Диссертация (1145195), страница 21
Текст из файла (страница 21)
Рефлексы, делятсяна безусловные (врожденные) и условные (являющиеся следствием усвоенногонами опыта). Они превращают «биологический автомат» из случайного в приспосабливающийся к условиям, в которые он был поставлен.Немаловажно и то обстоятельство, что заболевания, носящие психосоматический характер, являются реакцией тела и духа на внушение и самовнушение, наситуацию, ставшую типичной или принесшую травму, даже в случае, если в момент происходящего мы не отдавали себе отчета в травматизме ситуации. На та154155Платон.
Законы I, 644d.Сорокина Т. С. История медицины: в 2 тт. Т. 1, ч. 3, гл. 5. URL: http://www.bibliotekar.ru/423/17.htm.101кую гибкость вряд ли способен автомат, созданный нашей головой и руками. Темне менее, обуреваемые тщеславием инженеры стремятся достичь все большегочеловекоподобия своих механизмов. Стальной Колосс, день и ночь обходившийграницу Крита в гомеровской Одиссее, нынче смотрит на нас с телеэкранов, состраниц комиксов.Самым известным из создателей автоматов XVIII века был Жак Вокансон(1709—1782).156 В его салоне бывали Вольтер, братья Гримм, герцог Ришелье,Бюффон, Рамо.
Они были одними из первых, кто увидел первый автомат Вокансона «Игрок на флейте». Эта кукла, размером с человека, умела исполнять дюжину мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, ее пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как учеловека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. Недаром Вокансону покровительствовал самЛюдовик XV. Идея создания искусственного человека, имела во Франции долгуюисторию и восходила к философским трактатам Декарта.
Рассматривая механикув качестве метанауки, Декарт моделировал законы природы по типу закона механики: «Мир — часы, однажды заведенные невидимым часовщиком».157 За XVIIIвек было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, игравшая на фортепьяно. Так жебыли известны «Писец» и «Рисовальщик». Каждый из посетителей салона — философ, художник, биолог, композитор — видел в этом автомате воплощение фундаментальных принципов своего дела.Современные автоматы снабжены «руками» и «ногами» на сервоприводе,они следят за нами глазами камер.
Миниатюрные камеры подобных механизмов снедавних пор позволяют врачу совершать тончайшие манипуляции, о которыхраннее не могли бы и помыслить. Например, проникновение внутрь организмачерез естественные отверстия: фиброгастродуоденоскопия, бронхоскопия, коло156157См. статью «Вокансон» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. URL: http://www.vehi.net/brokgauz.Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 2001. С. 21102носкопия и другие.
Эти методы позволяют не только диагностировать заболевание органа, но и провести при необходимости хирургическое вмешательство безразреза покровных тканей. Еще большие возможности открываются хирургам идиагностам при использовании в той же атравматичной методике контрастноговещества и рентгеновских лучей. Проводник, введенный в вену или артерию подрентген контролем, позволяет врачу не только раскрыть перед собой тончайшую«топографическую карту» кровоснабжения органов и тканей, но также проводитьоперации, ранее требовавшие от хирурга открытого доступа и длительного восстановительного периода для пациента.Наша жизнь, хотим мы того или нет, постепенно превращается в «суммутехнологий» (термин С.
Лема). Многим эта тенденция внушает страх. Например,М. Хайдеггер не без оснований полагал, что способность мыслить и быть независимой личностью человек сохранит, только пережив «отчуждение от окружающей его техники, и найдя опору в естественной почве живой языковой культуры»158.Но, как ни странно, именно механизмы и программы, подражающие организму человека, помогают в лечении тяжелых заболеваний, связанных, в том числе и с поражением опорно-двигательного аппарата. Одним из таких механизмовявляется аппарат, получивший название локомат.
Принцип действия этого аппарата вкратце выглядит так: сложный компьютер посылает сигнал артезам — механизмам, имитирующим движение суставов при ходьбе. В работе аппарата учитывается как сила, которую способен прилагать больной, так и вес, и рост пациента. Высота подъема и угол, под которым сгибаются суставы, также рассчитывается индивидуально для каждого больного компьютерной программой. Локоматфактически имитирует функцию центральной нервной системы, отвечающую задвижение и равновесие.
Такая машина позволяет «ходить» даже больным с разрывом спинного мозга. У пациентов с более легкими повреждениями она форми-158Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 79.103рует «правильный» паттерн хождения, провоцируя их нервную систему на формирование естественных связей между мозгом и конечностями.В 2001 году инженер-кибернетик из Киото Такахаси Ниобэ представил навыставке в Париже своих шагающих роботов. Его питомцы бегали, играли в футбол и совершали трудные для машин мелкие манипуляции. Подражая Творцу, человек обучил машины ходить, возможно, далеко не только ради своего развлечения и демонстрации технических достижений. Благодаря подобным «механическим чудесам» мы теперь можем иметь дело с машинами, обучающими ходьбечеловека.Изобретение машин и автоматов, начинавшееся как игра, со временем явилось не только инструментом познания многих естественных принципов.
Машины стали не просто помощниками, частично подчинившими себе человека. Создавая их по антропоморфному принципу, мы не только «состязаемся с Создателем» в творческих способностях, при этом сознавая тщетность такой тяжбы. Снедавних пор машины и механизмы поддерживают жизненные функции больных,обучая их человеческим навыкам. Таков замкнутый круг новых технологий: «Винженерной модели взаимоотношений врача и пациента врач относится к пациенту как к безличному механизму, объективистки. Основная задача врача – устранение «поломки» в человеческом организме».159Механистическое отношение врача к природе человека, отсылающее нас кработе врача-труэнта Жюльена Офре де Ламетри «Человек-машина»,160 обезличивает, расчеловечивает и обесценивает эту природу, делая человека набором механизмов и их функций, подобно тому, как трансгуманизм превращает нас из живого метафизического существа в безликий генетический материал.
Подобное отношение к пациенту унижает не только самого пациента, но и врача, делая его искусным механиком.159Социально-экономические и гуманитарные аспекты здравоохранения в современных условиях. СПб., 2014. С.129.160См. там же, с. 129 – 130.104К сожалению, излишнее доверие механизму как посреднику между врачоми пациентом влечет за собой не только оптимизацию, унификацию процесса диагностики и лечения, а также создание новых методов лечения, но и неизбежноеотстранение врача от «механического» процесса оказания помощи.
Жизнь больного, превращенного в физиологический механизм, человеческий автомат, даже сточки зрения самого искусного врача, теряет свою уникальную ценность.Поэтому в заключение второй главы мне хотелось бы рассказать о враче,прошедшем путь от механистического восприятия своего ремесла до осознанияврачебной практики как призвания к состраданию и обоюдному исцелению тела идуши. О враче как исторической фигуре, о пути врача как человека и человека какврача.2.7.
Этапы духовной эволюции врача (на примере Н.И. Пирогова)161Говоря об этапах духовного развития личности человека и хирурга НиколаяИвановича Пирогова, нежно прежде всего помнить о том, что сам ученый называлэти этапы греческим словом «фазис». Фазис — это рождение (по)явление на светчего-то нового. В конце концов, фазис — следствие изменения бытия, заметноеразуму и взгляду. В свете сказанного, нам придется проследить появление и проявление трех сторон трех явлений нашего героя.Явление первое начинается со дня рождения нашего героя 13 (26) ноября1810 года. Семья Пироговых была религиозна.