Диссертация (1140411), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Однако, волокна в его составе переплетаются между собой, изредкаформируя фигуры в форме звезды, и иногда могут иметь и извитой ход.65Третий тип изменений матрикса представлен хаотично расположенными,переплетенными между собой толстыми пучками волокон внутри хрящевыхлакун, находящихся вблизи или внутри двух перечисленных выше участков (Ф3на рисунках 14 г и д). Иногда волокна, переплетаясь между собой, такжеформируют фигуру звезды. Лакуны, содержащие эти пучки, нередко имеютчеткую капсулу. При ее отсутствии, волокна внутри лакуны сливаются сволокнами в составе фокусов фибриллизации Ф1 и Ф2.Принципиальнодругойтипизмененийматрикса(наиболеечастовстречающийся в хрящевой ткани) представлен разнонаправленными, тонкимиволоконцами (на × 400, × 600, × 1000), располагающимися в межтерриториальномматриксе реберного хряща и вблизи участков Ф1 и Ф2 типов (Ф4 на рисунках 14 би е). Хондронная структура хрящевой ткани в этих участках сохранена, ащелевидные полости отсутствуют.Тинкториальные свойства волокон и волоконецв составе очаговфибриллизации матрикса всех типов близки (см.
рисунки 15 и 16). Так, приокраске гематоксилином и эозином они эозинофильны (хотя иногда очаги Ф1-Ф3могут проявлять базофилию – см. рисунок 13д), окрашиваются в красный цветпри использовании пикросириуса красного, в различные оттенки синего – приокраске по Маллори (исключая Ф4 тип, который не дает окрашивание – см.рисунок 15 в). При окраске толуидиновым синим в очагах Ф1-Ф4 типовотмечается более неравномерная метахромазия, чем в нативном матриксе. Прииспользовании MAFT на полутонких срезах волокна во всех типах участковфибриллизации окрашиваются идентично нативному матриксу.66Рисунок 15 – Строение реберного хряща в норме (центральная зона):нативный матрикс (НМ); 4 типа фибриллизации матрикса (Ф1 – Ф4); а) очаглизиса волокон в виде «лужи» – звездочка (*), окраска пикросириусомкрасным, × 100; б) окраска пикросириусом красным, × 400; в и г) окраска поМаллори, × 400; д и е) окраска толуидиновым синим, × 400.В отличие от других участков хряща, в фокусах фибриллизации Ф1 и Ф2типов часто встречаются крупные хрящевые лакуны с многоклеточнымиизогенными группами хондроцитов (см.
рисунке 16а). В этих лакунах какотдельные хондроциты, так и их крупные кластеры находятся в состоянииапоптоза или выраженной вакуолизации, что нередко приводит к распадуцитоплазмы; при этом внутри лакуны остается клеточный детрит (см. рисунки 16б и в). В ряде лакун фрагменты детрита остаются среди волокон в фокусах Ф3типа (см.
рисунки 14 д и 16 г).67Рисунок 16 – Строение реберного хряща в норме (центральная зона):нативный матрикс (НМ); 3 типа фибриллизации матрикса (Ф1 – Ф3);фрагменты разрушенных хондроцитов (желтые стрелки): а) гигантскиелакуны с многочисленными хондроцитами - звездочка (*), окраска по Маллори,× 50; б) полутонкий срез, окраска MAFT, × 1000; в) щелевидная полость сгомогенным содержимым - звездочка (*), окраска толуидиновым синим, × 400;г) окраска пикросириусом красным, × 400.В то же время, в очагах Ф1 и Ф2 типов часть лакун могут приобретатьщелевидную форму и нередко достигать крупных размеров (см. рисунки 14 д, 16в). В отдельных препаратах видно, как стенки лакуны разрушается с выходомсодержимого в матрикс внутри очага фибриллизации.
При этом, как уже былоотмечено выше, волокна Ф3 типа сливаются с волокнами Ф1 и Ф2.При фазово-контрастной, темнопольной и поляризационной микроскопииболее четко видно волокнистое строение надхрящницы, хрящевых каналов инеоднородное строение нативного матрикса реберного хряща (см. рисунки 17 –21).68Рисунок 17 – Строение реберного хряща в норме: надхрящница – Н,субперихондрий – СП, хрящевой канал – К, центральная зона хряща – ЦЗ;фазово-контрастная микроскопия, окраска пикросириусом красным, × 100.Рисунок 18 – Строение реберного хряща в норме (субперихондрий): в матриксевидна тонкая сеточка из едва видимых коллагеновых волоконец (стрелки),фазово-контрастная микроскопия, окраска пикросириусом красным, × 1 000.69Рисунок 19 – Строение реберного хряща в норме (центральная зона): втерриториальном (ТМ) и интертерриториальном (ИМ) матриксе виднатонкая сеточка из едва видимых коллагеновых волоконец (стрелки), фазовоконтрастная микроскопия, окраска пикросириусом красным, × 1 000.Рисунок 20 – Строение реберного хряща в норме: надхрящница – Н,субперихондрий – СП, хрящевой канал – К, центральная зона хряща – ЦЗ;темнопольная микроскопия, окраска пикросириусом красным, × 100.70Рисунок 21 – Строение реберного хряща в норме: надхрящница – Н,субперихондрий – СП, центральная зона хряща – ЦЗ; полярационнаямикроскопия, окраска пикросириусом красным, × 100.При фазово-контрастной микроскопии на больших увеличениях в нативномматриксе видны скопления мельчайших волоконец, практически не видимые приобычной световой микроскопии (см.
рисунки 18 и 19). При темнопольной иполяризационной микроскопии матрикс глубоких слоев реберного хряща даетнеравномерное свечение, менее интенсивное, чем у надхрящницы (см. рисунки 20и 21).При поляризационной микроскопии срезов, окрашенных пикросириусомкрасным, наблюдаемая анизотропия (двойное лучепреломление) надхрящницыдает оранжево-красный спектр, в то время, как матрикс – нежный желтоватозеленый (см. рисунок 21).Прииспользованиивышеуказанныхметодовболеечетковидноволокнистое строение и в фокусах фибриллизации всех типов (см. рисунок 22).71Рисунок 22 – Строение реберного хряща в норме (центральная зона):нативный матрикс (НМ); 4 типа фибриллизации матрикса (Ф1 – Ф4); а и б –фазово-контрастная микроскопия, окраска гематоксилином и эозином; в и г –темнопольная микроскопия, окраска гематоксилином и эозином; д и е –поляризационная микроскопия, окраска пикросириусом красным: а) × 400;б) × 1000; в, г) × 200; д, е) × 200.Так, при фазово-контрастной микроскопии очагов фибриллизации Ф4 типана увеличениях × 400 и, особенно, × 1000 в матриксе наиболее четко выявляютсяволоконца, едва видимые при обычной световой микроскопии.
При этом границамежду нативным матриксом и очагами Ф4 типа нечеткая, в связи с тем, чтоаналогичныеволоконцавстречаютсяивнативномматриксевблизивышеуказанного типа. Однако необходимо отметить, что в нативном матриксеподобные волоконца встречаются очень редко, а преобладают единичные, крайне72тонкие и располагаются более рыхло (см. рисунки 18, 19 и 22а).
Структура другихтиповфибриллизацииматриксатакжеболеечетковыявляютсяприиспользовании этого метода (см. рисунки 22 б).При темнопольной и поляризационной микроскопии матрикс всех типовфибриллизации дает более выраженное свечение, чем нативный (см. рисунки 22 в– е). При этом наибольшая интенсивность свечения отмечается в очагах Ф1-Ф3типов, близкая к таковой у надхрящницы (см. рисунки 20 и 21). Необходимоотметить,чтонаблюдаемаяанизотропияочаговФ1-Ф3типовдает,преимущественно, желто-оранжевый и оранжево-красный спектры, в то время,Ф4 – нежный желтовато-зеленоватый, но более яркий, чем у нативного матрикса.При ИГХ-исследовании в надхрящнице и в хрящевых каналах определяетсяэкспрессия коллагена I типа, в то время, как матрикс гиалиновой хрящевой ткании хондроциты его не экспрессируют (см. рисунки 23 а и б).
При этом в хрящевыхканалах только периферическая их часть содержит коллагеновые волокна I типа.Коллаген II типа определяется в матриксе гиалиновой хрящевой тканиреберного хряща и в цитоплазме хондроцитов при отсутствии в надхрящнице иканалах (см. рисунок 23 в).Коллагеновые волокна III типа, также, как и I типа, видны в соединительнойткани хрящевых каналов (см.
рисунок 23 г). Экспрессия коллагена III типа неопределяется ни в матриксе хряща, ни в цитоплазме хондроцитов, ни внадхрящнице.ИГХ-исследование показало, что коллагеновый состав волокон в очагахфибриллизации матрикса всех четырех типов идентичен составу нативногоматрикса: волокна во всех типах состоят из коллагена II типа, при этом коллагеныI и III типов в их составе не обнаруживаются (см. рисунок 24).73Рисунок 23 – Иммуногистохимическая характеристика реберного хряща внорме: надхрящница – Н, субперихондрий – СП, центральная зона хряща –ЦЗ; хрящевой канал – К; иммунопероксидазный метод: а и б) антитела кколлагену I типа, × 50; в) антитела к коллагену II типа, × 50; г) антитела кколлагену III типа, × 200.При НЛОМ ткани реберного хряща дают два типа сигнала: генерациивторой гармоники (ГВГ) и двухфотонной флуоресценции (ДФФ) (см.
рисунок 25).При этом сигнал ГВГ отмечается в надхрящнице, а также – в нативном матриксе ввиде нежной сеточки и в очагах фибриллизации Ф1 – Ф4 типов, в то время как вхондроцитахоннеопределяется.Очагифибриллизацииматриксахарактеризуются более выраженным сигналом, чем нативный матрикс.Однако, хондроциты характеризуются наибольшей интенсивностью сигналаДФФ, который дают абсолютно все компоненты реберного хряща, но значительноменьшей интенсивности.
Наличие сигнала ГВГ свидетельствует о коллагеновойприроде веществ, расположенной в хрящевой ткани, сигнал ДФФ свидетельствуето наличии других, неколлагеновых молекул (флуорофорах).74Рисунок 24 – Иммуногистохимическая характеристика реберного хряща внорме: нативный матрикс (НМ); 4 типа фибриллизации матрикса (Ф1 – Ф4);иммунопероксидазный метод: а) антитела к коллагену I типа, × 50;б) антитела к коллагену I типа, × 200; в) антитела к коллагену II типа, × 50;г) антитела к коллагену II типа, × 400; д) антитела к коллагену III типа,× 200; е) антитела к коллагену III типа, × 400.ПриТЭМхондроцитыимеютразличнуюформуиразмеры(всубперихондрии они вытянутые и мелкие, в центральной зоне овальные и болеекрупные). В каждой клетке располагается по 1 ядру.