Диссертация (1145089), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Хотя хабитус рассматривается55в данной работе как свойство социальной системы, он существует одновременно во всехчетырех типах систем, значит поведенческие нормы, в которых проявляется хабитус,должны изучаться на уровне биологической, психологической, социальной и семиотической систем. Современные подходы в социальных науках трактуют индивидов какбиопсихосоциальные системы.
Следовательно, социальная адаптация не может интерпретироваться в противоречии каждой из систем, в которую включен индивид (I. Aijzen[262]; P. Callero [279]; J. Diamond [287]; D. Funder [299]; M. Hammond [307]; D. Lester[328, 329, 330]; D. Marshall [339]; J. Mayer [340]; E. Miller [341]; P. Moessinger [345]; M.Paskard, B. Knolwton [354]; E. Shafir, A. Robin [378]; T.
Smits, G. Stevens [383]; A.Wierzbicka [420]; R. Wiley [421]).Целесообразно поставить несколько вопросов в отношении изучения того как хабитус проявляется в адаптационных поведенческих конструкциях. На основании идейA. Pickel о том, что к каждой конкретной социальной системе можно отнести отдельныйхабитус и соответственно можно говорить о доминантном хабитусе, целесообразно исследовать различные среды социальной адаптации студенческой молодежи, реализованные в социальном (академическом, профессионально-трудовом, правовом, материальнофинансовом, жилищно-бытовом, досуговом) и физическом пространстве (реальном,виртуальном). Поскольку студенты одновременно адаптируются в нескольких социальных средах, то хабитусы частично накладываются друг на друга и перемешиваются и,следовательно, в поведении индивида отражаются все социальные среды, к которым онпринадлежит. Следовательно, целесообразно говорить о необходимости исследованияиерархии хабитусов.
Если речь идет об иерархии, то целесообразно говорить о более именее значимых социальных средах и хабитусах и даже, в терминологии А. Pickel, о метахабитусах, к которым, относится в данном случае профессиональный или социальногрупповой хабитус. Индивиды на протяжении жизни могут принадлежать к различнымсоциальным средам и на их поведение могут соответственно влиять различные хабитусы. Понятно, что ведущая деятельность студенческой молодежи – учебная деятельностьопределяет место соответствующего хабитуса в иерархии как наиболее значимого. Исходя из этого и трактуется степень эффективности социальной адаптации студенческоймолодежи.Закономерным является следующий вопрос: насколько для социальной группы, вданном случае – студенческой молодежи, устойчиво сочетание поведенческих репрезен-56таций, во главе иерархии которых находится ведущая, в данном случае – учебнообразовательная деятельность, и возможно ли смещение акцента на другие виды деятельности? Ответы на эти вопросы отчасти дает дискуссия относительно процесса хабитуса.
Основываясь на предложенной A. Pickel схематической модели хабитуса можноразделить его на отдельные составляющие комплексы, применимые к каждой группе[361]. Для студенческой молодежи это следующие комплексы. Первый, универсальныйдля любой группы – комплекс персонального хабитуса, связанный с биопсихическойсистемой, которая порождает персональность как одно из эмергентных свойств и, помнению A.
Pickel, основывается на функционировании системно-специфических паттернов: хотение, чувствование, думание, делание и взаимодействие [361]. Два одновременно действующих механизма – персональности и хабитуса производят самосознание,идентичность и баланс «Мы» – «Я» в личности (S. Gerardi) [300]. Комплекс персонального хабитуса это фундаментальный процесс, связывающий социальные процессы сличностью. Второй, также универсальный комплекс, который A.
Pickel рассматриваеткак экономический. Применительно к данному исследованию рассмотрим как комплекспотребления. Этот комплекс хабитуса необходимо учитывать в исследовании социальной адаптации студенческой молодежи как сбалансированность процесса созданияпотребления. Например, недостаток финансовых, бытовых или других ресурсов затрагивает процесс социальной адаптации независимо от персонального хабитуса и требуетформирования адекватных адаптационных паттернов и практик. Следующий фундаментальный комплекс – комплекс, который A. Pickel рассматривает как политический процесс сила-власть [361].
В исследовании социальной адаптации студенческой молодежицелесообразно рассмотреть этот универсальный комплекс в ракурсе – необходимостьконтроль. Например, контроль успеваемости, посещаемости занятий оказывает влияниена адаптационное поведение независимо от персонального и экономического хабитуса,но испытывая сильное влияние установившегося обычая («хабити» – A. Pickel) [361].Предложенная концепция аналитически отличает, но теоретически не отделяет явлениехабитуса от других – экономических, политических и природных явлений. Теоретическая и исследовательская проблема заключается в том, чтобы идентифицировать и объяснить функционирование и взаимосвязь отдельных комплексов хабитуса, дающих основания для возникновения специфических социальных феноменов, характеризующихпроцесс социальной адаптации в целом.57Каузальные взаимосвязи в процессе хабитуса проистекают в двух направлениях имы можем определить общую природу этих взаимосвязей: 1) системный хабитус, вчастности системные паттерны: стремление, переживание, осмысление, действие и взаимодействие, усваиваются и оформляются в социальном опыте и реализуются в аффективно, когнитивно и морально обоснованных индивидуальных действиях; 2) персональный хабитус, в частности, индивидуальные формы стремлений, переживаний, осмыслений, действий и взаимодействий приобретают характеристики и значение системы.
Социальные системы, конечно, обладают дополнительными, ничем не редуцированнымиэмергентными свойствами и каузально обусловленной окружающей их социальной действительностью, т.е. другими социальными системами, а также природным окружением.Однако процесс хабитуализации обеспечивает воспроизводство тех механизмов в социальных процессах, которые оказывают влияние на большинство социальных систем.Итак, теория хабитуса ставит вопросы об иерархии хабитусов и их устойчивости.Проблема социологии состоит в идентификации и объяснении функционирования следующих отдельных последовательностей формирования хабитуса, дающих основаниядля возникновения специфических социальных феноменов: системно-специфическогохабитуса (влияние социального опыта на индивидуальные формы) и индивидуальнойперсональности (влияние индивидуальности на социальные системы).Теория практики в исследовании особенностей и тенденций социальнойадаптацииСледующее направление теоретической проблематики социологического исследования деятельностной реализации социальной адаптации – теория практики как общаяформулировка механизмов, с помощью которых формы материальной культуры, интернализованные индивидом, напрямую связываются с участием этого индивида в коллективных действиях общества R.
Miettien [342]. Эта теория оперирует понятием преобразующей практической деятельности как теоретической категории. Понятие деятельности применяется в теории практики как методологический подход к изучению человеческого поведения, в котором социальный опыт или социальное экспериментирование играют основополагающую роль. Понятие практик применяется в данном исследованиикак альтернатива понятиям рациональности и нормативности (T. Schatzki) [376]. Теорияпрактики применима в изучении и организации процессов управления (D. Niccolini)[349] и образования (M. Glassman) [302] для развития понятий знания, обучения, а также58изучения профессиональной жизни. Понятие практики открыло новые исследовательские области, например, в системе организации обучения, менеджмента знаний, изучения инноваций и планирования рабочих мест.
Такого рода исследованиями в контекстеэтнометодологии занимались П. Бурдье [40, 41], Г. Гарфинкель [55, 56], теорию социальной сети акторов изучал A. Preda [365, 366, 367, 368, 369], A. Reckwitz [373], D. Niccolini [349], S. Gerardi [300]. A. Reckwitz [373], D. Stern [396] выявили философские основания для развития теории практики в работах Л. Виттгенштейна [48] и М. Хайдеггера [216]. На основании этих идей понятие практики применимо для преодоления установок социального конструктивизма как единственного источника формирования адаптационных паттернов и практик студенческой молодежи и восстановления значимостиматериальных артефактов в изучении адаптационного поведения. При этом значениеконструктивизма не умаляется, а его связь с прагматизмом обеспечивается философиейпраксиса.R.
Miettinen, опираясь на Б. Рассела, указывает на сходство между К. Марксом и J.Dewey в области практической деятельности и связи между марксистской философиейпраксиса и фундаментальными принципами прагматизма [342]. Фактически прагматизми теория J. Dewey основываются на факте взаимодействия между человеком и его окружением посредством орудий труда и языка, что является основой для знания. В тезисахК. Маркса о Л. Фейербахе подтверждается необходимость рассматривать человеческуюдеятельность, практику как процесс создания артефактов, формирующих самосознаниечеловека [142].