Диссертация (1145138), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Предисловие к эссеуказывает на то, что замыслом автора было показать эволюцию русской лирикиXIX-XX веков, взяв за опору один объект описания – Царское Село. Такимобразом, основной стратегией автора была реинтерпретация фактов, событий,явлений, формирующая траекторию изменений.Согласнотрадициямоформлениябольшихлитературно-критическихэкскурсов, фрагментация эссе произведена самим автором – 12 частейпронумерованы и отделены друг от друга наподобие маленьких глав. В этомслучае фрагментом анализа жанра становится часть текста, выделеннаяпараграфически самим автором. Происходит своего рода масштабирование,укрупнение фрагмента, не затрагивающее его сущностных характеристик(наличия референтной соотнесённости, тема-рематической цепочки и фокусавнимания).Наличие динамики преобразований (смены эстетических установок вклассических, романтических и реалистических системах стиха) свидетельствуето том, что ведущим концептом, на основании которого построено эссе, является179сценарий, а не гештальт, как возможно было предположить из названия.Кратко можно представить развитие авторской мысли следующим образом.1.
Первая тактика автора – постулирование исходной исторически сложившейсятенденциилирическогоописанияобъекта(ЦарскогоСела):благодарятворчеству Г. Р. Державина, А. С.Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. А. Вяземского иВ. А. Жуковского за Царским Селом закрепляется образ меланхолическойидиллии в стиле декоративного барокко, чуждого всяким драмам.2. Тактика – суммирование общей тенденции движения лирики начала 20 века, сего низведением ценности универсального и возвышением единичного, взятогов своём «номинатизме» – то есть принадлежащем скорее пространствуфеноменального, чем реального: для Ахматовой и её современников ЦарскоеСелобылоцарствомнебытия,котороенеобходимооживить,индивидуализировав реалистическими чертами.3. Тактика – первый аргумент, свидетельствующий о возможности отхода оттрадиционного образа и обращения к фрагментарной реальности под действиемуказанных выше сил. Царское Село для А.
Ахматовой, В. Комаровского, О.Мандельштама – провинция, что аргументировано стихами и описанием городав дневнике Н. Пунина.4. Тактика – перевод механизма работы с объектом лирического описания вплоскостьфеноменовсознания,аргументированныйотрывкамиизпроизведений и цитированием очевидцев (о том, что для Ахматовой ЦарскоеСело – город призраков, переведённый в личное царство теней послесожжения).5. Тактика – анализ механизма изменения в присвоенном образе значения фона ифигур – травы становятся равноправными фигурами с людьми и одновременновестниками смерти, происходит сакрализация и смена аксиологическихдоминант образа: Ахматова видит в Царском Селе то, чего не видят другие –храмы и лопухи.6.
Тактика – анализ источника выявленной тенденции в лирике: преодоление180имперского декаданса, декадансом частного существования [Арьев 2000: 38],возникшим из разрыва между реальностью и иллюзией: запустение вигрушечном городе, где живёт марионеточный Никто, первым заметил И.Анненский, чья лирика обозначила кризис 19 века.7.
Тактика – сопоставление разных вариантов тенденции развития лирики:Ахматова оказывается между Анненским, принявшим реальность ЦарскогоСела в её обывательской низости и грязи и Н. Гумилёвым, не терпевшим этойреальности и бежавшим от неё в экзотические страны.8. Тактика – анализ способов преодоления декаданса сакрализацией символики,положенной в основание лирического описания объекта. Благородствоцарскосельской темы оказалось связано с испытанием человека небытием, чтопочувствовал И.
Анненский и преодолела принявшая его путь А. Ахматова.9. Тактикааргументациипереживаниесмертиизложенногокакжизненнойпредположения:доминантысакрализацияприводитпоэтаикхристианскому смирению, переживание смерти приводит к христианскомупокаянию.10. Тактика – сопоставление темы русификации окружающей действительности втворчестве А. Блока и А. Ахматовой.. Провинциальность детства Ахматовойпронизана аристократизмом русификации восприятия царскосельских статуй идворцов. Также и Блок – после посещения Царского Села написал «Куликовополе», минуя западноевропейские статуи.11. Тактика противопоставления двух сценариев: исходного и сценария-эссемы.Царское Село в лирике становится оксюмароном дворца и кабака.12. Тактика подведения итога. Для Ахматовой никакой царскосельской идиллии небыло никогда, была только бедность провинции, проникнутая сильнымрелигиозным чувством и противопоставленная лебединому нарциссизмуампирной эстетики 19 века.Таким образом, модель данного эссе, построенного на основании концептасценария, оказывается зависимой от того, как исходная ситуация сценария под181воздействием определённых действующих сил (причин) претерпевает изменения(процесс).
Как и в случае с концептом-фреймом и концептом – гештальтом авторвыбирает то количество компонентов изменения, которое ему необходимо дляреализации стратегии. Максимально сложным сценарием является тот, в которомне только исходная сцена претерпевает изменения или трансформацию, номеняются и сами действующие силы (деятели, тенденции, проявления стихии ит.п.).При этом необходимо отметить, что сценарий в эссеистике, согласно канону, неможет быть основан на повествовании, т.е.
все изменения ситуации не формируютсюжет. Формируется новая эссема «Царское Село» как объект лирическогоописания. В отличие от эссем публицистики и художественного пространства,эссемынаучно-публицистическихэссесоздаютсерьёзнуюконкуренциюпризнанному содержанию концепта, поскольку их наполнение обусловлено нетолько субъективно-эстетическими или этическими причинами. Разрушениестереотипов зачастую является избавлением от заблуждений, какими быавторитетными они ни были. Эссе «Великолепный мрак чужого сада» - один изтаких примеров.Анализ эссе, сформированного на основе гештальт-структуры.Эссе В.
Набокова «Кэмбридж»Глобальная стратегия - трансляция авторского восприятия фрагмента КМ.Автор, описывая студенческий кампус, рассказывает о своём внутреннемсостоянии беспомощности и внутреннего несоответствия окружающей егодействительности. Модальный субъект – полиреферентный, ориентированный нагруппу читателей (белоэмигрантов). Ментальное пространство – художественноес индексальным референтом (Кэмбридж), принадлежащем к объектам мировойкультуры.
Ментальное пространство данного эссе основано на концептегештальте, поскольку описывает предметы в их статичной взаимосвязи впространстве (в данном случае – феноменальном пространстве сознания автора).182Эссе состоит из 6 фрагментов, каждый из которых имеет своё тактическоезначение. Как и в других случаях, гештальт – организация эссе провоцируетавтора на замену значения узуальных компонентов концепта индивидуальноавторским.1. Перенесение собеседника в описываемую обстановку через косвенное,приблизительное описание глобального образа.2. Описание более конкретного фона рефлексии (эффект настройки фокусавнимания) – характеристика распорядка дня студентов.3,4.
Два фрагмента с идентичными тактиками, нацеленными на наполнениеописываемыхфигурсубъективнойзначимостью,описывающейпричиныодиночества автора: описание несовпадений темперамента и правил поведения.5. Тактика итогового подчёркивания главного эмоционального и цветовогоэлементагештальт-образа–описаниестенибашенвкачествепротивопоставления жизни неподвижной традиции, запечатлённой в безучастномкамне. Итог этот отсылает к началу эссе: «Хороша природа за морем, да она ненаша и кажется нам бездушной, искусственной» [Набоков 1993: 211].6.
Тактика усиления итогового впечатления – описание высокой задумчивостивечера и мягкого одиночества.Последовательность тактик: ОБС-общий план – ОХ-описание – ОБСописание – ОБС-описание – РП-суммирование – РО-итоговое усилениевпечатления.Эссе, основанное на базе индексального концепта-гештальта в русскойэссеистике используется чаще, чем на базе дескриптивного, посколькуиндексальный концепт, входящий в число культурно значимых объектов, имеетболеенасыщеннуюиэмоциональноакцентуированнуюисториюсвоегостановления в коллективном сознании.