Диссертация (1140189), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Они имеют длинные цитоплазматические отростки, позволяющие осуществлять коммуникацию с соседними клетками паракринным способом и не способны реагировать на сигналы из интрагастрального пространства [266]. Процессы химического превращения белков в ходепищеварения осуществляются под влиянием пепсиногенов. Среди них принято выделять две группы, представители первой из них локализуются в фундальной части СОЖ, тогда как второй – в антральной области и в начальномотрезке ДПК.Для реализации своей функции пепсиногены должны пройти процессактивации, который заключается в отщеплении от исходной молекулы полипептида, в результате чего образуются несколько пепсинов. Они представляют собой ферменты, относящиеся к классу протеаз.
Собственно пепсины осуществляют гидролиз белков при значениях рН 1,5–2,0. Другой тип протеазы –гастриксин имеет иной диапазон колебаний рН, при которой превращениебелка происходит с максимальной скоростью – 3,2–3,5. В желудочном сокевзрослого человека преобладает пепсин, который составляет от 1/3 до 4/5 его41объема. Пепсин и гастриксин различаются по субстрату своего действияи обеспечивают достаточно большой «физиологический коридор» рН, что нивелирует влияние различий в объеме и кислотности желудочного сока, количеств и буферных свойств пищи и других факторов, влияющих на течениепроцесса пищеварения. Показано, что сок, выделяемый различными участками СОЖ, характеризуется различной концентрацией пепсиногена и хлористоводородной кислоты.
Например, железы малой кривизны желудка продуцируют сок с большим их содержанием по сравнению с железами большой кривизны [27].Пилорические железы секретируют относительно небольшое количество сока, имеющего слабощелочную реакцию и большое количество слизи. Онобладает невысокой протео-, липо- и амилолитической активностью и не играет существенной роли в желудочном пищеварении. Его щелочнойхарактер частично нейтрализует кислое содержимое желудка, которое поступает в ДПК [7, 10].Показатели, характеризующие желудочную секрецию, имеют весьмасущественные индивидуальные, половые и возрастные особенности. В условиях патологии желудочная секреция может повышаться (гиперсекреция)и снижаться (гипосекреция), изменениям подвержены также и параметры кислотности (гипер-, гипо- и анацидность (ахлоргидрия) [16].Различают PgI (или А) и ІI (или С). Эти фракции получены с помощьюиммуноэлектрофореза.
PgI содержится в главных и слизистых клетках телаи дна желудка, он включает в себя пепсиногены 1–5. Pg II объединяет типы6 и 7, содержится преимущественно в слизистых клетках тела, дна и пилорических желез, а также желез кардиального отдела.
Оба типа пепсиногеновприсутствуют в плазме крови, но только PgI может выделяться с мочой.Исследование плазменных концентраций пепсиногенов играет существенную роль в неморфологической оценке морфофункционального состоянияСОЖ. Сопоставление уровней PgI и PgII, а также G-17 дает ценную информацию при диагностике атрофического процесса в СОЖ [83, 224, 271, 276].42Итак, рядом авторов высказывается мнение о том, что использованиетолько визуально-аналоговой шкалы при оценке гастробиоптатов не можетв полной мере характеризовать морфофункциональное состояние СОЖ у детей. В значительной мере эта информация может быть расширена, дополненаи детализирована при использовании морфометрического анализа клеточногосостава фундальных и пилорических желез.
Определение количественного состава клеточных пулов при динамическом наблюдении за больными приобретает важную роль при дифференциальной диагностике истинной и неопределенной атрофии. Это особенно значимо у пациентов детского возраста, у которых высоки возможности регенерации СОЖ. Тем не менее в литературеотсутствуют данные о клеточном составе ее желез в норме и о закономерностях его изменения при хроническом воспалении.
Определение плазменныхконцентраций гастрина и пепсиногенов широко используется в терапевтической гастроэнтерологии для неморфологической оценки состояния СОЖ.Однако данные об изменениях указанных биомаркеров у детей с хроническими воспалительными заболеваниями верхних отделов пищеварительноготракта единичны, а результаты, полученные отдельными авторами, во многомпротиворечивы. Эти обстоятельства побудили нас к проведению данногоисследования.43Глава 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯМатериалом для работы послужили данные обследования 328 детейи подростков с хроническим гастродуоденитом 7–17 лет, распределение которых по полу и возрасту представлено в таблице 1.Таблица 1Возрастно-половой состав детей и подростковс хроническим гастродуоденитомПолВозрастные группыВсего7–11 лет12–17 летМальчики38112150Девочки63115178Всего101227328Перед началом выполнения работы ее методология была утвержденаэтическим комитетом ГБОУ ВПО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России.
Во всех случаях получено письменноеинформированное добровольное согласие родителей и ребенка (при достижении возраста 15 лет) на участие в исследовании.Пациенты обследованы в условиях детского гастроэнтерологическогоотделения ГУЗ ЯО «Детская клиническая больница № 1» в течение2011–2014 гг.
В результате комплексной оценки клинико-анамнестических,лабораторных, эндоскопических и морфологических данных верифицировандиагноз «хронический гастродуоденит».Дизайн исследования предусматривал следующие разделы:- оценку клинико-анамнестических данных;- стандартное лабораторное и паразитологическое обследование;- эзофагогастродуоденоскопию;44- гастро- и дуоденобиопсию с последующим морфологическим анализом в соответствии с визуально-аналоговой шкалой;- диагностику пилорического хеликобактериоза (Нр);- выявление персистенции вирусов герпеса человека 4 (вирус Эпштейна – Барр) 6 и 8 типов в СОЖ и ДПК;- определение кислотообразующей функции желудка с применением эндоскопической и компьютерной рН-метрии;- дуоденальное зондирование;- ультразвуковое исследование органов брюшной полости (УЗИ).Специальное исследование включало:- морфометрическую оценку клеточного состава желез и воспалительного инфильтрата СОЖ;- иммуногистохимический анализ с определением эпителиоцитов, продуцирующих G-17, SSТ, PgI и PgII, муцины (MUC) 5 и 6;- исследование концентраций G-17, PgI, PgII и титра антител класса Gк антигенам Hp (анти-Нр-IgG).2.1.
Клинико-анамнестическое обследованиеОсуществлялось с использованием специально разработанной карты.Изучение данных anamnesis morbi (табл. 2) показало, что почти у половиныпациентов длительность заболевания превышала 1 год, а каждый второй изних госпитализировался повторно.Частота основных факторов риска развития гастродуоденальной патологии у пациентов представлена в таблице 3.Таким образом, изучение семейного анамнеза позволило в абсолютномбольшинстве случаев выявить наследственную отягощенность по хроническим заболеваниям системы органов пищеварения. Из других факторов риска45формирования указанной патологии у пациентов наиболее значимыми, по нашим данным, оказались осложненное течение анте- и интранатального периодов, психоэмоциональный стресс, а также наличие глистно-паразитарнойинвазии.Таблица 2Характеристика анамнеза заболевания у детейс хроническим гастродуоденитомПеречень факторовЧастота, %Длительность заболевания:до 1 года25,01–3 года31,1более 3 лет43,9Госпитализация:первая47,3повторная52,7Антихеликобактерная терапия в анамнезе47,3Таблица 3Частота основных неблагоприятных факторов анамнезау пациентов с хроническим гастродуоденитомПеречень факторовЧастота, %Наследственная предрасположенность по заболевания ЖКТ73,2Отягощенное течение беременности72,9Осложненное течение родов48,8Ранний перевод на искусственное вскармливание31,1Наличие пищевой аллергии25,0Неблагоприятные жилищно-бытовые условия48,8Хронический психоэмоциональный стресс66,8Наличие домашних животных73,2Глистнопаразитарная инвазия77,146Объективное обследование детей и подростков с ХГД позволило установить, что практически во всех случаях имел место болевой абдоминальныйсиндром (97%).
Наиболее типично для него наличие поздних (тощаковых)болей средних по частоте и преимущественно умеренной интенсивности с локализацией в параумбиликальной, эпигастральной или пилородуоденальнойзонах. Чаще регистрировались колющие, схваткообразные боли, которые проходили самопроизвольно, в покое или после употребления небольшого количества пищи, в 26,7% случаев возникала необходимость в приеме медикаментов (спазмолитики, антациды, анальгетики).Болезненность при пальпации в эпигастрии отмечалась в 29,7% случаев,в пилородуоденальной области – в 24,2%, в параумбиликальной зоне –в 61,9%, в правом подреберье – в 12,7%.Проявления диспептического синдрома в том или ином виде имели место в 92,4% случаев.Стул с наклонностью к запорам отмечался у 55,1% пациентов, у 3% регистрировались периодические послабления.Симптоматика вегетативной дисфункции с преобладанием тонуса парасимпатической системы определялась практически у каждого больного(93,6%).Интоксикационный синдром был представлен выраженной бледностьюкожных покровов (24,6%), наличием периорбитальных теней (26,7%), повышенной утомляемостью (38,1%), субфебрилитетом (2,5%).