашего бренного“я”, отрывают ее от тела, а это и есть некое предвосхищение и подобие смерти;короче говоря, вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти».387 Принимая это в внимание, хотелось бы поговорить об одном из аспектов смерти – об эйтаназии и оботношении христианской этики к этому феномену.Отношение христианской этики к праву человека на прекращение страданий, «благую смерть» является традиционно отрицательным. Христианская церковь во всем своем конфессиональном многообразии отвергает возможностьнамеренного прерывания жизни умирающего пациента.
А. В. Низова, исследовавшая этот вопрос, утверждает: «Практика эвтаназии является посягательствомна главный принцип христианской православной биоэтики — принцип священности человеческой личности. Как отмечает о. Стенли Харакас, одним из самых серьезных возражений против эвтаназии является значительная сложность проведения черты между “переносимыми” и “невыносимыми страданиями”, “особенно сточки зрения Восточного Православия, которое придает большое значение возможности духовного роста через страдания”».388 Кроме того, существует по этомуповоду и официальное мнение Русской Православной Церкви: «Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией “не убивай” (Исх. 20.
13), не можетпризнать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществепопытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Просьба больного обускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его387Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. М., 1992. Т. 1, с.85.Низова А. В. Православие, эвтаназия и умирающий больной // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитраные науки. 2007, №2.
С. 61.388253возможности правильно оценивать свое положение. Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессиональногодолга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. “Право насмерть” легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств. Таким образом, эвтаназия является формойубийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участиепациент».389 Такая категоричность суждения нередко подкрепляется и словамиХриста: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьевМоих меньших, то сделали Мне» (Мф.
25:40).Но прежде, чем принимать ту или иную однозначную позицию, попробуемдать определение некоторым ключевым понятиям. Итак, эйтаназия, согласно«Британской Энциклопедии», — это «действие или практика безболезненногоприведения к смерти людей, страдающих от приносящих непереносимые страдания (painful) или неизлечимых болезней или неисправимого физического расстройства».390 Далее — и это важно для дальнейшего нашего исследования —«Britannica» приводит некоторые исторические факты: «Мнение о том, что эвтаназия нравственно допустима, отсылает нас к Сократу, Платону и стоикам. Онаотвергается традиционной христианской верой, главным образом потому, чтосчитается, что она подпадает под запрет убийства в шестой заповеди. Организованное движение за легализацию эвтаназии появилось в Англии в 1935 году, когда Ч.
Киллик Миллард основал Свободное общество по легализации эвтаназии(позже называвшееся Обществом эвтаназии). Билль, предложенный этим обществом, не прошел в Палате лордов 1936 году, и точно такая же судьба постигладвижение в 1950 году. В США Общество эвтаназии Америки было основано в1936 году».391389Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII.8. URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html.390The New Encyclopaedia Britannica. Micropaedia.
15th ed., 1994. Vol. 4, p. 610.391Ibid.254Большая Медицинская Энциклопедия квалифицирует эйтаназию как «намеренное ускорение наступления смерти или неизлечимо больного с целью прекращения его страданий».392 При этом особо упоминается, что «отечественные ибольшинство зарубежных медиков, а также юристов категорически отрицаютправо врача на эйтаназию, считая ее актом глубоко антигуманным, противоречащим долгу врача и врачебной клятве. <…> В СССР эйтаназия рассматриваетсякак преступление».393Эйтаназия нередко становилась поводом для политических спекуляций впериод проведения различных «социальных экспериментов».Полезно будет привести небольшой исторический очерк того, как в странахЗападной Европы, а также в России (и в СССР) воспринималась проблема эйтаназии.
В 1923г. Совет Народных Комисаров СССР под председательством В. И. Ленина, в частности, принимает решение, согласно которому добровольный уход изжизни тяжелобольного является его личным правом, обеспеченным ему в условиях нового общества. В 1936г. жизнь гражданина СССР рассматривалась в качестве «стратегического ресурса» в борьбе «с угрозой мирового империализма».Декрет, запрещающий аборты и эйтаназию, провозглашает заботу государства осохранении жизни человека, на деле предоставляющий государству монополиюна право распоряжаться жизнью граждан.394В то же время, в 1930-е годы, в нацистской Германии эйтаназия осуществлялась в массовых масштабах по отношению к тем, кто признавался экономическим «бременем для общества», кто жил жизнью, унижающей «достоинствоарийской расы»: «…в рамках “Программы эвтаназии”, начало которой положилсекретный приказ Гитлера от 1 сентября 1938 г., проводились массовые акции постерилизации и уничтожению людей.
Этот приказ предписывали умерщвлять392Большая медицинская энциклопедия. М., 1986. Т. 27, с. 555.Там же.394Законы о запрете абортов и сопутствующих изменениях семейного, социального и уголовного законодательства. 1936-1937 гг. // Сайт Музея истории российских реформ имени П. А. Столыпина. URL: http://xn-e1aaejmenocxq.xn--p1ai/node/13820.393255неизлечимо больных с психическими расстройствами и детей с врожденными пороками. В дальнейшем эти рекомендации были распространены на здоровых детей неарийской расы».395 В 1939 году Гитлер издал указ о регистрации детей, которые страдали гидроцефалией, параличом или имели явные физические уродства(пять тысяч из которых были умерщвлены медиками). Впоследствии, по другомууказу, были подвергнуты принудительной эйтаназии десятки тысяч людей с умственными расстройствами.396Одной из первых стран, законодательно разрешивших эйтаназию, в Новейшей истории стала Голландия, где в 1994 году был принят нормативный акт, который защищает врача, осуществляющего эйтаназию от судебного преследования, а в апреле 2001 года там же эйтаназия была узаконена.
Сенат Нидерландов,решив легализовать эйтаназию, со всей строгостью определил круг лиц, которымпозволяется умереть от руки врача. Прежде всего, к такому кругу лиц относятсяте пациенты, чья болезнь признается неизлечимой и приносит ему постоянныестрадания. Далее, существуют ограничения по возрасту для совершения эйтаназии: она запрещена детям до двенадцати лет, а дети от двенадцати до шестнадцатилет обязаны получить согласие родителей. Чтобы получить разрешение на добровольную смерть от руки врача, больным необходимо обратиться в особые комиссии, в которые составляют юристы и медики. Кроме того, к указанным в законодательстве Нидерландов критериям, относится и факт совершеннолетия, то естьдостижение больным восемнадцатилетнего возраста; помимо прочего исследуетсяпсихическая состоятельность больного, а также удостоверяется факт того, чтооставшееся время жизни больного составляет не более шести месяцев.